Социальная технология "Вышивание"
методическая разработка на тему

Печникова Наталья Юрьевна

Социальная технология «Вышивание» может быть использована в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения.

     Она направлена на приобщение детей с отклонениями в развитии к культурным ценностям в увлекательной и доступной им форме, освоение ими практических умений и навыков вышивания, применение полученных знаний, умений и навыков в изготовлении различных изделий.

      Основной целью социальной технологии «Вышивание» является коррекция и развитие личности умственно отсталых детей с учетом их интеллектуальных и творческих возможностей через осуществление продуктивной деятельности.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._tekhnologiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГСУСОССЗН

«Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей»

Социальная технология

«Вышивание»

Составила: воспитатель Печникова Н.Ю.

Аннотация.

     Социальная технология «Вышивание» может быть использована в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения.

      Данная социальная технология представляет собой процесс приобщения детей с отклонениями в развитии к культурным ценностям в увлекательной и доступной им форме, освоения ими практических умений и навыков вышивания, применения полученных знаний, умений и навыков в изготовлении различных изделий.

      Основной целью социальной технологии «Вышивание» является коррекция и развитие личности умственно отсталых детей с учетом их интеллектуальных и творческих возможностей через осуществление продуктивной деятельности.

       Данную социальную технологию могут применять следующие специалисты интернатных учреждений системы социальной защиты населения: воспитатели, педагоги дополнительного образования, трудовые инструкторы.

Введение.

     Основными принципами построения и применения социальной технологии «Вышивание» являются практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, посильность выполнения видов и объема практических работ, связь теории с практикой, концентричность.

      Основные цели применения социальной технологии «Вышивание» в интернатных учреждениях системы социальной защиты населения:

  • Расширить профили элементарной трудовой подготовки воспитанников простейшими видами вышивания.
  • Развить трудовые способности детей и адаптировать их в индивидуальной деятельности.
  • Формировать у детей доступные технологические и технические знания, практические умения и навыки вышивания.
  • Дать возможность воспитанникам со стойкими дефектами развития закрепить полученные трудовые навыки.
  • Корригировать умственные и двигательные дефекты развития, нарушения эмоционально-волевой сфере развития в процессе трудовой деятельности.
  • Расширить кругозор в направлении декоративно-прикладного искусства.

   Применение социальной технологии «Вышивание» в работе с детьми с отклонениями в развитии позволяет решить широкий спектр коррекционных задач направленных как на первичный дефект, так и на его вторичные и третичные следствия:

 -расширение кругозора детей с  отклонениями в развитии, приобщение их к       культурным ценностям в увлекательной и доступной форме;

-освоение детьми с отклонениями в развитии техники вышивания;

-приобщение их к труду в декоративно-прикладном искусстве;

-развитие мелкой мускулатуры рук ребенка, приучение к точным движениям пальцев под контролем сознания;

-развитие памяти, внимания, мышления, речи;

-развитие творческой и познавательной активности;

-воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников средствами трудотерапии;

 -сенсорное развитие и воспитание эстетического вкуса;

-развитие уверенности в себе, в своих способностях;

-создание позитивного психологического фона.

     Социальная технология «Вышивание» успешно применяется специалистами ГСУСОССЗН «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей». Работы воспитанников дома-интерната неоднократно были отмечены дипломами на областных выставках и фестивалях детского творчества. Регулярно проводятся выставки поделок детей внутри учреждения. Работы воспитанников дома-интерната в технике вышивания находят свое практическое применение в оформлении предметов быта (украшение одежды, салфеток, диванных подушек и т.п.), помещений дома-интерната.

Показания к использованию социальной технологии.

    Социальная технология «Вышивание» может быть использована в работе с воспитанниками, имеющими следующие диагнозы:

- умственная отсталость,

- шизофрения.

- эпилепсия с изменениями личности.

    Степень утраты трудоспособности влияет на участие в осуществлении технологии. Данная технология может применятся в работе с воспитанниками обучаемых и трудовых групп.

Противопоказания к использованию социальной технологии.

Противопоказаниями к использованию социальной технологии «Вышивание» являются:

- острая психопатология,

- психопатоподобное поведение;

- обострение эпилептических заболеваний,

- категорический отказ воспитанника от участия в данном виде трудотерапии.

Материально-техническое обеспечение социальной технологии.

Для осуществления социальной технологии «Вышивание» необходимы:

  • Демонстрационные материалы:

-коллекция видов тканей и ниток;

-альбомы или наборы рисунков с изображением вышивок имеющих художественную ценность и выполненных в традиционных национальных стилях, различные по композиции и орнаменту, видам используемых швов;

-книги и периодические издания по вышиванию;

-набор демонстрационных карточек ко всем видам швов, которые будут осваиваться воспитанниками;

-готовые вышитые изделия.

  • Материалы, инструменты и приспособления для вышивания:

-ткань и нитки в зависимости от назначения будущего изделия, узора и способа его выполнения;

-иглы, игольницы для их хранения;

-нитковдеватель;

-наперсток;

-ножницы;

-пяльцы;

-сантиметровая лента;

-булавки;

-миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага;

-коробки для хранения материалов, инструментов и работ.

  • Электрооборудование:

-утюг,

-настольные лампы.

Описание социальной технологии.

     В процессе осуществления социальной технологии «Вышивание» можно выделить несколько этапов.

  1. Подготовительный этап.

1.Формирование группы воспитанников.

     Определение группы воспитанников, для которых данный вид деятельности будет интересен, осуществляется в соответствии с показаниями и противопоказаниями к использованию данной социальной технологии, рекомендациями специалистов (врачей, психологов, дефектологов) или ПМПК учреждения.

       Круг интересов детей выявляет воспитатель методом беседы, опроса или анкетирования.

       В одной группе могут заниматься воспитанники, имеющие разные структуры дефекта, отличающиеся интеллектуальными возможностями, уровнем познавательной активности, работоспособности, развития речи и др.

2. Подготовка необходимого оборудования.

       Специалист должен подготовить необходимые демонстрационные материалы, материалы, инструменты и приспособления для вышивки, электрооборудование в соответствии с необходимым материально-техническим обеспечением данной социальной технологии.

  1. Основной этап.

1.Вводные занятия.

       Ознакомление воспитанников с целями и задачами обучения. Демонстрация работ воспитанников уже владеющих техникой вышивания. Знакомство с правилами поведения во время занятий.

2.Материаловедение.

       Ознакомление детей в доступной форме с видами ниток, тканей, изделий из них.

3.Беседы о технике вышивания.

      Ознакомление детей в доступной форме с понятием «вышивка», ее использованием, назначением, историей, различными видами и стилями вышивки с демонстрацией изображений вышивок имеющих художественную ценность, выполненных в традиционных национальных стилях, различных по композиции и орнаменту, видам используемых швов. Рассматривание различных готовых изделий.

4.Инструменты и приспособления, используемые при вышивании.

      Знакомство воспитанников с используемыми при вышивании инструментами и приспособлениями, их назначением и применением, правилами техники безопасности при работе сними. Комплектация индивидуальных коробок для рукоделия.

5.Способы перевода рисунка на ткань.

      Ознакомление детей с различными способами перевода рисунка на ткань (с помощью копировальной бумаги, на «просвет», с помощью кальки, способом припороха) и практическая апробация некоторых из них.

6.Виды швов. Закрепление нитки на ткани.

       Ознакомление воспитанников с помощью демонстрационного материала с многообразием швов, используемых в вышивании. Ознакомление с различными способами закрепления нитки на ткани, практическое их применение.

7.Шов «вперед иголку».

      -Знакомство с техникой выполнения шва.

      -Выполнение учебного образца (в начале на бумаге, затем на ткани).

      -Закрепление полученного навыка: изготовление различных поделок по

        рисунку, предложенному специалистом, по рисунку выбранному

        воспитанником или созданным им самим.

      -Оформление работ воспитанников.

      Аналогично строится работа над другими видами швов. Ознакомление с ними происходит по принципу от простого к сложному: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов, шов «узелки», гладь, крест и т.д.

  1. Этап практического применения полученных умений и навыков.

     На данном этапе воспитанники самостоятельно выполняют работы по вышиванию с целью украшения одежды и предметов быта, оформления помещений дома-интерната, изготовления подарков и пр. Основными задачами данного этапа являются увлекательное заполнение досуга воспитанников, развитие у них самостоятельности и творческой активности, эстетического вкуса, воспитание усидчивости, аккуратности и трудолюбия.

Эффективность использования социальной технологии.

     Социальная технология «Вышивание» успешно применяется специалистами ГСУСОССЗН «Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей».

      Количество воспитанников, обучающихся вышиванию, постоянно меняется в связи с поступлением новых воспитанников и переводом тех, кто достиг 18 лет. В настоящее время социальная технология «Вышивание» используется специалистами дома-интерната в работе с воспитанниками 5 групп – всего 26 чел.:

       девочки 2г. обучения – 7 чел.,

       мальчики 1г. обучения – 3 чел.,

       мальчики 2г. обучения – 4 чел.,

       трудовая группа девочек – 6 чел.,

       трудовая группа мальчиков – 6 чел.

Из них воспитанники в возрасте от 10 до 15 лет – 14 чел.,

             воспитанники в возрасте от 15 до 18 лет – 12 чел.

    Для анализа результативности использования социальной технологии «Вышивание» в начале и в конце каждого учебного года, а также по окончанию всего курса проводится диагностика уровня фактических знаний и умений каждого воспитанника, его личностных качеств методом анализа его изделий, наблюдения за его трудовой деятельностью, беседы, опроса и т.д.

      Критериями эффективности применения социальной технологии «Вышивание» являются:

  • Уровень практического освоения воспитанниками техники вышивания,
  • Уровень коррекции умственных и двигательных дефектов развития,
  • Уровень сенсорного развития,
  • Уровень коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере развития, поведении,
  • Уровень развития творческой и познавательной активности,
  • Уровень развития самостоятельности в труде,
  • Уровень развития эстетического и художественного вкуса,
  • Уровень развития уверенности в себе, в своих способностях, мотивации к занятиям вышивкой.

     У всех воспитанников, в работе с которыми применяется социальная технология «Вышивание», специалисты Головеньковского дома-интерната отмечают улучшение психического и эмоционального состояния, формирование навыков самостоятельности в трудовой деятельности, формирование и улучшение качества умений и навыков шитья и вышивания, воспитание трудолюбия, терпеливости, усидчивости, аккуратности в работе.

     Таким образом, на основании опыта применения социальной технологии «Вышивание» можно констатировать, что использование данной социальной технологии является перспективным и имеет  коррекционную, развивающую и реабилитационно-трудовую направленность, что способствует социально-трудовой адаптации и реабилитации воспитанников стационарных учреждений социального обслуживания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жи...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...