Программа элективного курса "Секреты русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Андреева Людмила Игоревна

Данная программа создана для проведения кружковых или элективных занятий по русскому языку для учащихся 10 класса. Цель - подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_orfografii_10.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                     

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

Комитет образования МО Плавский район

МБОУ МО Плавский район "Волхонщинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

________________________

Протокол № 17 от «26» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

________________________

Моськина Е.Р.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Виноградова Г.С.

Приказ № 2 от «27» августа   2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии»

для обучающихся 10 класса

п. Октябрьский 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая  программа курса по русскому языку "Секреты орфографии" для 10 класса составлена на основании Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», учебного плана МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ», Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С. И. Львова).- М:Мнемозина, 2023 г. и  рассчитана на 34 часа (1 час  в неделю).

 Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

               Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

                 Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

                  На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

                                  Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово.

 Чтобы добиться хороших результатов,  необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

                     Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в   соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

  Планирование соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.

Содержание программы

Орфография как раздел науки о языке (34 часа). Основные принципы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Корни с чередованием гласных, проверяемые суффиксом А, согласными, ударением. Корни с чередованием гласных, проверяемые значением слова. Гласные в приставках. Безударные гласные в приставках Пре-При. Буквы Ы-И после приставок. Суффиксы существительных, прилагательных. Суффиксы глаголов. Суффикс И в повелительном наклонении. Суффикс О-А в наречиях. Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Безударные гласные в окончаниях глаголов. Правописание безударных гласных между основами. Буквы И-Ы после Ц. Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц. Правописание согласных в корне. Правописание согласных в приставках. Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК, К-СК Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий. Правописание Н-НН в суффиксах кратких прилагательных, кратких причастиях, наречиях. Употребление Ъ Правописание Ь в различных частях речи. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О,- Е. Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями. Правописание НЕ с причастиями. Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ. Слитное и раздельное написание служебных слов. Слитное и раздельное написание наречий. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий Дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи. Дефисное написание сложных слов и слов с повторяющимися корнями. Обобщение материала по орфографии. Обобщение материала по орфографии. Контрольное тестирование

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании курса учащиеся должны знать:

- находить в словах изученные орфограммы,

- уметь обосновывать свой выбор.  

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с изученными орфограммами.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Опознавательные признаки орфограмм.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

Корни с чередованием гласных, проверяемые суффиксом А, согласными, ударением.

Корни с чередованием гласных, проверяемые значением слова.

Гласные в приставках.

Безударные гласные в приставках Пре-При.

Буквы Ы-И после приставок.

        

Суффиксы существительных, прилагательных

        

Суффиксы глаголов. Суффикс И в повелительном наклонении.

Суффикс О-А в наречиях.

Безударные гласные И-Е в окончаниях существительных. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

Безударные гласные в окончаниях глаголов.

Правописание безударных гласных между основами.

Буквы И-Ы после Ц.

Буквы О, Е, Ё после шипящих и Ц.

Правописание согласных в корне.

Правописание согласных в приставках.

Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК, К-СК

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий.

Правописание Н-НН в суффиксах кратких прилагательных, кратких причастиях, наречиях.

Употребление Ъ

Правописание Ь в различных частях речи.

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на - О,- Е.

Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями.

Правописание НЕ с причастиями.

Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ.

Слитное и раздельное написание служебных слов.

Слитное и раздельное написание наречий.

Слитное написание наречий.

Раздельное написание наречий

Дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.

Дефисное написание сложных слов и слов с повторяющимися корнями.

Обобщение материала по орфографии.

34.

Итоговое тестирование.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Для учащихся

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2016.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2015.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2015, 2014-2015

Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2014.

Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2015.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2014.

Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2013.

Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2015. — М., 2015.

Для учителя

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 2014.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2015

Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 2016.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 2015.

Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2015.

Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2014.

Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2013.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2015.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2015.

Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2015.

Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 2014.

Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 2015.

Материально-техническое обеспечение

  1. Классная доска (с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок).
  2. Мультимедийный проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Компьютер
  5. Принтер

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  программы  С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса...

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.

Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской  орфографии» 10 класс....

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс

Рабочая программа элективного курса  «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс...