Проект "Нет-жестокости детям!"
методическая разработка по теме

Сапоненко Раиса Леонидовна

               Профилактика жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми– это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

 Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

 Четыре основные формы  жестокого обращения с детьми:              

Физическое насилие– преднамеренное нанесение физических повреждений.    

Сексуальное насилие (или развращение)– вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

 К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка,

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

 

Пренебрежение нуждами ребёнка– это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

          К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

 Признаки и симптомы жестокого обращения с ребенком

  • Наличие  у ребенка телесных повреждений, синяков, кровоподтеков, рубцов, ожогов;
  • К психическим симптомам относятся ночные кошмары и ужасы, потеря сна, необоснованные страхи;
  •  Дети  чрезмерно агрессивны, импульсивны, склонны к разрушениям, негативны и гиперактивны;
  •   Дети проявляют склонность к насилию и могут вымещать свою враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях.

 

 

 

 Защита  прав и достоинств ребёнка в законодательных актах  

    Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)  

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157) 

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77);  

Закон РФ «Об образовании»

утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

  

Проект  «Нет – жестокости детям!»

Цель:внедрение в сознание родителей, общественности нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми, проявлениям насилия в отношении детей

Задачи:

- активизация деятельности  по распространению  среди  детей и  подростков, родителей, специалистов учреждений, работающих с детьми  информации о недопустимости применения насилия и жестокости к детям; ненасильственных методах общения и взаимодействия в семьях, способах защиты детей от насилия и жестокого обращения, возможностях получения  помощи в случаях проявления  насилия  и жестокости по отношению к детям;

- обеспечение доступности и повышение эффективности оказания  помощи в случаях насилия и жестокого обращения с детьми;

- объединение усилий образовательного учреждения, учреждений культуры, социальных служб, администрации, КДН в осуществлении мер профилактики проявления жестокости  и насилия в отношении  детей.

Основные направления работы:

- привлечение внимания  к проблеме жестокого обращения с детьми и распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми, насильственных методов воспитания;

- пропаганда ответственного родительства;

- совместная работа социально-педагогической службы, занимающейся защитой  прав детей, в том числе защитой  детей от жестокого обращения;

- объединение усилий образовательного учреждения, учреждений культуры, социальных служб, общественных организаций, КДН, администрации в организации мер профилактики проявления жестокости к детям;

- создание модели реагирования на факты жестоко обращения с детьми;

- обеспечение доступности и повышение эффективности оказания помощи в случаях насилия и жестокого обращения с детьми;

- проведение массовых общественно значимых акций, в том числе с привлечением детей (конкурсы, фестивали, детские форумы и т.д.).

- профилактика агрессий ( вербальной, физической и т.д.)

Ожидаемые результаты:

- создан алгоритм реагирования на факты жестокого обращения с детьми;

- выполняются все законы по защите прав и достоинств ребенка;

- снижен уровень агрессивности в детской и подростковой среде, в отношениях между взрослыми и детьми.

 

План основных мероприятий

 

 

№п/п

мероприятия

сроки

ответственный

1.

Разработка нормативно-правовой базы для реализации данного проекта.

 

сентябрь

социальный педагог,

инспектор ОДН

2.

Стратегическое планирование (разработка рекомендаций, методик по работе с родителями и детьми, подбор литературы

 

сентябрь-октябрь

социально-педагогическая служба

3.

Создание банка данных о семьях, где замечены факты проявления жестокости

октябрь

социальный педагог

4.

Оказание психолого-педагогической поддержки данным детям и семьям.

 

в течение года

социальный педагог, психолог

5.

Организация работы с педагогическим коллективом

 

в течение года

 

социальный педагог, психолог

 

6.

Профилактическая работа с родителями.

 

в течение года

Администрация,

социальный педагог,

психолог, классные руководители

 

7.

Анализ и коррекция результатов работы. Определение маршрутов для дальнейшей работы

май

социальный педагог

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...