Конспект урока 6 класс "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока 6 класс "Гласгые в приставках ПРЕ и ПРИ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме
"Гласные в приставках пре- и при-"
Цель: освоение способа действия при выборе гласных в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову.
Ход урока:
- Организационный момент (Создание положительного настроя).
Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал,
Так что время не теряем и работать начинаем.
Дети садятся, открывают тетради. Учитель пишет число на доске
- Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
- Определение темы и цели урока
На доске записаны слова:
Пр..добрый, пр..иехать, пр..брежный, пр..открыть , пр..мудрый.
В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.
Назовите тему нашего урока. (Правописание приставок пре и при).
Какие цели мы поставим перед собой? (научиться правильно писать слова с такими приставками)
4 Изучение новых знаний. Ребята, все русские приставки вам хорошо известны. Каждый день вы их слышите, произносите и читаете. Для разных приставок – разные законы.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Например: отпер, отперла, отдеру. Эта группа самая большая.
Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С: разбавить, расправить, рассорить, раззадорить.
К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.
Эта группа самая маленькая, но самая трудная. Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам .
- Что может означать приставка ПРИ-?
1.Первое значение приставки ПРИ-
Давайте посмотрим в учебнике, какое значение придают словам приставки ПРЕ- и ПРИ-. Самый первый и самый лёгкий случай попробуйте объяснить сами.
А) Догадайтесь, какое общее значение есть у слов: пришёл, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, притащился (записать слова).
Вы правы, если ответили так: приблизился.
С какой приставкой написаны все эти слова? Это легко заметить – с приставкой ПРИ-.
Вот мы и сделали первое наблюдение.
Слова, обозначающие приближение пишутся с приставкой ПРИ
Приставку ПРИ- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и когда его приблизил кто-то: принёс, привёз, притащил. Второе значение приставки ПРИ-
2. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумали для этой работы.
Верёвка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединить.
В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка ПРИ- |
Физ. Минутка
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Что может означать приставка ПРЕ-?
1. Первое значение приставки ПРЕ-
Всё было бы хорошо с приставкой ПРИ-, если бы не было приставки ПРЕ-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз есть такая опасность, давайте её изучим. Попробуйте при помощи приставки ПРЕ- заменить два слова одним. Вот так:
очень добрый – предобрый;
очень скверный –
очень гадкий –
очень хорошенький –
очень маленький –
и вы увидите сами. Приставка ПРЕ- - значит «очень».
Вставьте в текст пропущенные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Карточка 1:
Погода была ужасная.
Принцесса была …красная (Р. Сеф)
Карточка 2:
Городничий между тем
Наказал ..строго всем,
Чтоб коней не покупали… (П. Ершов)
Карточка 3:
…длинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать (И. Крымов)
Карточка 4:
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле …скакал. (К. Чуковский)
Второе значение приставки ПРЕ-
Здесь дело обстоит труднее.
Приставка ПРЕ- - пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-
- Первичная проверка понимания. Замените данные словосочетания одним словом. Творческий диктант.
Присоединить: при помощи верёвки;
с помощью молотка и гвоздей;
с помощью иглы и нитки;
с помощью клея;
с помощью винтов и шурупов.
Присоединяются некоторые предметы к чему-либо не обязательно с помощью клея и верёвки. Всё, что движется, стремится к какой-то цели и в конце концов достигает её, соединяется с ней |
Запись примеров: самолёт приземлился;
лодка причалила;
корабль пришвартовался;
космический корабль прилунился.
Приблизиться и присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой ПРИ- |
Прикоснуться, прижался
6 Первичное закрепление.
Итак, вы узнали о двух значениях приставки ПРИ-, приближение, присоединение.. проверьте вашу память. Запишите по памяти два слова со значением приближения и два слова со значением присоединения.
3.Третье значение приставки ПРИ-
Сейчас вы его выясните сами. Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их.
Край при море – приморье;
Канава при дороге – придорожная;
Огород при усадьбе – приусадебный;
Посёлок при городе - пригородный
Попробуйте объяснить значение приставки ПРИ- в этих словах. Вы, конечно же, поняли:
ПРИ- обозначает нахождение около чего-то |
4.Четвёртое значение приставки ПРИ-.
А) Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину йодом, а только прижёг, вы не открыли окно широко, а только немножко приоткрыли
Б) Делаем вывод:
Если что-то делается не полностью до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными. Слова их обозначающие пишутся с приставкой ПРИ- |
Закрепление. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой ПРИ-:
Немного поднял – приподнял,
Немного хромает – прихрамывает,
Ненадолго остановился – приостановился,
Ненадолго лёг – прилёг,
Ненадолго сел – присел.
У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.
На доске:
Пришёл Приполз Прискакал | Пришил Приклеил Привязал | Прикусил Прилёг Пригорел | Пришкольный Приречный Приозёрный |
8. Подведение итогов урока и информация о ДЗ.
Назовите случаи, при которых пишется приставка -ПРИ. Приведите свои примеры.
Назовите случаи, при которых пишется приставка -пре. Приведите примеры из учебника.
Ваше дом.задание – с. ……
9. РЕФЛЕКСИЯ. Поднимите карточку с нужным цветом (красный – мне было трудно, желтый -я понял тему не до конца, зеленый – мне все было понятно)
Молодцы. На уроке на 5 работали … 4 получают … 3 получают…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Не, ни: приставка, частица, часть корня?"
Автор: Светова Елена НиколаевнаМесто работы: филиал МБОУ Базинской ООШ имени Н.В.Сутягина – Большебакалдская ООШДолжность: учитель русского языка и литературыТема: Не, ни: приставка, частица, часть ко...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Конспект урока: «Гласные в приставках пре- и при-»
Конспект урока: «Гласные в приставках пре- и при-»...
Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)
Цели урока:- обобщить знания обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
Цели:Познавательный аспект цели. Развитие умений, которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Конспект урока русского языка "Приставка и предлог"
Конспект урока русского языка "Приставка и предлог" для обучающихся 7 класса коррекционной школы...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...



Комментарии
Спасибо. Отличные задания.
Спасибо. Отличные задания.