Методические разработки уроков
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Пешкова Татьяна Георгиевна

Подборка материалов для подготовки уроков

1) ОДНКНР https://docs.google.com/presentation/d/1BoMRCxcVrp...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ширинская средняя школа №18

ОДНКНР

6 В класс

28.04.2023 года

Тема: Государство . Россия –наша Родина.

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Родине, России, Государстве. Развитие чувства патриотизма,  социальной ответственности, гражданского самосознания.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Уметь объяснять понятия «Родина», «Россия»

- Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовно-нравственные ценности.

Умеют работать с разными источниками информации

Метапредметные результаты: Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к    саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;

Метапредметные:  

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

примечание

Организационный

Приветствие

Мотивация и определение темы урока

Прослушиваем фрагмент песни «Гляжу в озера синие…», о чем песня?

-Как наш предмет называется

Расшифровать кто сможет?
Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

Для Вас РОДИНА это какая страна?

-О Родине

ОДНКНР

О Родине

Песня «Гляжу в озера синие…»

Слайд с расшифровкой по щелчку

Целеполагание

Россия –наша Родина. Государство.

Запишите тему в рабочие листы и попробуйте сформулировать цель нашего урока

Изучение нового материала

Работа над понятием РОДИНА

Что для Вас Родина? Подберите синонимы и запишите

Прочитайте рассказ на 2-й стр. рабочего листа Константина Ушинского К. Ушинский «Наше Отечество»

-Почему Россию называют Отечеством?

- Родиной почему зовут?

- А матерью, почему называют?

Отечество, Отчизна, Родина-мать

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились

матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов

Текст в рабочих листах

Работа над понятием «Россия»

Какую страну мы называем Родиной?

В рабочих листах запишите, Как можно назвать Россию? страна….

А что обозначает РФ ?

Россию

Российская Федерация, государство

Работа с политической картой

Посмотрите на карту, почему территория нашей страны обозначена разными цветами?

Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Всего в Российской федерации – 89 регионов, включая три новых региона

В составе РФ находятся республики, края, области, города федер. значения, автономная область и автон. округа

Исследование

Является ли Россия государством?

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Является ли Россия государством?

Рассмотрите таблицу в рабочих листах и назовите основные признаки государства.

Кто знает, а какой закон самый главный в РФ?

 На каком языке написан закон?

 Государственный язык, на котором написаны документы, идет официальная переписка, переговоры. Но есть право общаться и изучать свой родной язык.

Конституция принята 12 декабря 1993 года. В Конституции записаны права каждого человека, живущего в Российской Федерации. Начинается она со слов: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

По таблице называют основные признаки государства

Конституция РФ

Русский

Определение на слайде

Заполнение таблицы дополнительные признаки

В ходе фронтальной работы заполняются три графы

Духовно-нравственные ценности

Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну и укрепляют наше государство.  

Вспомните и запишите духовно-нравственные  ценности, присущие российскому обществу

Дети самостоятельно записывают в рабочих листах:

Патриотизм, гражданственность, историческая память (преемственность поколений, единство народов России, права и свободы человека

Фронтальная проверка

Ознакомление с Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”

 

К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Слайд с понятием традиционные ценности и перечень

сохранение и укрепление традиционных ценностей

Прием «Дерево-это страна»

Лист ватмана, кисти, листики

Родина – понятие, к которому каждый относится по-своему. Важно с детства любить свою страну, понимать, что каждый человек создает ее историю. Отчизна – место рождения, то, куда возвращаются в течение жизни.

Важно понимать свою роль в государстве, стремиться приносить пользу. Патриот в трудные времена без раздумий встанет на защиту Родины.

Мы живем в этой стране и являемся гражданами России. Каждый гражданин должен любить свою Родину, заботиться о ее процветании, знать ее историю, соблюдать законы и выполнять определенные обязанности. Каждый гражданин должен знать, как устроена его страна, государственные символы своей страны, кто управляет страной, кто живет в стране, и многое другое о своей стране. Чем больше мы знаем о своей Родине, тем больше мы сможем быть полезны ей, сможем приумножить ее богатства. Будущее страны в наших руках.

По последним данным в России живет примерно 146 млн. человек.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока Ф.И.____________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

1. Вспомните, что вам известно о местоимении. Запишите предложения, завершая мысль:

а) Местоимение – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполни таблицу по памяти и проверь по таблице в справочнике 

Разряды местоимений

Разряд

Пример

Синтаксическая роль

4.Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов

Серебряным_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумал_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Некто_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является

Для  пяти  птенцов  сова  облюбовала  старое  гнездо  на  кроне  дерева.

Выполните морфологический разбор

Старое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд и морфологические признаки.

Образец:

Беспокоишься обо мне

1)  мне  - личное, 1 лицо, ед. ч., П.п;

Есть небольшие поучительные истории, которые любому из вас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов - кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. Читая сюжеты о животных, ты понимаешь: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни помогают нам узнавать себя - это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите

правильный вариант формы слова (слов).

1) трёхстам школьникам_______________________________________________________

2) фильм более интереснее_______________________________________________________

3) вкусное пюре______________________________________________________________

4) четверо медвежат_________________________________________________________
8. Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Зат..рялся в пер..лесках рябин..вый дол. Рябинки там все (не)обычные. И ягоды от роз..вого цвета до (тёмно)красного. В август.. нал..вает..ся рябина. Краснеют её ягоды и свешивают..ся тяж..лыми к(е/и)стями. В сентябре залюбуеш..ся б..гряными и красными от алой з..ри лист..ями. И в октябре этот дол ещё долго раду..т глаз.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Проверочная  работа по теме «Текст. Функциональные стили речи»

 5 «     « класс___________________________________________________________

Вариант 1

1. Выберите правильное определение.

а) Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

б) Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

в) Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

2. Какой стиль речи используется в СМИ?

а) публицистический; б) разговорный; в) научный.

3. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

а) официально-деловой; б) разговорный; в) публицистический.

4. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

а) ода; б) роман; в) репортаж; г) рассказ; д) элегия; е) статья.

5. Определите, к какому типу речи относится отрывок: Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

(А) В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

(Б) Вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза.

(В) К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение.

(Г) Временно было прервано железнодорожное сообщение между соседними районами.

а) АВБГ; б) БАВГ; в) ВГАБ; г) ГБАВ.

7. Определите стиль речи текста из задания 6.

а) разговорный; б) публицистический; в) художественный; г) официально-деловой.

8.Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:

а) разговорный стиль; б) научный стиль; в) художественный стиль.

1. Вода в озере чистая и прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетаются жёлтые и красные листья берёз и осин. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде как на необыкновенном стекле. (К.Паустовский)

2. Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши, её высота восемь сантиметров. Наружная часть стеклянная, только в самом верху металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне – марка завода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружина.

3. Что о воде можно сказать? Не можем мы без неё прожить. Да, больше двух дней вряд ли протянем. Очень она нам нужна. Очень.

9. Укажите правильный вариант ответа: Тема текста – …

а) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью

б) это то, о чём или о ком говорится в тексте

в) это то, что хотел донести до нас автор

10. Укажите правильный вариант ответа: Основная мысль текста – …

а) это то, о чём или о ком говорится в тексте

б) это то, что хотел донести до нас автор

в) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью

11. Укажите соответствие текста и типа речи

1

Тот зимний вечер уходящего века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно. Его большие хлопья казались лёгкими белыми цветами, которые с неба слетают на город.

а

Повествование

2

Что такое талант? Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться.

б

Описание

3

Прямо в поле присели пообедать старик и трое ребят. Они отложили ненадолго серпы, косы, грабли. Устало черпают из чугунка деревянными ложками.

в

Рассуждение

Проверочная работа по теме «Текст. Функциональные стили речи»

5 «     « класс _____________________________________________________________

Вариант 2

1. Выберите правильное определение.

а) Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

б) Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества)

в) Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

2. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

а) научный; б) разговорный; в) публицистический.

3. Выберите жанры научного стиля

а) роман, повесть, притча, новела;

б) статья, очерк, заметка, ораторская речь;

в) доклад, монография, дипломная работа, справочник.

4. Какой стиль речи используется в СМИ?

а) публицистический; б) разговорный; в) научный.

5. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

а) ода; б) роман; в) репортаж; г) рассказ; д) элегия; е) статья.

6. Определите, к какому типу речи относится отрывок: По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли.

а) повествование; б) описание; в) рассуждение.

7. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

(А) О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

(Б) Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей.

(В) Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду.

(Г) Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.

а) БВГА; б) ГБАВ; в) БГВА; г) ГВБА.

8. Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:

а) научный стиль; б) разговорный стиль; в) художественный стиль.

1. На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)

2. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. А потом разверзлись хляби небесные. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.

3. Вода – бесцветная, легко подвижная, безвкусная жидкость. Она не имеет запаха.

9. Укажите правильный вариант ответа: Тема текста – …

а) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью

б) это то, о чём или о ком говорится в тексте

в) это то, что хотел донести до нас автор

10.Укажите правильный вариант ответа: Основная мысль текста – …

а) это то, о чём или о ком говорится в тексте

б) это то, что хотел донести до нас автор

в) это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мысль

11.Укажите соответствие текста и типа речи:

1

Тот зимний вечер уходящего века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно. Его большие хлопья казались лёгкими белыми цветами, которые с неба слетают на город.

а

Повествование

2

Что такое талант? Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, но не самому славиться.

б

Описание

3

Прямо в поле присели пообедать старик и трое ребят. Они отложили ненадолго серпы, косы, грабли. Устало черпают из чугунка деревянными ложками.

в

Рассуждение

12.Выберите правильное определение:

А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...