Открытый урок по русскому языку. "Части речи". 4 класс
план-конспект урока по русскому языку

Мазепа Наталья Владимировна

1.Обобщить знания об именах существительных, прилагатель­ных и глаголах.

2.Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.

3.Развивать орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku._chasti_rechi_4_klass.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:


Открытый урок по русскому языку.

4 класс.

Тема: Части речи. Повторение.

                                                                Учитель: Мазепа Н.В.

Части речи.

Цели урока:

1.Обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах.

2.Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.

3.Развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Материал: учебник русского языка.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Метод: частично поисковый.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика»:

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно.

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» да «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомнения,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

II. Проверка домашней работы

Упражнение 61, стр. 29. - Почему медведь получил такое название? Учитель читает рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь»: «- Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь.

  • Какой вопрос, Стрекотуха?
  • А почему тебя медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой. Зайца-беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно!
  • Хе-хе! Бестолковая ты птица. Медведь — значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан...»

III. Чистописание

а) Массаж рук.

Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.)

Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки.

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.(Массируем пальцы левой р\т

Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! (Массируем пальцы правой)

Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.)

Огонь зажжен. (Потираем ладони.)

Кочерыжка, выйди вон!

б) Работа в тетради.

ЛаШ ЛоШ Лп- Жпь Лпт Жтп илло илм, От топота, копыт пыль по полю летит.

в) Работа со скороговоркой
Ладони поочерёдно ударяют о край стола то внутренней , то тыльной стороной.

IV. Работа по теме урока

1.а) Запишите отгадки:

Два берёзовых коня

Вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять

Мне их надо поднимать. (Лыжи.)

Лежат поросятки,

Привязаны к грядке.

Хороши зелёные,

А зимой солёные. (Огурцы.)

В поле из роз отдохнуть я прилёг.

Розу сорвать ни одну я не мог.

Розы цвели, но секрет их таков:

В каждом цветке по сто узелков. (Ковёр.)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина. (Град.)

Когда сухо - клин,

Когда мокро - блин.

Одна нога –

И та без сапога. (Зонт.)

  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)
  • Что они обозначают? (Предмет.)
  • К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительное

б) По слайдам повторяем об именах существительных.

2. а) На доске записаны слова:
СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ.

  • Запишите слова, противоположные по смыслу. (Голодный, весёлый, темный, твердый.)
  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?)
  • Что они обозначают? (Признак предмета.)
  • К какой части речи относятся? (К имени прилагательному.)

б) По слайдам повторяем об именах прилагательных.

3. а) Упражнение «Кто что делает?» - На карточках написаны слова. Напишите, кто что делает. Художник, баянист, портниха, врач, огонь.(Рисует, играет, шьёт, лечит, горит). -На какой вопрос отвечают эти слова?(Что делает?). -Что обозначают слова? (действие предмета) --Какая часть речи? (Глагол) б). По слайдам повторяем о глаголах.

 

V. Физкультминутка. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по учебнику. Упражнение 62, стр. 33. - Найдите в тексте имена существительные с безударной гласной в корне. Спишите.(Осенью, цветы, в лесу, на дереве, труженик, на краю, вершины, берез, по воде).

-Найдите в тексте глаголы с безударной гласной в приставках. Спишите.(Затрещит, застучит, оголились, облетели).

- Прочитайте все прилагательные в тексте. Обратите внимание на правписание окончаний. Спишите.(Ранней, поздние, на сухом, старый, развесистый, легкие, пожелтевшие, певчие, осенние).

2. Выполните письменный звуко – буквенный разбор слова дрозд. Дрозд-[дрост] 1 слог, 5 букв, 5 звук. [ д] [р ] [с ] [ т ] – согласные звуки. [ о] – гласный звук. [ д] [р] – звонкие согласные . [ c] [ т] – глухие согласные.

3. Разберите предложение по членам предложения и по части речи. Застучит на сухом дереве труженик дятел. Готовятся к отлету певчие птицы.

VII.Словарно – орфографическая работа.

1) Аукцион. – Назовите как можно больше признаков слова « хозяйство». Кто назовёт последний признак, выигрывает.

( Это существительное; отвечает на вопрос «что?»; среднего рода; в единственном числе; трёхсложное; в нём 6 согласных звуков;2 согласных звонких звука; 4 глухих; второй слог ударный; 2 звука мягких; 4 звука твёрдых).

2) Послушайте предложения. Выпишите однокоренные слова к слову «хозяйство». Выделите в них корень хозяй-:

«Особенно ценили мы в бабушке её хозяйственность: она умело и экономно вела домашнее хозяйство. В магазине мы купили хозяйственный инвентарь для работы в саду: лопаты, грабли, вилы. «Хороший хозяйственник говорили люди о моём отце, который вот уже десять лет руководит хозяйством рыболовецкой артели». (ХОЗЯЙСТВО, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ, ХОЗЯЙСТВЕННИК (выделены корни).

VIII.Домашнее задание. -Упражнение 67, стр. 35.

IX. Итог урока.

- Какие части речи мы знаем?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

  • Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  • Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают глаголы?

  • Что они обозначают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Типы речи" с использованием технологии РКМЧП

урок по разввитию речи в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА

На уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания,  просьбы,  благ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.

Развитие речи учащихся для седьмого класса по предмету Русский язык....

Открытый урок по русскому языку: "Части речи".

Открытый урок по русскому языку: "Части речи"....