Правописание приставок пре- и при-
методическая разработка по русскому языку

Вебер Галина Алексеевна

Урок соответствует ФГОС. Выполнен в технологии проекта. К уроку прилагается раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Вид урока: изучение нового материала

Место урока: первый урок

Цель урока: Формирование умения правильно выбирать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ- на основе понимания их лексического значения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Знать условия выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-; уметь применять эти правила на письме.
  • Метапредметные (УУД):
  • Регулятивные: Умение ставить цель, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности, строить логические рассуждения.
  • Коммуникативные: Умение работать в парах и группах, договариваться, аргументировать свою точку зрения.
  • Личностные: Формирование интереса к слову, внимательного отношения к языку.

Метод:  проект

Формы работы: групповая, пары сменного состава, пара постоянного состава

Продолжительность занятия 50 мин


Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 УУД

 Организационный момент

2 мин

Приветствие гостей, коллег, детей. Добрый день, уважаемые гости, добрый день коллеги, здравствуйте ребята. Начинаем наше занятие.

Проверяют готовность к уроку.

 .

Коммуникативные: Учебное сотрудничество

 Этап мотивации

2 мин

  1. Беседа

-Ребята, какой праздник приближается?

-А вы любите Новый год? Почему?

-Верите в чудеса? Чудо ждете?

Дети отвечают

Новый год

Подарки

Да

Самооценка

.

 Коммуникативные: Учебное сотрудничество

Выход на проблему , постановка цели, формулировка темы.

7 мин

На слайде текст. У ребёнка печатный вариант.

Мальчик тоже ждал чуда от Деда Мороза и обратился к нему с необычной просьбой.

Пусть он сам прочитает свое письмо

А теперь  представим, что это письмо написал не какой – то незнакомый нам Лёнька, а каждый из вас.

Поможет вам Дед Мороз?

А кто поможет?

А что для этого  каждому из вас надо сделать?

Учитель записывает цели на доску.

Какая тема  занятия?

  Запишите число, тему в тетрадь

Ребёнок читает. Здравствуй, Дедушка Мороз! Пишет тебе шестиклассник Лёнька. В этом году мне бы хотелось попросить тебя об одном особенном подарке. Это не вещь, а решение пр. неприятной проблемы. В русском языке есть две пр. вредные приставки пре- и при-. Я их всё время путаю, поэтому получаю двойки. Моя главная мечта- пр.одолеть эту трудность. Может ты сможешь пр. слать мне немного своей пр. мудрости. И тогда , я верю, это новогоднее чудо поможет мне пр.йти к решению проблемы.

Дети говорят:

Нет

Сами себе поможем

-самим правило вывести;

-сверить с учебником;

-научиться писать приставки;

Приставки пре- и при-.

Дети записывают.

Самооценка

  • Регулятивные: целеполагание, выявление и осознание учебной проблемы.

 Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

 Коммуникативные: учебное сотрудничество


Решение проблемы. Работа в паре постоянного состава.

15 мин

Для решения проблемы я предлагаю поработать в паре. У вас на партах карточки с заданием. На доске не -законченная схема. Вам надо выполнить  задание ,   дополнить схему, заполнив цветные ячейки. Озвучить схему

Дети работают в паре и по ходу дополняют схему.

Самооценка

  • Познавательные: Анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их доказательство.
  • Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Регулятивные: Планирование, контроль и коррекция своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Предъявление результата работы.

5 мин  

Рассказать по схеме. Свериться с учебником.  Все цели достигли?

 Красивая таблица. Мы её оставим в кабинете как наглядное пособие.

Рассказывают по схеме, сравнивают с учебником. Говорят, что ещё не все цели реализовали.

  • Регулятивные: Планирование, контроль и коррекция своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Закрепление знаний

8 мин

Для достижения следующей цели я предлагаю поработать в   парах сменного состава.

Проверяю несколько слов.

Работают в парах.

Лист самооценки

  • Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества, умение договариваться, слушать и слышать собеседника.
  • Познавательные: Применение правила в новой ситуации, структурирование знаний.
  • Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6 мин

Работа в группе

Объясняют по очереди написание приставок, отвечают на вопросы.

О чем этот текст? (тема?)

Какова основная мысль? В каком предложении она выражена?

Согласны с автором?

Объясняют написание приставок.

Отвечают на вопросы, записывают основную мысль?

Лист самооценки

  • Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества, умение договариваться, слушать и слышать собеседника.
  • Познавательные: Применение правила в новой ситуации, структурирование знаний.
  • Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия.

5 мин

Посмотрите на доску. Все цели достигли? Чтобы точно не забыть,, дома надо закрепить. Параграф 48, вставить пропущенные буквы в письмо Деду Морозу, выполнить обозначенные цифрами разборы.

Записывают задание , отвечают на вопросы.

Лист самооценки.

  • Регулятивные: Самоконтроль, самооценка, коррекция. Ученик сразу видит, что он понял, а что нет.

 Продолжи предложение

Сегодня на уроке я научился…

Было трудно…

Мне понравилось…

МОЛОДЦЫ

Приложение 1

Карточки для работы в паре .

1.Прочитайте слова в каждой строчке

2. Выделите приставку и подчеркните гласную в приставке

3 Определите значение приставки в каждой строке (неполное действие-( чуть –чуть); близость к чему –либо; приставку можно заменить словом очень(=очень)

4 Посмотрите какая гласная пишется в приставке

5. Внесите в соответствующие ячейки условия и примеры.

Пришкольный, приусадебный

Прикрыть, присесть

Превкусный, преинтересный

1.Прочитайте слова в каждой строчке

2. Выделите приставку и подчеркните гласную в приставке

3 Определите значение приставки в каждой строке (присоединение или прибавление; приближение; приставку можно заменить приставкой пере-)

4 Посмотрите какая гласная пишется в приставке

5. Внесите в соответствующие ячейки условия и примеры.

Преступник, прервать

Прилепить, присоединить

Прилететь, приехать

Приложение 2

Карточки для работы в парах сменного состава.

Карточка 1

  1. Продиктуй слова напарнику, послушай объяснение. Если неправильное объяснение, задай наводящие вопросы или объясни сам
  2. Выделите орфограмму в словах
  3. Поменяйтесь ролями.

Пр.везти, пр.шить

Карточка 2

  1. Продиктуй слова напарнику, послушай объяснение. Если неправильное объяснение, задай наводящие вопросы или объясни сам
  2. Выделите орфограмму в словах
  3. Поменяйтесь ролями.

 

Пр.глушённый, пр.брежный

Карточка 3

  1. Продиктуй слова напарнику, послушай объяснение. Если неправильное объяснение, задай наводящие вопросы или объясни сам
  2. Выделите орфограмму в словах
  3. Поменяйтесь ролями.

Пр.милый, пр.рвать

Карточка 4

  1. Продиктуй слова напарнику, послушай объяснение. Если неправильное объяснение, задай наводящие вопросы или объясни сам
  2. Выделите орфограмму в словах
  3. Поменяйтесь ролями.

Пр.встать, пр.коснуться

Приложение 3

Задание для работы в группе.

  1. Договоритесь, кто прочитает текст
  2. По очереди объясните написание приставок, обсудив в группе
  3. Ответьте на вопросы.

- Тема текста?

-Основная мысль?

_Согласны ли вы с автором?

  1. Запишите основную мысль в тетрадь.

Природа родного села пр…ковывает взгляд. Пр…красные рассветы и пр…чудливые узоры лесов делают её пр…удивительной. Мы влюбляемся в эти места с детства. Эта любовь помогает пр…одолеть любые трудности.

Задание для работы в группе.

  1. Договоритесь, кто прочитает текст
  2. По очереди объясните написание приставок, обсудив в группе
  3. Ответьте на вопросы.

- Тема текста?

-Основная мысль?

_Согласны ли вы с автором?

  1. Запишите основную мысль в тетрадь.

Природа родного села пр…ковывает взгляд. Пр…красные рассветы и пр…чудливые узоры лесов делают её пр…удивительной. Мы влюбляемся в эти места с детства. Эта любовь помогает пр…одолеть любые трудности.

Задание для работы в группе.

  1. Договоритесь, кто прочитает текст
  2. По очереди объясните написание приставок, обсудив в группе
  3. Ответьте на вопросы.

- Тема текста?

-Основная мысль?

_Согласны ли вы с автором?

  1. Запишите основную мысль в тетрадь.

Природа родного села пр…ковывает взгляд. Пр…красные рассветы и пр…чудливые узоры лесов делают её пр…удивительной. Мы влюбляемся в эти места с детства. Эта любовь помогает пр…одолеть любые трудности.

Задание для работы в группе.

  1. Договоритесь, кто прочитает текст
  2. По очереди объясните написание приставок, обсудив в группе
  3. Ответьте на вопросы.

- Тема текста?

-Основная мысль?

_Согласны ли вы с автором?

  1. Запишите основную мысль в тетрадь.

Природа родного села пр…ковывает взгляд. Пр…красные рассветы и пр…чудливые узоры лесов делают её пр…удивительной. Мы влюбляемся в эти места с детства. Эта любовь помогает пр…одолеть любые трудности.

 Лист самооценки

Фамилия, имя ----------------------------------------------------------

Вид деятельности

Критерии оценивания

Оценка

Мотивация

  1. Понял(а), какую проблему на уроке будем решать (да – нет)
  2. Вижу конечную цель, которую должен достичь на уроке (да –нет)

Решение проблемы, работа в паре

  1. Мы сумели договориться
  2. Внимательно слушал напарника
  3. Помогал напарнику, если он затруднялся
  4. Мы справились с заданием
  5. Мы довольны результатом (от 0 до 5 баллов)

Работа в паре сменного состава

  1. Поработал с тремя напарниками

2 .Правильно объяснил слова

(от 0 до 5 баллов)

Работа в группе

  1. Принимал участие в обсуждении вопросов
  2. Отвечал на вопросы
  3. Помогал товарищам
  4. Правильно объяснял написание слов

(от 0 до 5 баллов)

Рефлексия

Работой доволен/ не доволен (да –нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...