Программа элективного курса "Секреты русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Андреева Людмила Игоревна

Программа разработана для проведения кружковых или элективных занятий в 11 классе. Цель - подговка к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_orfografii_11.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

Комитет образования МО Плавский район

МБОУ МО Плавский район "Волхонщинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

________________________

Протокол № 17 от «26» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

________________________

Моськина Е.Р.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Виноградова Г.С.

Приказ № 2 от «27» августа   2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии»

для обучающихся 11 класса

п. Октябрьский 2024

Пояснительная записка

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу.

         В рамках данного элективного курса приоритетными целями изучения русского языка  являются:

-воспитание гражданина и патриота,

-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа,

-осознание национального своеобразия русского языка.

Программа данного курса способствует  углублению знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; функционально-стилистической системе языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

              Программа данного элективного курса направлена на дополнение содержания основного курса и соответствует задачам стандарта полного среднего образования по русскому языку.  

Данный курс рассчитан для учащихся 11 классов (из расчета 1час в неделю, всего 34 часа).

               Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации  изученного  материала по  русскому языку. Особое внимание следует  обратить на то, какие   методические просчеты были допущены в подготовке ученика, и продумать  способы их  устранения.

      Назначение ЕГЭ – объективно оценить  подготовку  выпускников  по  русскому языку с целью их  итоговой аттестации.

     Содержание  и  уровень  сложности   экзаменационной  (ЕГЭ)  и   проверочной (мониторинг)  работ  по  русскому языку  соответствуют  требованиям   обязательного минимума  и стандарта содержания образования по русскому языку.

       Главным  инструментом  проверки  знаний  при  ЕГЭ является текст. Его особенность состоит в  полноте охвата  курса  русского языка.

       Экзаменационный тест проверяет :

1) знания о языке как системе  ( знания  по фонетике, лексике,  словообразованию,  морфологии, синтаксису );

2) речеведческие знания (текст: основная  мысль ,средства связи в нем ; типы речи : повествование , описание , рассуждение ;  стили речи ; использование  языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи);

3) специальные  учебные умения  (владение  способами   действия с языковым материалом на основе понятий и правил );

4) орфографическую и пунктуационную грамотность ;

5) владение нормами литературного языка : орфоэпическими, лексическими,  морфологическими , синтаксическими , стилистическими;

6) умение анализировать текст, проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста ;

7) умение создавать текст в жанре рассуждения  или эссе.

           Содержание ЕГЭ  охватывает   практически все   разделы русского языка. Для  того чтобы успешно справиться со всеми  заданиями  теста , ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в  фонетических , грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств , которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических  понятий, правил, языковых фактов. Необходимо учитывать, что наиболее сложным является написание сочинения – рассуждения. По этой причине необходимо особое внимание обратить на подготовку учащихся к написанию сочинения – рассуждения.

Учащиеся должны  уметь :

  • анализировать содержание и проблематику прочитанного текста ;
  • комментировать проблемы исходного текста, позицию автора ;
  • выражать и аргументировать собственное мнение;
  • последовательно и логично излагать свои мысли ;
  • использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка ;
  • продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного  языка.    

             Особое внимание на ЕГЭ уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача  материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.

1.1 Актуальность и новизна программы

Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересен русский язык, кому он понадобится при учебе в ВУЗе, подготовке различного  рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.

Учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

1.2 Отличительные особенности программы, принципы.

     Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью:  

-работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,  с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет,  тренировочные и диагностические работы,  репетиционный ЕГЭ и др.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

        Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Рассказ учителя

Беседа 

Работа со словарями

Анализ таблиц

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

     Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

     Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

     Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.  

1.3. Цель и задачи программы

     ЦЕЛИ КУРСА:

освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

   

  Задачи курса:

     - изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

     - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

     - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

     - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

     - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

     - совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

1.4 Основные участники реализации программы:

Программа адресована учащимся  11 классов с ориентацией как на базовый класс, так и на  профильный, рассчитана на 34 часа.

- Педагогический коллектив.

- Родители (законные представители) детей.

1.5 Сроки реализации программы.

Изложение материала рассчитано на  год и предполагает обобщение и систематизацию полученной учащимися информации по ознакомлению с материалом по русскому языку.

1.6. Нормативно-правовая и документальная основа

         Программа по элективному курсу составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2012г «Об образовании» ст. 7

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Приказ министерства образования  и науки  Самарской области от 04.04.2005 №55-од «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования». Конституция РФ

4. Конвенция о правах ребенка

5.Учебный план ГБОУ СОШ «ОЦ» им.С.Ф.Зинченко пос. Глушицкий

         Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Методического пособия «Я сдам ЕГЭ!» Русский язык. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное для общеобразовательных организаций/ (И. П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2017.

3. Учебного пособия для общеобразовательных организаций «Я сдам ЕГЭ!» Практикум и диагностика / (И. П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2017.

4. Учебного плана школы.

             Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.  Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в заданиях ЕГЭ, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

1.7.Особенности возрастной группы, режим занятий.

          Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовке к сдаче экзамена по русскому языку и учебе в ВУЗе. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения, оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Программа не создает  учебных перегрузок, т. к. не предусматривает обязательного выполнения домашних заданий. Программа применима для различных групп школьников.

1.8. Используемые формы организации процесса

             Занятия организуются в форме уроков.

Виды уроков: лекция,  практическая работа, беседы.  

В   ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы   по знанию основных орфографических и пунктуационных правил. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. Процесс изучения содержания программного материала распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

                Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Теоретическая часть элективного курса заключается в изложении материала учителем по каждой изучаемой теме с приведением примеров и сообщения учащимся дополнительного материала, не входящего в программу средней школы. Практическая часть элективного курса – в применении учащимися полученных знаний при выполнении экзаменационных заданий. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа, в результате которой оцениваются знания и умения учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце года проводится итоговая контрольная работа.

Для достижения поставленной этой цели проводят уроки:  

  1. лекции;

 2) уроки-консультации;

 3) самостоятельные работы;

 4) зачеты;

 5) итоговые контрольные работы.

Ожидаемые результаты

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.  

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:

Учащиеся должны знать:

          -связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения.

уметь:

     - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

     - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

     - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

     - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

     - умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

     - умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

     - умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

 - умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.   

Формы контроля

Методы контроля:

- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов, в самооценке и взаимооценке.   

  - Тематический контроль: самостоятельные работы и зачеты.

   -Итоговый контроль: итоговая контрольная работа

    -Исследовательские работы.

1.11 Формы подведения итогов реализации программы              Зачетное занятие может быть проведено открытым уроком, когда учащиеся защищают свои выполненные задания домашней контрольной работой. Все зависит от уровня подготовленности класса и желания работать на уроке и дома.

2. Основное содержание элективного курса

Содержательный раздел русского языка

Количество часов

1

Речь. Текст.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Средства связи предложений в тексте.

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи.

4

2

Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Фразеологические обороты.

 Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексическое значение слова.

4

3

Речь. Нормы орфографии.

Правописание корней.  

Правописание приставок .

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Правописание НЕ и НИ.

 Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Лексические нормы.

7

4

Речь. Нормы пунктуации.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

предложения

 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7

5

Речь. Языковые нормы.

Орфоэпические нормы (постановка ударения).

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической

сочетаемости).

Морфологические нормы (образование форм слова).

Синтаксические нормы.

Нормы согласования.

Нормы управления.

5

6

Речь. Выразительность русской речи.

 Языковые средства выразительности.

2

7

Развитие речи. Сочинение.

Информационная обработка текста.

Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

5

Всего часов:

34

     Введение. Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы.

Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов №2.

Оценка работы. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

              Речь. Работа с микротекстом. Текст. Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Слово. Лексическое значение слова в тексте. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Словарная статья.

            Языковые нормы. Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

     Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

     Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

           Орфографические нормы.

     Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

            Пунктуационные нормы.

     Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

       Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

          Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

           Речь. Анализ текста. Текст: структура, языковое оформление.  Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных  

     Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

               Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.    

Языковые средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

      Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

         Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.     

            Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

      Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

         Обоснование собственного мнения по проблеме. Формы обоснования. Правила использования аргументов.

      Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

       Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

          Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма.

     Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

      Речь. Нормы орфоэпии. Лексические нормы.      Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

      

4. Методическое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе элективного курса необходимы следующие принадлежности:

  • подборка видеоуроков и презентаций;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор

        2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

программного материала элективного курса

«Секреты орфографии»


Тема занятия

Кол-во

часов

Основные

понятия

Форма занятия/ соответствие

заданиям ЕГЭ

11 класс – 34 часа

1.

Введение. ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание.

1

Единый государственный экзамен.

Структура экзаменационной работы.

Проверяемые элементы содержания.

Бланк ответов №1.

Бланк ответов №2. Оценка работы.

Лекция.

Работа с микротекстом.

2.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте.

1

Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте.

Лекция,

практикум,

работа с тестами.

Задания №1-3

3.

Лексическое значение слова.

Орфоэпические нормы

1

Слово. Словари русского языка. Лексическое значение слова. Многозначность. Словарная статья.

Лекция,

практикум,

работа с тестами.

Задание №4

4.

Проверочная работа по теме «Текст. Средства связи. Лексическое значение слова».

1

Текст. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте.  Прямое и переносное значение слова.

Практикум. Задание №5

Речь. Языковые нормы.

5.

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

1

Лексика. Лексическое значение слова. Паронимы.

Практикум. Задание №6

6.

Морфологические нормы (образование форм слова)

1

Части речи и их формы.

Практикум, работа с тестами.

Задание №7

7.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

1

Виды грамматических ошибок. Согласование. Управление.

Практикум.

Задание №8

8.

Правописание корней

1

Орфограмма, морфема, корень

Практикум.

Задание №9.

9.

Правописание приставок

1

Орфограмма, морфема, корень, приставка

Исследовательская работа.

Задание № 10.

10.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-НН).

1

Орфограмма, морфема, части речи

Тренинг.

Задание №11.

11.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

Орфограмма, морфема,

спряжение глагола, действительные и   страдательные причастия прошедшего  времени, суффиксы причастий прошедшего времени.

Тренинг.

Задание №12.

12.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Орфограмма, отрицательная частица, части речи; противопоставление, зависимые слова.

Работа с тестами.

Задание №13.

13.

Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

Орфограмма, частица, части речи; грамматическая основа.

Практикум.

Задание №14.

14.

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

Орфограмма, прилагательное, причастие, глагол, совершенный и несовершенный вид, краткая форма прилагательного и причастия, зависимые слова.

Практикум.

Задание № 15.

15.

Проверочная работа по теме «Орфографические нормы».

1

Орфограмма.

Работа с тестами.

Задания № 9-15.

Нормы пунктуации.

16.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

1

Предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения, простое неосложнённое и повторяющийся союз, осложнённое предложение, сочинительные союзы, одиночный и

повторяющийся союз, двойной союз, сложносочинённое предложение.

Практикум.

Задание № 16.

17.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

Обособление, обособленные члены предложения, обособленные и необособленные определения

Практикум.

Задание № 17.

18.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; группы вводных слов по значению; вводные слова, сочетания слов и омонимичные члены предложения.

Тренинг.

Задание №18.

19.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Сложноподчинённое предложение грамматическая основа, границы предложений, главное и придаточное предложение, виды придаточных предложений, подчинительные союзы и союзные слова.

Практикум.

Задание №19.

20.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1

Многочленное сложное предложение, виды связи в нём (сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь), стык союзов, средства связи предложений.

Практикум.

Задание 20.

21.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Пунктуационные нормы

Практикум.

Задание 21.

22.

Проверочная работа по теме «Нормы пунктуации».

1

Пунктуационные нормы.

Самостоятельная работа.

Задания № 16-21.

Речь. Анализ текста.

23.

Текст как речевое произведение (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.    Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

1

Текст. Проблема текста, комментирование, авторская позиция, аргументация, смысловые части, типы речи.

Практикум.

Задание 22.

24.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.    Информационная обработка письменного текста различных стилей и жанров.

1

Текст. Типы речи. Описание, повествование, рассуждение.

Практикум.

Задание №23.

25.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

Лексическое, прямое и переносное значение слова, стилевая окраска слова, исконно русская и заимствованная лексика.

Практикум.

Задание №24.

26.

Средства связи предложений в тексте.

1

Текст.

Практикум.

Задание №25.

27.

Речь. Языковые средства выразительности.

1

Текст.

Практикум.

Задание № 26.

Развитие речи. Сочинение.

28.

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

1

Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К1.

29.

Формулировка проблем исходного текста.

1

Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К1.

30.

Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление.

1

Текст.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К2.

31.

Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе.

1

Текст.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К3.

32

Обоснование собственного мнения

1

Текст, примеры

Практикум.

Задание №27.

Критерий К4.

Написать сочинение.

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

33-34.

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

1


5. Список литературы

Литература для учителя

  1. Бисеров А.Ю. ЕГЭ-2017. Русский язык. ГИА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. М.: Эксмо, 2017.
  2. Егораева  Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2016.
  3. Егораева  Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2/ Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2017.
  4. Марченко Е.П. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007.
  5. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Издания разных лет.
  7. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2017: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д.: Легион, 2014.
  8. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д.: - Легион, 2014.
  9. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Легион, 2014.
  10. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», М.: Экзамен.
  11. Цыбулько И. П., Васильевых И.П., Александров В.Н. «Я сдам ЕГЭ!» Русский язык. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2018.

Литература для учащихся

  1.  Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
  2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

           3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

           4.  Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».

           5. Назарова Т.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части 1: задания 1-24 / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Экзамен, 2017.

6. Цыбулько И. П., Васильевых И.П., Александров В.Н. «Я сдам ЕГЭ!» Практикум и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2021.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Комплекты карточек
  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы

Интернет-ресурсы

  • fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам
  • edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
  • ege.edu.ru/  - Официальный портал Единого Государственного Экзамена, содержит общую информацию о ЕГЭ, экзаменационные материалы,   нормативные документы.
  • gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы,   нормативные документы.
  • ege.ru   - Сервер информационной поддержки «ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА»   Базовые тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников ОУ в ЕГЭ; кодификаторы элементов содержания по базовым школьным предметам, проверяемые на ЕГЭ; нормативные документы
  • ctege.info/ — сайт информационной поддержки ЕГЭ. Нововведения ЕГЭ 2015. Правила ЕГЭ 2015. Расписание ЕГЭ 2015. Горячая линия ЕГЭ — телефоны. Демоверсии ЕГЭ 2015. ЕГЭ и ШКОЛА. ЕГЭ и ВУЗ. АПЕЛЛЯЦИЯ ЕГЭ: как подать? Форум ЕГЭ.  Блог абитуриентов. Википедия ЕГЭ (словарь). Каталог полезных ссылок ЕГЭ. Программы для подготовки к ЕГЭ.
  • reshuege.ru — образовательный портал для подготовки к ЕГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
  • reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
  • ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2017: они помогут получить представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • live.mephist.ru/show/tests/    - Это система тестирования, разработанная МИФИ, где любой желающий может пройти тесты ЕГЭ (Единого государственного экзамена) по математике, физике, информатике и другим предметам. А еще здесь есть много разных тестов помимо вариантов ЕГЭ. И все их можно проходить совершенно бесплатно. Кроме того, здесь методом коллективного разума решаются задачи по математике из банка открытых задач (те, что будут в ЕГЭ в части В) После прохождения тестов и решения задач выстраивается рейтинг участников. Попробуй!
  • 4ege.ru  - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ
  • examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
  • school.edu.ru  - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа -  Проект «Подготовка к ЕГЭ».  ЕГЭ - тесты онлайн.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  программы  С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса...

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс

Рабочая программа элективного курса  «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс...