Педагогика ненасия. Техники ненасильственного поведения.
методическая разработка на тему
Методический материал, разработанный на основе нормативных документов, регламентирующих права и интересы малолетних граждан. Сборник призван помочь формированию у воспитанников младшего школьного возраста и педагогов учреждений общественного воспитания навыков ненасильственного урегулирования конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель
Васильева А.Н.
социальный педагог
2012 год
Ничто не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление.
Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья –
оскорбления.
В.А.Сухомлинский
Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию методический материал, разработанный на основе нормативных документов, регламентирующих права и интересы малолетних граждан. Сборник призван помочь формированию у воспитанников школьного возраста и педагогов учреждений общественного воспитания навыков ненасильственного урегулирования конфликтов.
Сегодня, наказание воспитанника детского дома, в силу его психических и физических проблем требует от нас педагогического такта, справедливости. Нельзя допускать превращения наказания в орудие мести и насилия над личностью ребенка.
Уважая и принимая ребенка таким, каким он есть, он будет уважать Вас.
Методические рекомендации включают:
- техники ненасильственного поведения;
- примерный перечень поощрений и наказаний воспитанников детского дома;
- интерактивные упражнения для педагогов и воспитанников.
Педагогика ненасилия.
Техники ненасильственного поведения
Педагогика ненасилия как направление педагогики сформировалось не так давно в научной теории и практике, несмотря на то, что идеи давно пропагандировались. Изначальная суть данного направления заключалась в объединении усилий прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства детей и юношества. В настоящее время это и воспитание, и обучение на ненасильственной основе, в духе ненасилия, это подготовка детей к просоциальному (альтруистическому поведению), распространение миротворческих идей среди молодежи, воспитание миролюбия и гуманизма.
Опыт показывает, что никакие политики, правоохранительные органы, институты культуры, правозащитные организации не справятся с насилием, если в это активно не включатся педагоги.
Ненасильственные (просоциальные) действия – это действия, усиливающие позитивные намерения другой стороны, действия, связанные с благом или сохраняющие независимость и автономность каждого участника взаимодействия, не приносящие им ущерба.
Цель таких действий состоит в том, чтобы:
- сохранить, защитить, облегчить функционирование или содействие развитию того или иного «социального объекта» (человека, коллектива);
- усилить личность другого человека в противовес принуждению, где целью является ослабление, подавление личности.
Мотивы ненасильственных действий возникают на грани необходимости сохранения достойного представления о себе и не нанесении ущерба другим людям.
Результат - сохранение мира, хороших отношений, возможности позитивно решать любые, даже самые сложные проблемы.
К ненасильственным действиям можно отнести:
- ненасильственное действие как отказ от принуждения;
- ненасильственное действие как сотрудничество;
- ненасильственное действие как помощь;
- ненасильственное действие как любовь;
- ненасильственное действие как снижение
агрессивного потенциала противоположной стороны.
Ненасильственное действие как отказ от принуждения обеспечивает наиболее благоприятные условия для взаимодействия, дает возможность противоположной стороне проявиться в полной мере как личности, предоставить ей возможности свободного выбора. Мотивом такого действия является осознание неприемлемости принуждения, ориентации не на слабые, а на сильные позитивные качества противоположной стороны.
В качестве конкретных способов осуществления этих действий выступают:
- просьба (вместо требования и приказа);
- убеждение (вместо физической или словесной агрессии);
- организация (вместо дисциплинирования);
- компромисс (вместо конфронтации).
Способность к осуществлению ненасильственного действия как отказа от принуждения должна быть сформирована у людей любого возраста, только тогда взаимодействие будет носить оптимальный продуктивный характер.
Ненасильственное действие как сотрудничество - это взаимодействие детей и взрослых на равных. Такое действие может выражаться
- в присоединении партнера к своим целям и задачам,
- сознательном присоединении к целям и задачам партнера,
- выражении солидарности, согласованности,
- отказе от манипулирования,
- обмене инициативами.
С точки зрения педагогики ненасилия педагог должен уметь встать на позицию ребенка или уравнять позиции, что создаст определенный эмоциональный настрой - сотрудничества;
Ненасильственное действие как помощь способствует не только усилению личности (приведению в состояние лучше исходного), но и ее «выравниванию», приведению в нормальное или исходное состояние.
Непосредственными действиями в этом смысле являются
- подбадривание,
- услуга,
- снятие напряженного состояния,
- защита в случае нападок со стороны другого,
- принятия стороны жертвы в конфликте,
- перемещение в более безопасное место,
- физические действия по спасению.
Выполнение действий помощи часто становится потребностью человека и перерастает в милосердие.
Ненасильственное действие как любовь - это
- желание самореализоваться в другом человеке,
- произвести в нем позитивные, значимые изменения с целью усиления его личности.
Эти действия осуществляются на фоне доброжелательности и взаимопонимания, совместных переживаний происходящих перемен.
Ненасильственное действие как снижение агрессивного потенциала противоположной стороны - это
- приведение противоположной стороны к более спокойному состоянию, по возможности к состоянию сотрудничества, позитивному решению назревших проблем.
Педагогика ненасилия выступает против агрессии и рассматривает разработку ненасильственных методов снятия агрессии как одну из основных задач.
Можно выделить следующие направления по предотвращению агрессии:
1. Педагог сам должен исключить проявления агрессии из своего поведения, а если он все же выходит из себя, то надо это открыто признавать и извиняться;
2. Важно как можно быстрее выяснить причину агрессии и устранить ее;
3. Объяснить ребенку последствия его агрессивных действий для него самого и других людей;
4. В тех ситуациях, когда причиной агрессивного поведения является неадекватное представление ребенка о себе, нужно помочь ему познать себя и позитивно принять;
5. Хороший эффект дают способы переключения агрессии на другой объект без тяжелых последствий (например, «груша» для боксирования, посуда, куклы);
6. Успокоить воспитанника, дать ему высказаться;
7. Игротерапия, когда ребенок в игре становится в позицию агрессивного человека, он осознает всю нелепость своего поведения;
8. Посредничество;
9. Гуманизация системы взаимодействия взрослых и детей в учебном, воспитательном учреждении.
В книге В.А. Ситарова и В.Г. Маралова «Психология и педагогика ненасилия» представлены подробные характеристики позиций принуждения и ненасилия:
ПОЗИЦИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ | ПОЗИЦИЯ НЕНАСИЛИЯ |
Раздражительность | Умение не раздражаться или использовать позитив своей раздражительности |
Обидчивость | Умение не обижаться или использовать позитив обид |
Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная устойчивость |
Неуверенность в себе | Уверенность в себе |
Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное) | Позитивная открытость (принятие с ориентацией на положительное) |
Эгоцентричность | Способность к социальной децентрации |
Наличие комплекса психологических защит | Отсутствие защит или их осознание |
Нетерпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся) | Терпимость к чужому мнению, другим людям (детям, учащимся) |
Ограничение субъективной свободы | Расширение границ субъективной свободы |
Приоритет дисциплинарных воздействий над организационным | Приоритет организационных воздействий над дисциплинарными |
Низкий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и школьников | Высокий уровень способности подключать детей к собственным целям и подключаться к целям детей и учащихся |
Повышение у детей и учащихся напряженности и тревожности | Снижение у детей и учащихся и напряженности и тревожности |
Приоритет негативных форм оценивания над позитивными | Приоритет позитивных форм оценивания |
Преобладание реактивных форм реагирования над активными | Преобладание активных форм реагирования над реактивными |
Позитивные действия педагога
на недисциплинированность воспитанников
Ребенок обманывает |
|
Ребенок берет чужие вещи |
|
У ребенка вредные привычки |
|
Ребенок выражается нецензурно |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный перечень поощрений и наказаний
За стремление учиться За примерное поведение За участие в труде За участие в конкурсах За бережливость Участие в жизни дома | стипендия игрушки сладости почетные грамоты организация поездок, походов для отличившихся |
Насилие Побеги Вредные привычки Порча имущества Нецензурная брань Оскорбление Нарушение режима | лишение развлечений, привилегий осуждение, укор, порицание обсуждение проступка на Совете дома |
В качестве примера для разработки предлагаю вам проект Положения о поощрениях и наказаниях. Данный документ не является образцовым, и может, постоянно дополнятся.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ:
ПООЩРЕНИЯ
1. За соблюдение учебной дисциплины отсутствие прогулов, удовлетворительное поведение, запись и своевременное выполнение домашних заданий:
• по итогам недели: дополнительное время (при наличии) игры на компьютере;
• месяца: звание «Ученик месяца», «Лучший мастер месяца»;
• четверти: благодарность, стипендия;
• года: звание «Ученик года», ценный подарок.
2. За соблюдение устава детского дома:
• поездки на фестивали, праздники для воспитанников детских домов, цирковые представления, экскурсии.
3. За активное участие в жизни детского дома:
• конкурсы, соревнования, художественная самодеятельность - сладкие призы, подарки, сувениры, грамоты, благодарности.
НАКАЗАНИЯ
1. За недисциплинированность в школе:
а) дополнительные занятия в свободное время по каждому пропущенному уроку;
б) временное лишение дополнительных развлечений (кинотеатр, компьютерные игры).
2. За нецензурную брань, оскорбление взрослых и детей:
а) оскорбленный или человек, в присутствии которого нецензурно, оскорбительно выражались, в обязательном порядке пишет заявление в Совет по профилактики детского дома;
б) нарушитель приглашается на расширенный Совет дома с участием педагогов, членов Совета;
в) Совет воспитанников и педагогов, выносит решение о наказании в зависимое от ситуации и многократности совершения данного правонарушения. Но в любом случае виновный должен извиниться.
3. За порчу материальных ценностей:
виновник под руководством взрослого по мере возможности устраняет причиненный вред
4. За нарушение правил поведения в доме :
а) случай рассматривается на Совете по профилактике правонарушений;
б) ограничение прогулок за пределами территории детского дома;
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Интерактивные упражнения
для педагогов:
Упражнения может проводить руководитель МО, старший воспитатель для педагогов и детей с целью определения, должен ли педагог обладать какими-то специфическими качествами для того, чтобы работать в духе педагогики ненасилия.
ЗАДАНИЕ 1
«Высказывания»
Слушатели получают карточки с изречениями известных педагогов по вопросам поощрений и наказаний. В течение десяти минут им необходимо провести обсуждение изречений в группах, после чего представить общее мнение о том, насколько они актуальны и применимы в наше время.
Я предостерегаю от того отвратительного, недопустимого в воспитании явления, когда кроме приказа и требования ничего нет, когда не уважается воля ребенка.
В.А.Сухомлинский
Правильно, с достоинством воспринимать горькие, но справедливые слова старшего очень сложное дело, этому надо долго и настойчиво учить... В нашей профессии самая сокровенная тайна - умение воспитывать у питомцев правильное отношение к моему неодобрению, осуждению.
В.А.Сухомлинский
В умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты заявляешь о себе своим поступком».
Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
В.А. Сухомлинский
Ребенок ненавидит того, кто бьет.
В.А. Сухомлинский
Как правило, я прощаю ребенка, совершившего по ошибке дурной поступок. Прощение затрагивает самые чувствительные уголки детского самолюбия, рождает в душе ребенка волевую активность, направленную на то, чтобы исправить ошибку. Ребенок не только раскаивается в совершенном, но искупает вину активной деятельностью. Бывает обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание.
В. А. Сухомлинский
Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость... Справедливость - это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребенка. Шаблон, стрижка всех под одну гребенку - это проявление равнодушия, несправедливости.
В.А. Сухомлинский
Ничто не огрубляет юное человеческое сердце, не ожесточает его, как оскорбление. Мы не покончим с преступностью среди несовершеннолетних, пока не исчезнет эта нетерпимая черта педагогического бескультурья - оскорбления.
В.А. Сухомлинский
Наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо... Наказание должно разрешить и уничтожить один конфликт и не создавать новых конфликтов.
А.С. Макаренко
ЗАДАНИЕ 2
Педагогам и ребятам необходимо составить часть Устава детского дома о поощрениях и наказаниях. Аудитория делится на две группы. Первая – педагоги – которые разрабатывают систему поощрений. Вторая группа – дети – которые разрабатывают систему наказаний.
Время выполнения задания 20 минут.
Презентовать результат работы будут дети и оценят позицию взрослых с точки зрения выработанных критериев. Для работы предлагаю примерный перечень поощрений и наказаний.
Результатом работы, голосованием будет выработан проект положения о поощрениях и наказаниях (представленный ниже) для учреждения. Также воспитателям предлагается вместе с детьми разработать Положение о поощрениях и наказаниях для своей группы.
Поощрение и наказание являются одним из старейших и самых распространенных методов стимулирования личности ребенка.
Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего воспитанника, предупредить нежелательные поступки, ведь только вы воспитатели детского дома, вселяете в ребенка уверенность, желание преодолеть трудности, воспитываете целеустремленность и самостоятельность.
И самое важное – соблюдайте справедливость.
Решая вопрос о поощрении и наказании, чаще советуйтесь и обсуждайте это с воспитанниками
«Учить детей можно тем,
чтобы показывать пример добра»
Л.Н.Толстой
Содержание
- Техники ненасильственного поведения…………………...1
- Характеристики позиций принуждения и ненасилия…...6
- Позитивные действия педагога на недисциплинированность воспитанников……………………………………………. .….8
- Приложение 1…………………………………………………11
Примерный перечень поощрений и наказаний
Примерное положение о поощрениях и наказаниях
- Приложение 2…………………………………………………13
Интерактивное упражнение №1
Интерактивное упражнение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники
Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349107-1384881219.jpg)
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/18/picture-997474-1516252439.jpg)
Методические рекомендации "Техника безопасного поведения на байдарке".
Составлен перечень правил поведения на байдарке во время похода....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711210-1447785468.jpg)
Инструкции по технике безопасности поведения детей на уроках хореографии
Методические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/24/picture-775910-1498326775.jpg)
Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики
Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1192834-1574770361.jpg)
Профилактика правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних средствами вальдорфской педагогики
В статье обзорно рассматриваются традиционные формы работы с учащимися вальдорфских школ, их положительное влияние на поведение школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/17/picture-1394558-1647515755.jpg)
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...