Модернизация школьного образования
статья по теме

 

Реформа современного общества России невозможна без модернизации образования. « История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является  образование».[1]

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация школьного образования.

Реформа современного общества России невозможна без модернизации образования. « История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является  образование».[1] 

В программных документах Российской Академии образования и Министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что основой образования новой России должна стать гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика, направленная на сотрудничество учителей, учеников и родителей, на межличностное общение, сотворчество. При этом характерной чертой всех преобразований в области образования является утверждение отношения к личности школьника как к субъекту образовательного процесса, что предполагает создание социальных, психолого-педагогических и методических условий для развития индивидуальных способностей ребенка. По утверждению И.С.Якиманской, "школа как образовательный институт становится тем учреждением, где каждый ученик познает не только окружающий мир, но и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, то есть не только проявлять, но и строить себя как личность".

Образование не может быть инструментом государства, который используется идеологически, то есть для формирования типа личностей, адаптированных  к какому - либо  политическому строю, так же как и не

должно быть ориентировано на узко - специализированную профессиональную подготовку.

Специалисты самых разных  отраслей знания,  анализируя последствия расширяющегося кризиса культурных ценностей,  экологического кризиса, нарастающих аномалий социально-политического развития,  преступность и рост различных форм девиантного поведения,  деструктивные процессы в социальных системах, приходят к выводу, что « указанные факторы угрожают распадом личности и социальной системы общества. Значит, существующие традиционные концепции образования становятся неэффективными. Необходим новый взгляд на образование как на подсистемный элемент мирового сообщества, мировой культуры,  части природного мира,  но взятого уже не в традиционно узком,  а в космическом измерении».[2]

Конституция Российской Федерации,  принятая 12 декабря 1993 года, статья 43 гласит:

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители, или лица их заменяющие,  обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Положения статьи 43 полностью соответствуют международным стандартам в сфере образования,  в том числе статье 13 Международного пакта об экономических,  социальных и культурных правах. В указанном Пакте подчеркивается,  что образование  должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам,  способствовать взаимопониманию,  терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми,  этническими и религиозными группами.

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Принципы государственной политики в сфере образования определены законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года « Об образовании». К таким принципам относятся следующие:

-  гуманистический характер образования;

- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека свободного развития личности;

- воспитание гражданственности,  любви к Родине;

- единство федерального культурного и образовательного пространства;

 - защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования;

- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных  учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

- автономность образовательных учреждений.

Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола,  возраста, состояния здоровья, социального,  имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Граждане имеют право на  получение образования на родном языке.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.

Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

Государство, согласно части второй статьи 43, гарантирует гражданам Российской Федерации получение бесплатного основного общего образования и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование – это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. А в 10 и 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию.

Содержание образования определенного уровня и направленности обусловлено соответствующими программами: дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования и так далее.  Эти программы должны соответствовать государственным образовательным стандартам,

Следует отметить, что наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями допустима организация и деятельность негосударственных учреждений – частных школ, а так же учреждений образования, создаваемых общественными и религиозными объединениями.

С точки зрения конституционных обязанностей граждан Российской Федерации обязательным для каждого является основное общее образование; в настоящее время это девять классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. При завершении основного общего образования осуществляется  государственная аттестация учащегося (прошли первые пробы сдачи Единого государственного экзамена наряду с традиционной формой),  при успешном окончании обучения выдается аттестат государственного образца, что и дает право продолжать обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионально-технического образования

Законом предусмотрено, что требование обязательности основного общего  образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

В связи с обязательностью основного общего образования родителям или лицам, их заменяющим вменяется в обязанность обеспечить получение детьми такого образования. При этом названный Закон допускает возможность семейного образования, то есть обучения ребенка вне образовательного учреждения, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, в Российской Федерации законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным и профессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты и их компоненты утверждаются на федеральном уровне соответствующими центральными органами  исполнительной власти.

И Конституция России и Федеральный Закон « Об образовании» в целом определяют государственную политику в сфере образования, совсем недавно к этим законодательным актам прибавился и Приоритетный Национальный проект «Образование», внесший достаточно своевременные коррективы в моделирование  российского образования.

А как же собственно сегодня в реальной жизни живет « Страна Знаний», где в разное время проживал и каждый из нас в качестве ее коренных жителей: учеников?!

Проблем у современной школы достаточно, о них речь пойдет ниже, однако, главными действующими лицами- субъектами исследования, станут,  согласно заявленной теме, учителя.

Как  сегодня живут, в каких условиях работают учителя, с какими трудностями им приходится сталкиваться, чтобы принести радость в сердца детей и знания в их жизнь?

Эта проблема должна привлечь внимание многих специалистов: педагогов и социологов, психологов и экономистов, культурологов и юристов, так как проблема носит комплексный характер, а необходимость ее разрешения трудно переоценить.

Менделеев говорил: « К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить жизнь свою, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке  сознательное призвание и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную  надобность».

Сегодня учителя горько шутят, что их профессия – это скорее диагноз.

В школе остаются только те, кто действительно  «болеет»  ею,  отдает всего себя, получая порой лишь детскую благодарность да самоудовлетворение.

Таким образом, примем как исходную данность, что социальная модель личности учителя должна включать в себя определенный комплекс качеств как профессиональных, так и личностных, и этот комплекс должен соответствовать требованиям времени, новым концепциям и моделям преподавания.

« Во всех областях воспитания мы стоим только при начале великого искусства, тогда как факты науки указывают на возможность для него самой блестящей будущности, и важно надеяться, что человечество устанет гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке  ». -  писал К.Д.Ушинский. Как же актуальны эти слова сегодня!


[1] Шереги Ф.Э., Харчева В.Г.,Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., «Юристъ», 1997, с.5

[2] Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение физике в процессе модернизации школьного образования

Презентация знакомит с проблемами введения ГОС первого поколения по физике в рамках профильной школы....

Итоговый прикладной проект «Особенности изучения геометрии в 5-6 классах в условиях модернизации школьного образования»

Зная о трудностях, которые возникают у учащихся при изучении систематического курса геометрии, появляется необходимость совершенствования методики обучения элементам геометрии в 5-6 классах, уделяя вн...

«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...

План самообразования учителя истории и обществознания по теме: Повышение мотивации в познавательной деятельности обучающихся на уроках в условиях модернизации школьного образования по ФГОС на основе краеведения на 2012-2015 гг.

Цель: Создание условий для развития и самореализации обучающихся.Задачи:Развитие познавательной активности учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практичес...

Научная статья. Урок литературы в системе модернизации школьного образования.

Современный период развития России четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Концепции модернизации российского образования  указывае...

Моя деятельность в рамках модернизации школьного образования

Моя деятельность в рамках модернизации школьного образования....