Программа элективного курса "Секреты русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Программа разработана для проведения кружковых или элективных занятий в 11 классе. Цель - подговка к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Комитет образования МО Плавский район
МБОУ МО Плавский район "Волхонщинская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом ________________________ Протокол № 17 от «26» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ________________________ Моськина Е.Р. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Виноградова Г.С. Приказ № 2 от «27» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии»
для обучающихся 11 класса
Пояснительная записка
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.
В рамках данного элективного курса приоритетными целями изучения русского языка являются:
-воспитание гражданина и патриота,
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
-осознание национального своеобразия русского языка.
Программа данного курса способствует углублению знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; функционально-стилистической системе языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Программа данного элективного курса направлена на дополнение содержания основного курса и соответствует задачам стандарта полного среднего образования по русскому языку.
Данный курс рассчитан для учащихся 11 классов (из расчета 1час в неделю, всего 34 часа).
Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного материала по русскому языку. Особое внимание следует обратить на то, какие методические просчеты были допущены в подготовке ученика, и продумать способы их устранения.
Назначение ЕГЭ – объективно оценить подготовку выпускников по русскому языку с целью их итоговой аттестации.
Содержание и уровень сложности экзаменационной (ЕГЭ) и проверочной (мониторинг) работ по русскому языку соответствуют требованиям обязательного минимума и стандарта содержания образования по русскому языку.
Главным инструментом проверки знаний при ЕГЭ является текст. Его особенность состоит в полноте охвата курса русского языка.
Экзаменационный тест проверяет :
1) знания о языке как системе ( знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису );
2) речеведческие знания (текст: основная мысль ,средства связи в нем ; типы речи : повествование , описание , рассуждение ; стили речи ; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи);
3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил );
4) орфографическую и пунктуационную грамотность ;
5) владение нормами литературного языка : орфоэпическими, лексическими, морфологическими , синтаксическими , стилистическими;
6) умение анализировать текст, проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста ;
7) умение создавать текст в жанре рассуждения или эссе.
Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста , ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в фонетических , грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств , которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических понятий, правил, языковых фактов. Необходимо учитывать, что наиболее сложным является написание сочинения – рассуждения. По этой причине необходимо особое внимание обратить на подготовку учащихся к написанию сочинения – рассуждения.
Учащиеся должны уметь :
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста ;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора ;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли ;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка ;
- продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Особое внимание на ЕГЭ уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.
1.1 Актуальность и новизна программы
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересен русский язык, кому он понадобится при учебе в ВУЗе, подготовке различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.
Учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
1.2 Отличительные особенности программы, принципы.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью:
-работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочные и диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя
Беседа
Работа со словарями
Анализ таблиц
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
1.3. Цель и задачи программы
ЦЕЛИ КУРСА:
освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
1.4 Основные участники реализации программы:
Программа адресована учащимся 11 классов с ориентацией как на базовый класс, так и на профильный, рассчитана на 34 часа.
- Педагогический коллектив.
- Родители (законные представители) детей.
1.5 Сроки реализации программы.
Изложение материала рассчитано на год и предполагает обобщение и систематизацию полученной учащимися информации по ознакомлению с материалом по русскому языку.
1.6. Нормативно-правовая и документальная основа
Программа по элективному курсу составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2012г «Об образовании» ст. 7
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 №55-од «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования». Конституция РФ
4. Конвенция о правах ребенка
5.Учебный план ГБОУ СОШ «ОЦ» им.С.Ф.Зинченко пос. Глушицкий
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Методического пособия «Я сдам ЕГЭ!» Русский язык. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное для общеобразовательных организаций/ (И. П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2017.
3. Учебного пособия для общеобразовательных организаций «Я сдам ЕГЭ!» Практикум и диагностика / (И. П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2017.
4. Учебного плана школы.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в заданиях ЕГЭ, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
1.7.Особенности возрастной группы, режим занятий.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовке к сдаче экзамена по русскому языку и учебе в ВУЗе. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения, оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Программа не создает учебных перегрузок, т. к. не предусматривает обязательного выполнения домашних заданий. Программа применима для различных групп школьников.
1.8. Используемые формы организации процесса
Занятия организуются в форме уроков.
Виды уроков: лекция, практическая работа, беседы.
В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию основных орфографических и пунктуационных правил. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. Процесс изучения содержания программного материала распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Теоретическая часть элективного курса заключается в изложении материала учителем по каждой изучаемой теме с приведением примеров и сообщения учащимся дополнительного материала, не входящего в программу средней школы. Практическая часть элективного курса – в применении учащимися полученных знаний при выполнении экзаменационных заданий. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа, в результате которой оцениваются знания и умения учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце года проводится итоговая контрольная работа.
Для достижения поставленной этой цели проводят уроки:
- лекции;
2) уроки-консультации;
3) самостоятельные работы;
4) зачеты;
5) итоговые контрольные работы.
Ожидаемые результаты
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:
Учащиеся должны знать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения.
уметь:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Формы контроля
Методы контроля:
- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов, в самооценке и взаимооценке.
- Тематический контроль: самостоятельные работы и зачеты.
-Итоговый контроль: итоговая контрольная работа
-Исследовательские работы.
1.11 Формы подведения итогов реализации программы Зачетное занятие может быть проведено открытым уроком, когда учащиеся защищают свои выполненные задания домашней контрольной работой. Все зависит от уровня подготовленности класса и желания работать на уроке и дома.
2. Основное содержание элективного курса
№ | Содержательный раздел русского языка | Количество часов |
1 | Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. | 4 |
2 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексическое значение слова. | 4 |
3 | Речь. Нормы орфографии. Правописание корней. Правописание приставок . Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Лексические нормы. | 7 |
4 | Речь. Нормы пунктуации. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 7 |
5 | Речь. Языковые нормы. Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. | 5 |
6 | Речь. Выразительность русской речи. Языковые средства выразительности. | 2 |
7 | Развитие речи. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 5 |
Всего часов: | 34 |
Введение. Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы.
Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов №2.
Оценка работы. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Речь. Работа с микротекстом. Текст. Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Слово. Лексическое значение слова в тексте. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Словарная статья.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Орфографические нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационные нормы.
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Речь. Анализ текста. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Языковые средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Обоснование собственного мнения по проблеме. Формы обоснования. Правила использования аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Речь. Нормы орфоэпии. Лексические нормы. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
4. Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе элективного курса необходимы следующие принадлежности:
- подборка видеоуроков и презентаций;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса
«Секреты орфографии»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные понятия | Форма занятия/ соответствие заданиям ЕГЭ |
11 класс – 34 часа | ||||
1. | Введение. ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание. | 1 | Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы. Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов №2. Оценка работы. | Лекция. |
Работа с микротекстом. | ||||
2. | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. | 1 | Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. | Лекция, практикум, работа с тестами. Задания №1-3 |
3. | Лексическое значение слова. Орфоэпические нормы | 1 | Слово. Словари русского языка. Лексическое значение слова. Многозначность. Словарная статья. | Лекция, практикум, работа с тестами. Задание №4 |
4. | Проверочная работа по теме «Текст. Средства связи. Лексическое значение слова». | 1 | Текст. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Прямое и переносное значение слова. | Практикум. Задание №5 |
Речь. Языковые нормы. | ||||
5. | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 1 | Лексика. Лексическое значение слова. Паронимы. | Практикум. Задание №6 |
6. | Морфологические нормы (образование форм слова) | 1 | Части речи и их формы. | Практикум, работа с тестами. Задание №7 |
7. | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | 1 | Виды грамматических ошибок. Согласование. Управление. | Практикум. Задание №8 |
8. | Правописание корней | 1 | Орфограмма, морфема, корень | Практикум. Задание №9. |
9. | Правописание приставок | 1 | Орфограмма, морфема, корень, приставка | Исследовательская работа. Задание № 10. |
10. | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-НН). | 1 | Орфограмма, морфема, части речи | Тренинг. Задание №11. |
11. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 | Орфограмма, морфема, спряжение глагола, действительные и страдательные причастия прошедшего времени, суффиксы причастий прошедшего времени. | Тренинг. Задание №12. |
12. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | Орфограмма, отрицательная частица, части речи; противопоставление, зависимые слова. | Работа с тестами. Задание №13. |
13. | Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | Орфограмма, частица, части речи; грамматическая основа. | Практикум. Задание №14. |
14. | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 1 | Орфограмма, прилагательное, причастие, глагол, совершенный и несовершенный вид, краткая форма прилагательного и причастия, зависимые слова. | Практикум. Задание № 15. |
15. | Проверочная работа по теме «Орфографические нормы». | 1 | Орфограмма. | Работа с тестами. Задания № 9-15. |
Нормы пунктуации. | ||||
16. | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | 1 | Предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения, простое неосложнённое и повторяющийся союз, осложнённое предложение, сочинительные союзы, одиночный и повторяющийся союз, двойной союз, сложносочинённое предложение. | Практикум. Задание № 16. |
17. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 1 | Обособление, обособленные члены предложения, обособленные и необособленные определения | Практикум. Задание № 17. |
18. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | Вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; группы вводных слов по значению; вводные слова, сочетания слов и омонимичные члены предложения. | Тренинг. Задание №18. |
19. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | Сложноподчинённое предложение грамматическая основа, границы предложений, главное и придаточное предложение, виды придаточных предложений, подчинительные союзы и союзные слова. | Практикум. Задание №19. |
20. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 1 | Многочленное сложное предложение, виды связи в нём (сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь), стык союзов, средства связи предложений. | Практикум. Задание 20. |
21. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Пунктуационные нормы | Практикум. Задание 21. | |
22. | Проверочная работа по теме «Нормы пунктуации». | 1 | Пунктуационные нормы. | Самостоятельная работа. Задания № 16-21. |
Речь. Анализ текста. | ||||
23. | Текст как речевое произведение (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). | 1 | Текст. Проблема текста, комментирование, авторская позиция, аргументация, смысловые части, типы речи. | Практикум. Задание 22. |
24. | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Информационная обработка письменного текста различных стилей и жанров. | 1 | Текст. Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. | Практикум. Задание №23. |
25. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 | Лексическое, прямое и переносное значение слова, стилевая окраска слова, исконно русская и заимствованная лексика. | Практикум. Задание №24. |
26. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | Текст. | Практикум. Задание №25. |
27. | Речь. Языковые средства выразительности. | 1 | Текст. | Практикум. Задание № 26. |
Развитие речи. Сочинение. | ||||
28. | Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 1 | Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания. | Практикум. Задание №27. Критерий К1. |
29. | Формулировка проблем исходного текста. | 1 | Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания. | Практикум. Задание №27. Критерий К1. |
30. | Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление. | 1 | Текст. | Практикум. Задание №27. Критерий К2. |
31. | Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе. | 1 | Текст. | Практикум. Задание №27. Критерий К3. |
32 | Обоснование собственного мнения | 1 | Текст, примеры | Практикум. Задание №27. Критерий К4. Написать сочинение. |
Контрольная работа в формате ЕГЭ. | ||||
33-34. | Контрольная работа в формате ЕГЭ. | 1 |
5. Список литературы
Литература для учителя
- Бисеров А.Ю. ЕГЭ-2017. Русский язык. ГИА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. М.: Эксмо, 2017.
- Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2016.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2/ Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2017.
- Марченко Е.П. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007.
- Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014.
- Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Издания разных лет.
- Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2017: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д.: Легион, 2014.
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д.: - Легион, 2014.
- Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Легион, 2014.
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», М.: Экзамен.
- Цыбулько И. П., Васильевых И.П., Александров В.Н. «Я сдам ЕГЭ!» Русский язык. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2018.
Литература для учащихся
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
5. Назарова Т.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части 1: задания 1-24 / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Экзамен, 2017.
6. Цыбулько И. П., Васильевых И.П., Александров В.Н. «Я сдам ЕГЭ!» Практикум и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2021.
Учебно – методическое обеспечение
- Таблицы
- Комплекты карточек
- Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Интернет-ресурсы
- fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам
- edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
- ege.edu.ru/ - Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, экзаменационные материалы, нормативные документы.
- gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
- ege.ru - Сервер информационной поддержки «ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА» Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы
- ctege.info/ — сайт информационной поддержки ЕГЭ. Нововведения ЕГЭ 2015. Правила ЕГЭ 2015. Расписание ЕГЭ 2015. Горячая линия ЕГЭ — телефоны. Демоверсии ЕГЭ 2015. ЕГЭ и ШКОЛА. ЕГЭ и ВУЗ. АПЕЛЛЯЦИЯ ЕГЭ: как подать? Форум ЕГЭ. Блог абитуриентов. Википедия ЕГЭ (словарь). Каталог полезных ссылок ЕГЭ. Программы для подготовки к ЕГЭ.
- reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
- reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
- ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2017: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
- live.mephist.ru/show/tests/ - Это система тестирования, разработанная МИФИ, где любой желающий может пройти тесты ЕГЭ (Единого государственного экзамена) по математике, физике, информатике и другим предметам. А еще здесь есть много разных тестов помимо вариантов ЕГЭ. И все их можно проходить совершенно бесплатно. Кроме того, здесь методом коллективного разума решаются задачи по математике из банка открытых задач (те, что будут в ЕГЭ в части В) После прохождения тестов и решения задач выстраивается рейтинг участников. Попробуй!
- 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ
- examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
- school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - Проект «Подготовка к ЕГЭ». ЕГЭ - тесты онлайн.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса...

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс...
