Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе «Стилистика русского языка»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе «Стилистика русского языка» |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
Покровская основная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УВР Директор школы
___________ С.К.Барбащова ___________ О.Н.Калмыкова
«___» ____________ 2021г. приказ от «__» _______ 2021г.
№ _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по русскому языку для 9 класса
«Стилистика русского языка»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Калмыкова Ольга Николаевна
2021 г.
Пояснительная записка.
С расширением функций русского языка всё актуальнее становится задача более глубокого овладения его словарными и грамматическими богатствами и более совершенного использования их в конкретных актах речевого общения.
Цель данной программы внеурочной деятельности «Стилистика русского языка» - углубление и расширение грамматических знаний учащихся, усвоение особенностей стилистического употребления основных стилистических категорий в речи. В процессе прохождения курса также намечается решение следующих задач:
- знакомство с особенностями употребления той или иной синтаксически-стилистической конструкции;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимосвязей);
- самостоятельное употребление стилистических структур в собственной речи;
- умение отредактировать текст;
- написание творческой работы, используя изученную синтаксически-стилистическую конструкцию.
Учебную модель функциональных стилей можно представить следующим образом:
- сфера применения высказывания
- задача речи
- стилевые черты
- языковые средства.
Программа «Стилистика русского языка» содержит теоретические сведения о языковых средствах стилей, особенностях разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей, практические задания, которые помогут выработать навыки творческого подхода к языку, развить лингвистическое чутьё и повысить речевую культуру, упражнения, предполагающие сопоставительный анализ.
Учащиеся должны усвоить задачи каждого функционального стиля, познакомиться с ведущими чертами каждого стиля и их речевым выражением, в котором участвует весь комплекс языковых средств: лексика, морфология, синтаксис.
Для выяснения стилистических различий большое значение имеет анализ текста, упражнения направлены прежде всего на осознание учащимися задач речи, стилевых черт, определяемых этими задачами, а затем уже на уяснение способов языкового выражения этих черт.
Планируемые результаты
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | учащиеся овладевают лингвистическими, этическими, психологическими понятиями, нормами русского литературного языка, нормами официально-делового стиля речи; | |
1) интерес к изучению языка; 2) потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, коллег | 1) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 4) осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; 5) анализировать причины успеха/неуспеха. | 1) пользоваться словарями, справочниками; 2) осуществлять анализ и синтез; 3) устанавливать причинно-следственные связи; 4) строить рассуждения. | 1) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 2) слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 3) включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе; 4) формулировать свои затруднения 6)умение вести себя в конфликтной ситуации, не допускать конфликта. | |
Содержание
Введение. Функциональные стили русского языка. Языковые средства стилей
Разговорный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.
Художественный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.
Научный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.
Публицистический стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.
Художественный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.
Композиционные формы сочинений.
Отражение функционально-стилевой и экспрессивно-стилистической характеристики слов в русских словарях.
Словари языка писателей
Список используемых источников
- Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 2009
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 2010
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 2009
- Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 2012
- Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 2010
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
- Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 2009
Учебно-тематический план (17 ч ).
Дата проведе ния | № п.п. | Наименование темы | Основное содержание | Основные виды деятельности |
1 | Введение. Функциональные стили русского языка. | Понятие о стилистике русского языка | ||
2 | Языковые средства разных стилей | Языковые средства, характерные для разных стилей: термины, клише, ИВС | Анализ языковых средств | |
3 | Разговорный стиль | Сфера употребления. Языковые особенности. Особенности синтаксиса. | Составление диалога разговорного стиля, анализ текста, заполнение таблицы | |
4 | Официально-деловой стиль | Сфера употребления. Языковые особенности. Клише. | Конспектирование, составление текста расписки, доверенности, анализ текстов, заполнение таблицы Анализ языковых средств Сопоставительный анализ текстов, творческая работа: написание сочинения с элементами научного и официально-делового стилей | |
5 | Научный стиль | Сфера употребления. Языковые особенности. Термины | ||
6 | Творческая работа: написание сочинения с элементами научного и официально-делового стилей | |||
7 | Публицистический стиль | Сфера употребления. Языковые особенности. | Составление плана лекции, заполнение таблицы, редактирование текстов Сопоставительный анализ текстов, редактирование. Составление монолога публицистического стиля по группам, написание сочинения по тексту публицистического стиля Презентация проекта. | |
8 | Редактирование текста публицистического стиля. | Средства выразительности. | ||
9 | Публицистический стиль. Обобщение. | Особенности использования ИВС. | ||
10 | Коллективный проект. Один номер школьной газеты | |||
11 | Художественный стиль. | Сфера употребления. Языковые особенности. | Наблюдение над языковым материалом. Выявление особенностей стиля. Анализ прозаических произведений, заполнение таблицы Анализ поэтических произведений, сопоставительный анализ текстов различных жанров Анализ структуры сочинений разных видов Творческая работа: написание сочинения художественного стиля | |
12 | Художественный стиль. Анализ прозаического текста. | Лексические средства выразительности | ||
13 | Художественный стиль. Анализ поэтических произведений. | Лексические средства выразительности | ||
14 | Художественный стиль. Композиционные формы сочинений | Разные виды сочинений. | ||
15 | Проба пера. Сочинение художественного стиля. | |||
16 | Отражение функционально-стилевой и экспрессивно-стилистической характеристики слов в русских словарях. Словари языка писателей | Работа со словарями | ||
17 | Стилистика русского языка. Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...

Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному предмету Английский язык для основного общего образования. Срок освоения 1 год (6 класс)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.Личностные результаты:-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;-сознание во...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир английского языка"
Данная программа разработана на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности школьников М.А. Бодоньи. Предназначена для учащихся 4 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс
Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...

Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язы...
