Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта по русскому языку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 133.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО Зайцева Ирина Николаевна
Класс: 5
УМК: Русский язык 5 класс (в 2 частях). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др
Образовательная технология: деятельностный метод обучения
Предмет: русский язык
Тема: Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
- научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
- научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
- развивать память, воображение, речь.
- развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
знать правило написания буквы о-а в корне –лаг- (-лож-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. | способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка | ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; извлекать информацию; выполнять анализ (выделение признаков); выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде графической модели; | организовывать учебное взаимодействие; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | составлять план действий по решению проблемы(задачи); обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; оценивать результат по заданным критериям |
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижений планируемых результатов урока |
1. | Организационный | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. | Фронтальная | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Настрой на предстоящую работу. | Эмоциональный настрой на урок. | Наблюдение |
2. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Фронтальная | Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? Что такое орфограмма? А для чего мы должны изучать орфограммы? Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Перечислите, какие вы знаете орфограммы? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, ( обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Определение темы урока | Беседа |
3. | актуализация и пробное учебное действие | Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память) актуализировать норму пробного учебного действия, попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное задание, зафиксировать возникшее затруднение. Корректировать знания. | Групповая | Словарный диктант с последующей взаимопроверкой. Распилить дрова возделывать землю воспользоваться случаем использовать правило разгадать ребус вскрикнуть от страха безвыходная ситуация взбодриться духом бесполезная вещь - Каким правилом вы пользовались, выполняя эту работу? | Отвечают на вопросы. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Возникновение интереса к изучаемой теме. | Устные ответы, письменная работа |
4. | Выявление места и причины затруднения. | Групповая. Индивидуальная | Безударные гласные существуют трех видов: 1) проверяемые , 2) непроверяемые, 3) чередующиеся. Сегодня мы продолжим изучение корней с чередованием и узнаем много интересного - Попробуйте подобрать проверочные слова. - Не получается? - Очевидно, здесь работает какое – то другое правило. | Обдумывают ответы на вопросы. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Беседа | |
5 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений. | Создать условия для развития навыков и умений постановки цели своей деятельности | Индивидуальная, групповая | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Запись темы урока. Буквы О-А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-) - В какой морфеме находится орфограмма? - Какие гласные пишутся в этих корнях? - Кто догадался, в каком случае пишется О, а в каком – А? - Сделайте вывод, сформулируйте правило. Откройте учебник и сверьте свои ответы по по материалу параграфа 84. - Какая проблема стоит перед нами теперь? - Какой цели мы должны достичь на уроке? - Запомните, корни –ЛАГ- ЛОЖ- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Подбирать проверочные слова нельзя. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя высказываний одноклассников, систаматизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. | Делают выводы, формулируют правило | Задают вопросы для уточнения информации. |
6 | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | проводить наблюдение | Фронтальная, групповая. | Закрепление. 1.Распределительный диктант. 1 гр. - ЛАГ 2 гр. – ЛОЖ Обложили,положить, расположение, предполагать,доложить, излагать, предложить, полагать, изложить, прилагательное, предположить, слагаемое, разложить, возлагать. 2)Найти третье лишнее, графически объяснить орфограмму 1.Возл...гать, предл...жение,изл...гать 2.Ул...жить, сл...жить, предл...гать 3.Изл...жение,прил...жение,прил...гать 4.Зал...жить,прил...гательное, сл...гать | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника и рабочей тетради. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы на уточнение последовательности работы. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Устные ответы. Письменная работа. |
7 | Грамматическая зарядка. | «А» - хлопаем в ладоши. «О» - встаем. Возложить венок,проложить путь,прилагать усилие, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра. | |||||
8 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления. | Индивидуальная | Выборочный диктант. Загадки. Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а. а) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.(Мороз, лед на реке) б) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь) в) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут, положу - человеку я служу. (подъемный кран) г) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо) Весёлое стихотворение: На опушке в избушке Расположились старушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке расположилась кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщают, делают выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | Групповая | Самостоятельная работа по группам. 1гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова ПОЛОЖИТЬ 2 гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова КЛАСТЬ. Диктовка. Самопроверка по печатному тексту. Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение. | Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого материала. Познавательные: самостоятельно выделяют цель; осуществляют поиск информации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Выполняют упражнения. | Письменные работы |
10 | Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы. | Фронтальная | Рефлексия. -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы. | Устные ответы. |
11 | Домашнее задание | Комментирование заданий | 1.Упр.447 (базовый) 2.Упр.450 (повышенный) | Записывают задание в дневник. |
Итоги и самоанализ урока. Урок направлен на развитие познавательного интереса и предусматривает наличие метапредметных связей. При планировании урока были учтены особенности класса, обучающиеся понимали цели и задачи, были заинтересованы в достижении результата. При проведении урока использовались образовательные технологии: технология системно-деятельностного подхода, ИКТ – технология, здоровьесберегающая технология. Предлагались разнообразные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Их сочетание способствовало эффективной организации учебной деятельности. На уроке использовались различные методы обучения: словесные, наглядные. Задания разного уровня. На уроке целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал. Это способствовало активизации познавательной деятельности учащихся, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы урока.
Все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой, включают образовательный, воспитательный и развивающий компоненты, что обеспечивает опору на субъективный опыт обучающихся, реализацию компетентностного подхода, практическую направленность и ценностно-смысловую ориентацию.
Атмосфера на уроке доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся
Приложение № 1
1. Словарный диктант с взаимопроверкой:
Распилить дрова
возделывать землю
воспользоваться случаем
использовать правило
разгадать ребус
вскрикнуть от страха
безвыходная ситуация
взбодриться духом
бесполезная вещь
2.
3. Выборочный диктант.
- Загадки.
Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.
а) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.(Мороз, лед на реке)
б) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
в) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут, положу - человеку я служу. (подъемный кран)
г) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)
- Весёлое стихотворение:
На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
4.Самопроверка.
Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....


