Диагностика развития двигательных способностей детей
методическая разработка по теме
Краткое описание проведения диагностики развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития двигательных способностей
детей дошкольного возраста
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
- выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
- проектирования индивидуальной работы;
- оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявление детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста (лучше – в данной группе).
Цель диагностики: выявления уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Карта диагностики уровня музыкального
и психомоторного развития ребенка
Параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | |||
2. Эмоциональная сфера | |||
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность-общительность, экстраверсия-интроверсия) | |||
4. Творческие проявления | |||
5. Внимание | |||
6. Память | |||
7. Подвижность нервных процессов | |||
8. Пластичность, гибкость | |||
9. Координация движений |
Пример оценки детей:
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпов, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. После выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии и интроверсии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, ориентированные «па». Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыке не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогов в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6 – 8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти – оценка – 3 балла. Неспособность запоминать последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 0-1 балла.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночники, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др. – от 1 до 3 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Таблица нормативов по возрастным группам (требования к учащимся по развитию двигательных качеств).
Экспресс-тесты (требования к двигательным способностям учащихся 5-9 классы)....
Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников
Материал представляет собой описание педагогического опыта учителя физической культуры по теме "Дифференцированное развитие двигательных качеств у младших школьников"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/17/picture-636799-1621267770.jpg)
Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-868702-1482308022.jpg)
Диагностика развития детей дошкольного возраста по программе «Развитие интеллекта и творческих способностей с элементами ТРИЗ"
Каждый год взволнованные мамы приводят на занятия своих малышей. Все хотят, чтобы их ребенок был умным, внимательным, думающим, чтобы он не терялся, не отвлекался, а умел сосредоточиться и выпол...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-1060630-1537553596.jpg)
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ по теме: «Развитие двигательных умений и навыков, повышение двигательных возможностей учащихся в подготовке их к жизни и , в последующем, к физическому труду»."
Цель профессионального самообразования: развитие двигательных умений и навыков школьников 1 - 9 классов с целью коррекции двигательных нарушений, повышение мотивации к ведению здоров...