Красота природы и души
методическая разработка (6 класс) на тему

Сырчина Екатерина Юрьевна

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasota_prirody_i_dushi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение

«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат  

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Большеуковского района Омской области

«КРАСОТА ПРИРОДЫ И ДУШИ»

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                  социальный педагог

                                                                        Сырчина Е.Ю.

с. Большие Уки 2014 г.                      

Цели

1. Учить видеть во всем, что окружает, красоту и добро.
2. Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
3. Развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем.
4. Развивать творческие способности учащихся.

1. Сообщение темы и целей занятия

Мне хочется сегодня, ребята, поговорить с вами о красоте. Что такое красота? Какая она бывает.

2. Основная часть

Вот послушайте, какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов. "Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".

А вот еще какое есть стихотворение о красоте:

Что такое красота?
У каждого она своя!
Для меня – это радуга-дуга,
Разноцветная игра.
Летний дождик, шум листвы
И кувшинка у воды.

Зимой другая красота.
Белоснежная она!
Это звездочки-снежинки,
Зайчик белый у осинки.
Лед блестящий в серебре.
И узоры на окне.

Что такое красота?
У каждого она своя! 
 
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…

Вот матрешка. Она красивая?

Была она неструганым
Обычным чурбачком,
А стала русской куклою
С круглящимся бочком.

Одета, как красавица,
Всем нам очень нравится
Разноцветный сарафанчик 
Яркий, будто одуванчик.

И цветами и узором
Всем хорош ее наряд.
Ну, а самое чудное – 
Внутри деточки сидят!

Открывается одна –
И… такая же видна.
Раскрываем мы вторую – 
Вынимаем расписную!

И красавицы в рядок
Хоровод ведут широк.
После сложим, как в лукошко,
Диво дивное – матрешку.                                                                                                         

А Роза – королева цветов! Она красивая? Какие нежные оттенки на лепестках! Мы живем в России. Россия – центр христианской, точнее православной цивилизации. А в христианском мире роза занимает особое место. Легенда о рождественских розах.


То было в давние года:
Над спящим миром ночь царила.
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.

И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился Спаситель,
Со всех сторон, из всех шатров
С дарами шли в его обитель.

Несли Ему ягнят живых,
И соты меда золотого,
И молоко от стад родных,
И хлеб от очага родного…

И только девочка одна, 
В святой вертеп войти не смея,
Стояла поодаль, грустна.
А дети шли, смеясь над нею…

"О Боже! – плакала она. – 
Зачем меня Ты создал нищей?
Я одинока, я бедна…
С чем я войду в Его жилище?"

Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул вокруг во тьме унылой.
И видит девочка – пред ней
Посланник неба светлокрылый.


"Не плачь, бедняжка, не грусти! –
Промолвил кротко гость небесный –
Ты можешь Богу принести
Своих слезинок дар чудесный.

Взгляни, малютка, на земле,
Куда твои упали слезы, -
Там вырастают, там во мгле
Цветут прекраснейшие розы.


Ты розы светлые сорви.
Иди к заветному порогу
И дар страданья, дар любви
Отдай, дитя, Младенцу – Богу!"

И вот, с кошницею цветов,
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под Божий кров.
Сияя светлыми слезами…


И ей в ответ в очах святых.
Как искры звезд, сверкнули слезы – 
И изо всех даров земных
Христос-Младенец выбрал розы…

Итак, роза – символ милосердия, душевной чистоты и возвышенной любви, т. е. тех чувств, которые возводят наше сердце к творцу всего мира – к Богу. Не такая ли дивная роза побудила художника с созданию узоров на русских шалях и сарафанах матрешек?

А теперь давайте поговорим о живописи. Как умело авторы картин примечают прекрасное в жизни?

Глядя на картины, кто-то грустит. У кого-то на сердце становится теплее.

Авторы красивой музыки дарят нам красоту в звуках.

Мы говорили  с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим о красоте человеческой души.

Давайте поразмыслим: в чем заключается понятие красоты человека?

А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий.

Что важнее, красота внешняя (сосуд, оболочка) или красота души, т. е. огонь, который горит внутри нас. Можно ли стать красивее, вертясь целые дни у зеркала? Вот послушайте сказку:

Сказка

Случилось это в одном королевстве. В великолепном дворце жила одна принцесса. Была она очень красивая, но злая. А по соседству стоял старый дом. В нем жила бедная девушка. Она была не так красива как принцесса, но очень добра к людям. Вот однажды заехал в это королевство принц из далеких стран. Попал он под дождь. Постучался принц во дворец. Вышла принцесса и отругала его за беспокойство. Тогда зашел принц в соседний дом. Бедная девушка пригласила его к очагу, поделилась с ним краюшкой хлеба и уложила спать.

На утро принц восхищался красотой бедной девушки и рассказывал всему народу, как испугался принцессы.

Чем так напугала принцесса принца, ведь она была очень красивая? Отчего же каждый человек становится красивее? (когда делает добро)

Давайте прочитаем рассказ:

Красивые слова и красивые дела.

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: "Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…"

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. "Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…"

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивые слова говорили 2 мальчика? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? 

Посмотри, как красив окружающий нас мир! Он красив во всех своих проявлениях.

Прекрасен первый голубой подснежник, расцветающий на проталинке. Красивы семь цветов радуги, появляющихся на небе после грозы в июне. Великолепен ковер из разноцветных листьев, покрывающий осенние дорожки парка. А как красив на солнце серебристый, пушистый снег!

Все, что происходит вокруг нас в природе прекрасно. Надо только уметь видеть и беречь эту красоту!

Без любви к природе нет в душе человека ни красоты, ни гармонии. А любовь к ней сегодня должна быть не только любованием, созерцанием. Она должна быть деятельная. От незнания от равнодушия много погибает дорогого на нашей планете, погибает невозвратно, невосполнимо.

3. Подведение итогов

Сегодня мы много говорили о красоте. Восхищались красотой русской природы, красотой творений рук человеческих. Если говорить о человеке, то мы пришли  к выводу, что тот человек красив, кто бережет природу, кто добр и трудолюбив. Кто идет дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Урок физики "Красота природы и человека"

Данный урок проводился в рамках программы здоровьесбережения. Урок в форме игры для учащихся 8 класса....

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

«Формирование художественных способностей, учащихся через восприятие красоты природы на уроках изобразительного искусства во 2 классе» по теме: «Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна»

Формирование художественной культуры учащихся через познание красоты природы. Развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира...

Занятие по нравственному воспитанию. Красота природы. Красота души.

Раскрыть понятие "красота души человека". Дать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать через природу нравственные качества. Развивать эстетический вкус при знакомстве с художествен...

«Единство красоты природы и красоты души в лирике А.С.Пушкина».

"Красота природы  красота души в лирике А.С.Пушкина" (конспект урока)...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...