Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе «Стилистика русского языка»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Калмыкова Ольга Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе «Стилистика русского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_9_stilistika_russkogo_yazyka.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Покровская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР                                                                                                                                          Директор школы

___________ С.К.Барбащова                                                                                                                                ___________  О.Н.Калмыкова

«___»  ____________ 2021г.                                                                                                                                 приказ от «__» _______ 2021г.

                                                                                                                                                      № _________________

                                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по  русскому языку для 9 класса

 «Стилистика русского языка»  

                                                                                                                                                          Составитель: учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                 

Калмыкова Ольга Николаевна

                                  2021 г.                           

Пояснительная записка.

  С расширением функций русского языка всё актуальнее становится задача более глубокого овладения его словарными и грамматическими богатствами и более совершенного использования их в конкретных актах речевого общения.

   Цель данной программы внеурочной деятельности «Стилистика русского языка» - углубление  и расширение  грамматических знаний учащихся, усвоение особенностей стилистического употребления основных стилистических категорий в речи. В процессе прохождения курса также намечается решение следующих задач:

      - знакомство с особенностями употребления той или иной синтаксически-стилистической конструкции;

      -   сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

      -   проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимосвязей);

      -    самостоятельное употребление стилистических структур в собственной речи;

      -    умение отредактировать текст;

      - написание творческой работы, используя изученную синтаксически-стилистическую конструкцию.

 Учебную модель функциональных стилей можно представить следующим образом:

      -   сфера применения высказывания

      -   задача речи

      -   стилевые черты

      -   языковые средства.

   Программа  «Стилистика русского языка» содержит теоретические сведения о языковых средствах стилей, особенностях разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей, практические задания, которые помогут выработать навыки творческого подхода к языку, развить  лингвистическое чутьё и повысить речевую культуру, упражнения, предполагающие сопоставительный анализ.

    Учащиеся должны усвоить задачи каждого функционального стиля, познакомиться с ведущими чертами каждого стиля и их речевым выражением, в котором участвует весь комплекс языковых средств: лексика, морфология, синтаксис.

    Для выяснения стилистических различий большое значение имеет анализ текста, упражнения направлены прежде всего на осознание учащимися задач речи, стилевых черт, определяемых этими задачами, а затем уже на уяснение способов языкового выражения этих черт.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

учащиеся овладевают лингвистическими, этическими, психологическими понятиями, нормами русского литературного языка, нормами официально-делового стиля речи;

1) интерес к изучению языка;

2) потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников, коллег  

 1) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

4) осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;  

5) анализировать причины успеха/неуспеха.

1) пользоваться словарями, справочниками;

2) осуществлять анализ и синтез;

3) устанавливать причинно-следственные связи;

4) строить рассуждения.

1) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

2) слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  

3) включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе;

4) формулировать свои затруднения

6)умение вести себя в конфликтной ситуации, не допускать конфликта.

Содержание

Введение. Функциональные стили русского языка. Языковые средства стилей

Разговорный  стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.

Художественный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.

Официально-деловой стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.

Научный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.

Публицистический стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.

Художественный стиль. Сфера употребления. Языковые особенности.

Композиционные формы сочинений.

Отражение функционально-стилевой и экспрессивно-стилистической характеристики слов в русских словарях.

Словари языка писателей

Список используемых источников

  1. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 2009
  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 2010
  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: 2009
  4. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под ред. Ладыженской Т.А. – М.: 2012
  5. Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили./ Под ред. Алексеева В.А., Роговой К.А. – М.: 2010
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М: 1998.
  7. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. – Л.: 2009

Учебно-тематический план (17 ч ).

Дата проведе

ния

п.п.

Наименование темы

Основное содержание

Основные виды деятельности

1

Введение. Функциональные стили русского языка.

Понятие о стилистике русского языка

2

Языковые средства разных стилей

Языковые средства, характерные для разных стилей: термины, клише, ИВС

Анализ языковых средств

3

Разговорный  стиль

Сфера употребления. Языковые особенности. Особенности синтаксиса.

Составление диалога разговорного стиля, анализ текста, заполнение таблицы

4

Официально-деловой стиль

Сфера употребления. Языковые особенности. Клише.

Конспектирование, составление текста расписки, доверенности, анализ текстов, заполнение таблицы

Анализ языковых средств

Сопоставительный анализ текстов, творческая работа: написание сочинения с элементами научного и официально-делового стилей

5

Научный стиль

Сфера употребления. Языковые особенности. Термины

6

Творческая работа: написание сочинения с элементами научного и официально-делового стилей

7

Публицистический стиль

Сфера употребления. Языковые особенности.

Составление плана лекции, заполнение таблицы, редактирование текстов

Сопоставительный анализ текстов, редактирование.

Составление монолога публицистического стиля  по группам, написание сочинения по тексту публицистического стиля

Презентация проекта.

8

Редактирование текста публицистического стиля.

Средства выразительности.

9

Публицистический стиль. Обобщение.

Особенности использования ИВС.

10

Коллективный проект. Один номер школьной газеты

11

Художественный стиль.

Сфера употребления. Языковые особенности.

Наблюдение над языковым материалом. Выявление особенностей  стиля.

Анализ прозаических произведений, заполнение таблицы

Анализ поэтических произведений, сопоставительный анализ текстов различных жанров

Анализ структуры сочинений разных видов

Творческая работа: написание сочинения художественного стиля

12

Художественный стиль. Анализ прозаического текста.

Лексические средства выразительности

13

Художественный стиль. Анализ поэтических произведений.

Лексические средства выразительности

14

Художественный стиль.  Композиционные формы сочинений

Разные виды сочинений.

15

Проба пера. Сочинение художественного стиля.

16

Отражение функционально-стилевой и экспрессивно-стилистической характеристики слов в русских словарях. Словари языка писателей

Работа со словарями

17

Стилистика русского языка. Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...

Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному предмету Английский язык для основного общего образования. Срок освоения 1 год (6 класс)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.Личностные результаты:-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;-сознание во...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путешествие по стране изучаемого языка» Класс: 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по стране изучаемого языка»Класс: 5...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в мир английского языка"

Данная программа разработана на основе рабочей образовательной про­граммы внеурочной деятельности школьников М.А. Бодоньи. Предназначена для учащихся 4 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс

Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...

Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язы...