Конспект урока 6 класс "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Крутских Анастасия Олеговна

Конспект урока 6 класс "Гласгые в приставках ПРЕ и ПРИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_6_klass_pristavki_pre_i_pri.docx57.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме

"Гласные в приставках пре- и при-"

Цель: освоение способа действия при выборе гласных в приставках. 
Задачи урока: 
Образовательные:

Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к слову.

Ход урока:

  1. Организационный момент (Создание положительного настроя).

Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем и работать начинаем.

Дети садятся, открывают тетради. Учитель пишет число на доске

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

  1. Определение темы и цели урока

На доске записаны слова:

Пр..добрый, пр..иехать, пр..брежный, пр..открыть ,  пр..мудрый.

В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.

Назовите тему нашего урока. (Правописание приставок пре и при).

Какие цели мы поставим перед собой?  (научиться правильно писать слова с такими приставками)

4 Изучение новых знаний. Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.

Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная. Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам .

- Что может означать приставка ПРИ-?

1.Первое значение приставки ПРИ-
Давайте посмотрим в учебнике, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.

А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).

Вы правы, если ответили так: приблизился.
С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с приставкой ПРИ-.
Вот мы и сделали первое наблюдение.

Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ

Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. Второе значение приставки ПРИ-

2. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.

В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ-

Физ. Минутка

     Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Что может означать приставка ПРЕ-?

1. Первое значение приставки ПРЕ-

Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз есть такая опасность, давайте её изучим. Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:

очень добрый – предобрый;

очень скверный –

очень гадкий –

очень хорошенький –

очень маленький –

и вы увидите сами. Приставка ПРЕ- - значит «очень».

Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Карточка 1:

Погода была ужасная.

Принцесса была …красная (Р. Сеф)

Карточка 2:

Городничий между тем

Наказал ..строго всем,

Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)

Карточка 3:

…длинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)

Карточка 4:

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле …скакал. (К. Чуковский)

Второе значение приставки ПРЕ-

Здесь дело обстоит труднее.

Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-

  1. Первичная проверка понимания.  Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.
    Присоединить: при помощи верёвки;
    с помощью молотка и гвоздей;
    с помощью иглы и нитки;
    с помощью клея;
    с помощью винтов и шурупов.

Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает её, соединяется с ней

Запись примеров: самолёт приземлился;
лодка причалила;
корабль пришвартовался;
космический корабль прилунился.

Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ-

Прикоснуться, прижался

 6 Первичное закрепление.
Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение, присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со значением приближения и два слова со значением присоединения.

3.Третье значение приставки ПРИ-

Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе - пригородный

Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:

ПРИ- обозначает нахождение около чего-то

4.Четвёртое значение приставки ПРИ-.

А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли

Б) Делаем вывод:

Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ-

Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-:
Немного поднял – 
приподнял,
Немного хромает – 
прихрамывает,
Ненадолго остановился – 
приостановился,
Ненадолго лёг – 
прилёг,
Ненадолго сел – 
присел.

У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.

На доске:

Пришёл

Приполз

Прискакал

Пришил

Приклеил

Привязал

Прикусил

Прилёг

Пригорел

Пришкольный

Приречный

Приозёрный

8. Подведение итогов урока и информация о ДЗ.

Назовите случаи, при которых пишется приставка -ПРИ. Приведите свои примеры.

Назовите случаи, при которых пишется приставка -пре. Приведите примеры из учебника.

Ваше дом.задание – с. ……

9. РЕФЛЕКСИЯ. Поднимите карточку с нужным цветом (красный – мне было трудно, желтый -я понял тему не до конца, зеленый – мне все было понятно)

Молодцы. На уроке на 5 работали … 4 получают … 3 получают…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Не, ни: приставка, частица, часть корня?"

Автор: Светова Елена НиколаевнаМесто работы: филиал МБОУ Базинской ООШ имени Н.В.Сутягина – Большебакалдская ООШДолжность: учитель русского языка и литературыТема: Не, ни: приставка, частица, часть ко...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Конспект урока: «Гласные в приставках пре- и при-»

Конспект урока: «Гласные в приставках  пре- и  при-»...

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог"

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог" для обучающихся 7 класса коррекционной школы...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...


 

Комментарии

Смирнова Ольга Николаевна

Спасибо. Отличные задания.