Урок развития речи по русскому языку "Рассуждение". 5-й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Надежда Ивановна Кобзева

На уроке учитель должен дать понятие о тексте-рассуждении; научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…). А также развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь и прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_ou_rr_rassuzhdenie_urok.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку "Рассуждение". 5-й класс

Цели урока:

  1. Дать понятие о тексте-рассуждении;

Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;
Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)

  1. Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь.
  2. Прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Ход урока

1. Слово учителя о цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.

– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Актуализацию знаний проводим по схеме из книги Г.И.Канакина “Уроки русского языка. 5 класс”.

П

повествование

О

описание

Р

рассуждение

Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.

– Что вам известно о тексте повествовании?

(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

– Каковы особенности описания?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

Для передачи описания используются прилагательные)

– Рассуждение имеет свои особенности.

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое – по-меньше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).

Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.

Изучение нового материала.

А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.

– Что такое рассуждение?

Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2 – Высказывание, обсуждение.

– Научимся правильно писать данное слово.

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.

– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

– Какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. #1054;бщее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
#1050;онец события, развязка.

В. 1. Тезис.
#1044;оказательства.
3. Вывод.

– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

– Что такое тезис?

Работа с толковым словарем.

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Что такое доказательства?

Работа с толковым словарем.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

– Что такое вывод?

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

4. Закрепление материала.

Работа выполняется под руководством учителя.

– Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?

Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.

Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы вновь обратимся к типам речи.

- Какие вы знаете типы речи? (Приложение2. Слайд 1)

Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст. (Приложение 1)

Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице - китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

(Ответ: описание. Приложение2. Слайд 2)

  • Одно фото
  • Отвечает на вопрос КАКОЙ?
  • Описание

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

(Ответ: рассуждение.Приложение2. Слайд 3)

  • Нельзя сфотографировать
  • Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
  • РАССУЖДЕНИЕ

- Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? - длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.

II. Изучение нового материала.

- У нас есть два верных помощника. Это фотоаппарат и светофор. (Приложение2. Слайд 4). Один из них уже помог вам, когда вы использовали метод фотографирования. Зачем же нам нужен светофор, вы сейчас узнаете.

Второй текст про акулу - текст-рассуждение. Как он строится? (Приложение2. Слайд 5, 6)

Как построить текст-рассуждение?

В море много рыб и животных.

Вступление

Акул называют морскими разбойниками.

ПОЧЕМУ?

Что нужно доказать?

ПОТОМУ ЧТО

Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Доказательства

ТАКИМ ОБРАЗОМ, не случайно акул считают опасными рыбами.

Вывод

- Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.)

- Итак, сделайте вывод, как строится текст-рассуждение. (Приложение2. Слайд 7, 8)

III. Устная работа. Закрепление теории.

Учитель читает третий текст, по частям, соответствующим строению рассуждения. (Приложение 1)

1) И взрослые, и дети любят читать сказки.

2) Некоторые из них называют волшебными.

3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.

4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

- При повторном чтении назовите части, соответствующие строению рассуждения.

- А теперь вы сами сочините текст-рассуждение.

– Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?

(Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)

– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.

Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.

Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

Практическая отработка:

– По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные

элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)

– Мы с моей подругой Машей очень любим читать.

– Друзья всегда помогают друг другу.

– Собака – друг человека

Полученные тексты заслушиваются, корректируются.

– Игра-соревнование “Лучший редактор”.

Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре, содержании и языковом оформлении текста. Особый интерес создается установкой: “Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”.

Дружный ли наш класс?

#1071; думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?

2. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать.

Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся.

Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин.

В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения.

А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором.

Значит, наш класс недружный.

3. Наш класс дружный. Мы всегда помогаем друг другу. Когда в классе уборка, мы все приходим. Допустим, если бы мы были недружными, то никогда не победили бы другие классы в спортивных состязаниях. Значит, наш класс дружный. На переменке мы играем. Не правда ли, наш класс дружный? Надеюсь, я убедила вас?

– Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование)

В тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи. Преобладает, как правило, какой-то один тип.

– Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения).

1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.

(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.”

Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”)

2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!

(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит)

3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)

Вывод по уроку.

Мы познакомились с новым для нас типом текста – рассуждением.

  1. Какова основная задача текста рассуждения?
  2. Назовите структурные элементы рассуждения?
  3. Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по любой теме:

Хорошо быть взрослым (грамотным, умным, вежливым)

«Какой должна быть школьная перемена и почему?».

Оформить как доклад, иллюстрации приветствуются. Дополнительно проговорить:

- Какого типа текст получится? (рассуждение)

- Какого стиля будет текст? (зависит от выбора учащегося, уместно использование художественного и научно-делового).

Тезис, который будут доказывать, подчеркнуть в тексте сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

Урок развития речи по русскому языку в 10 классе

Обучение учащихся эпистолярному жанру. Письмо от имени жителя города Калинова о событиях летом 1859 года, случившихся с Катериной Кабановой....

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе "Публичное выступление об истории родного края"

Урок направлен на развитие  у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её,  строить монологическое высказы...

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо". Урок сопровождается презентацией....

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...