Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Зайцева Ирина Николаевна

Технологическая карта по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zaytseva_in.docx133.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Зайцева Ирина Николаевна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс (в 2 частях). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др

Образовательная технология: деятельностный метод обучения

Предмет: русский язык

Тема: Буквы О-А в корнях – ЛАГ- ЛОЖ-.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

  знать правило написания буквы о-а в корне –лаг- (-лож-); уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

извлекать информацию;

выполнять анализ (выделение признаков);

выстраивать логическую цепь рассуждений;

представлять информацию в виде графической модели;

организовывать учебное взаимодействие;

отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

составлять план действий по решению проблемы(задачи);

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

оценивать результат  по заданным критериям

        Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности

учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

 (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижений планируемых результатов урока

1.

Организационный

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес.

Фронтальная

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настрой на предстоящую работу.

Эмоциональный настрой на урок.

Наблюдение

2.

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Фронтальная

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

Что такое орфограмма?

А для чего мы должны изучать орфограммы?

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Перечислите, какие вы знаете орфограммы?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, ( обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Определение темы урока

Беседа

3.

актуализация и пробное учебное действие

Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) и                        познавательные процессы (внимание, память) актуализировать норму пробного учебного действия,

попытаться самостоятельно выполнить индивидуальное    задание, зафиксировать возникшее затруднение.

Корректировать знания.

Групповая

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Распилить дрова

возделывать землю

воспользоваться случаем

использовать правило

разгадать ребус

вскрикнуть от страха

безвыходная ситуация

взбодриться духом

бесполезная вещь

- Каким правилом вы пользовались, выполняя эту работу?

Отвечают на вопросы. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач  операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Возникновение интереса к изучаемой теме.

Устные ответы, письменная работа

4.

Выявление места и причины затруднения.

Групповая. Индивидуальная

Безударные гласные существуют трех видов:

1) проверяемые ,

2) непроверяемые,

3) чередующиеся.

Сегодня мы продолжим изучение  корней с чередованием и узнаем много интересного

 - Попробуйте подобрать проверочные слова.

 - Не получается?

 - Очевидно, здесь работает какое – то другое правило.

Обдумывают ответы на вопросы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Беседа

5

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

Создать условия для развития навыков и умений постановки цели своей деятельности

Индивидуальная, групповая

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Запись темы урока.

Буквы О-А в корнях –ЛАГ-(-ЛОЖ-)

- В какой морфеме находится орфограмма?

- Какие гласные пишутся в этих корнях?

- Кто догадался, в каком случае пишется О, а в каком – А?

- Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Откройте учебник и сверьте свои ответы по по материалу параграфа 84.

- Какая проблема стоит перед нами теперь?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

- Запомните, корни –ЛАГ- ЛОЖ-  являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Подбирать проверочные слова нельзя.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя высказываний одноклассников, систаматизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Делают выводы, формулируют правило

Задают вопросы для уточнения информации.

6

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

проводить наблюдение

Фронтальная, групповая.

Закрепление.

1.Распределительный диктант.

1 гр. - ЛАГ      

2 гр. – ЛОЖ

Обложили,положить, расположение, предполагать,доложить, излагать, предложить, полагать, изложить, прилагательное, предположить, слагаемое, разложить, возлагать.

 2)Найти третье лишнее, графически объяснить орфограмму

1.Возл...гать, предл...жение,изл...гать

2.Ул...жить, сл...жить, предл...гать

3.Изл...жение,прил...жение,прил...гать

4.Зал...жить,прил...гательное, сл...гать

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника и рабочей тетради.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы на уточнение последовательности работы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Устные ответы. Письменная работа.

7

Грамматическая зарядка.

«А» - хлопаем в ладоши.

«О» - встаем.

Возложить венок,проложить путь,прилагать усилие, сложить вещи, отложить празднование, возлагать надежды, предложить блины, безотлагательное дело, радостное предположение, расположиться у костра.

8

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

Индивидуальная

Выборочный диктант.

Загадки.

Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

а) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.(Мороз, лед на реке) 

б) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)

в)  Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут, положу - человеку я служу. (подъемный кран)

г) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)

Весёлое стихотворение:

На опушке в избушке

Расположились старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке расположилась кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной  и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,  обобщают, делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

9

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Групповая

Самостоятельная работа по группам.

1гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова ПОЛОЖИТЬ

2 гр. Работа с учебником: выяснить нормы употребления слова КЛАСТЬ.

Диктовка. Самопроверка по печатному тексту.

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Личностные: нравственно – этическое  оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: самостоятельно выделяют цель; осуществляют поиск информации.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполняют упражнения.

Письменные работы

10

Включение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы.

Фронтальная

Рефлексия.

-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку»)

-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы.

Устные ответы.

11

Домашнее задание

Комментирование заданий

1.Упр.447 (базовый)

2.Упр.450 (повышенный)

Записывают задание в  дневник.

Итоги и самоанализ урока. Урок направлен на развитие познавательного интереса и предусматривает наличие метапредметных связей. При планировании урока были учтены особенности класса, обучающиеся понимали цели и задачи, были заинтересованы в достижении результата.  При  проведении урока использовались образовательные  технологии: технология системно-деятельностного подхода, ИКТ – технология, здоровьесберегающая технология. Предлагались разнообразные формы  работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Их сочетание способствовало эффективной организации учебной деятельности. На уроке использовались различные методы обучения: словесные, наглядные. Задания разного уровня.  На уроке целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал. Это способствовало активизации познавательной деятельности учащихся, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы урока.

Все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой, включают образовательный, воспитательный и развивающий компоненты, что обеспечивает опору на субъективный опыт обучающихся, реализацию компетентностного подхода, практическую направленность и ценностно-смысловую ориентацию.

Атмосфера на уроке доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся

Приложение № 1

1. Словарный диктант с взаимопроверкой:

Распилить дрова

возделывать землю

воспользоваться случаем

использовать правило

разгадать ребус

вскрикнуть от страха

безвыходная ситуация

взбодриться духом

бесполезная вещь

2.

3. Выборочный диктант.

  • Загадки.

Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

а) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил.(Мороз, лед на реке) 

б) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)

в)  Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут, положу - человеку я служу. (подъемный кран)

г) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)

  • Весёлое стихотворение:

На опушке в избушке

Расположились старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке расположилась кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

4.Самопроверка.

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...