Программа "Мы друзья природы" (младший школьный возраст).
методическая разработка по природоведению по теме

Чевтайкина Валентина Семёновна

Работа представляет собой программу экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Она разработана для использования педагогическими работниками реабилитационного Центра "Радуга". Программа "Мы - друзья природы" обеспечивает разностороннее гаомоничное развитие воспитанников и составлена с учетом подготовки и общего развития воспитанников.   Работа направлена на формирование экологической культуры, экологических убеждений воспитанников в условиях окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_druzya_prirody.docx196.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

 Республики Мордовия

«Социально-реабилитационный»  центр для
несовершеннолетних «Радуга»






Программа
«Мы – друзья природы»

(младший школьный возраст)

                        Составитель:

                                                          Чевтайкина Валентина Семеновна

                                                     воспитатель государственного
                                                               казенного учреждения социального

                                  обслуживания РМ

                                                          «Социально – реабилитационный

                                                       центр для несовершеннолетних

                  «Радуга»

 Саранск 2014

Информационная карта программы

1.

Виды программы

Воспитывающая и развивающая

2.

Цель программы

Сформировать экологическую культуру, экологические убеждения детей в условиях окружающей среды, развить общую эрудицию на основе изучения компонентов  среды жизни.

3.

Область применения

ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

4.

Целевая группа

Группа детей младшего школьного возраста

5.

Формы и методы

Групповые, индивидуальные;

беседы, наблюдения, диспуты, практические занятия, КВН, викторины, экологические экскурсии, игры, опыты и эксперименты, развлекательные мероприятия природоохранной направленности.

6.

Нормативно-

правовое

обоснование

  1. Конвенция ООН « О правах ребёнка»
  2. Федеральный закон от 24 июля 1999 г. №120 «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних».
  3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223 – ФЗ.

7.

Срок реализации

В течение учебного года

                                Пояснительная записка

                                                                                 Охранять природу-

                                                                        значит, охранять Родину.

                                                                                              М. Пришвин

        Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

    Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, её законами и принципами. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

    В целях повышения уровня экологического воспитания детей реабилитационного Центра «Радуга» была разработана программа «Мы - друзья природы».

    Она направлена не только на формирование определённого объёма знаний по экологии, но и на приобретение детьми умений научного анализа  явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы,  осознанию значимости своей практической помощи природе.

Научить детей сохранять и оберегать окружающую среду, научить их чувствовать и  сопереживать ей, воспитывать ответственность за свои поступки- эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше экологически неспокойное время.

Актуальность данной программы заключается и   в том, что воспитанник вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами, через общественные организации, через психологический климат в коллективе. Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается еще и в том, что она способствует оздоровлению детей: некоторые занятия проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции  воспитанников, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают детям материал, который успешно используется в дальнейшем.

Цель программы:сформировать экологическую культуру, экологические убеждения у детей в условиях окружающей среды,  развить общую эрудицию на основе изучения компонентов среды жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

- сформировать базовые  знания об окружающем  мире в соответствии с возрастом и способностями;

- научить применять на практике усвоенные знания.

Развивающие:

- развить  эстетические чувства по отношении к природе;

 -развить ценностные чувства по отношении к природе;

- развить коммуникативные умения в ситуациях группового взаимодействия.

Воспитательные:

- привить чувство доброго и милосердного отношения к любым проявлениям природы;

- воспитать убежденность в необходимости сохранения компонентов окружающей среды;

- воспитать потребность в общении с природой;

- сформировать основы экологического восприятия окружающего мира и сознания персональной ответственности за поведение в нем;

-  укрепить  здоровье  посредством общения с природой ипри проведении массовых мероприятий на свежем воздухе.

                              Принципы реализации программы:

- Принцип доступности;

- Последовательности и систематичности;

- Наглядности;

 -Принцип связи обучения с жизнью;

-Принцип дифференциации;

- Принцип взаимоуважения;

- Принцип ориентации на успех;

- Принцип креативности (творчества) и коллективности;

- Принцип опоры на интерес;

- Адаптированности к возрасту.

                                  Педагогическая целесообразность

Программа «Мы – друзья природы» позволит сформировать экологическую культуру, экологические убеждения у дезадаптированных детей в условиях окружающей среды, расширить общую эрудицию на основе изучения компонентов среды жизни.

                                   Общая характеристика программы.

Программа  «Мы - друзья природы»  рассчитана на один учебный год и адресована детям младшего школьного возраста.

      При   составлении  программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.

В содержание программы включены 4 тематических блока.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации  (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Программа реализуется на коллективных занятиях, продолжительностью до 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, не считая ежедневные наблюдения за окружающей средой во время прогулок и сопровождения детей в школу, игр по темам программы, просмотра познавательных фильмов, чтения художественной и познавательной литературы.

    В работе по программе предусмотрено использование таких форм организации занятий, как познавательные беседы, наблюдения, экскурсии, уроки доброты, проведение опытов и экспериментов, сочинение экологических сказок, практическая работа, игры, конкурсы, викторины, выставки, развлекательные мероприятия природоохранной направленности.

    Большое внимание, в рамках программы, уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр  «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.

    Программа составлена с учетом подготовки и общего развития воспитанников и направлена на формирование экологической культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Основная функция контроля со стороны воспитателя в постоянном прослеживании процесса развития детей, своевременном внесении необходимых корректив в педагогический процесс, которые будут способствовать полноценному развитию возможностей и потребностей воспитанников.

Поэтому программой предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность уровня познавательно-экологического развития детей.

                   Структура программы «Мы – друзья природы»
















Блок №1

«Неживая природа»

Цель: сформировать  представление об объектах и явлениях неживой природы; воспитать способность видеть красоту родной земли, любовь, бережное отношение к ней.

Блок № 2

«Царство растений»

 Цель: сформировать представление о царстве растений в системе природы, о многообразии растений, об особенностях организации представителей царства, расширить знания о роли растений в природе и жизни человека; сформировать осознанно правильное отношение к представителям растительного мира.

Блок № 3

«Царство животных»

Цель: сформировать представление о месте  животного мира  в системе природы,  о разнообразии животных, об особенностях организации представителей царства,   расширить знания о роли животных в природе и жизни человека; научить охранять не только животных, но и их места обитания.

Блок № 4

«Человек на планете Земля»

Цель: сформировать представление о человеке как части природы, зависимости жизни человека от природы, влияние деятельности человека на природу, об экологических проблемах и способах их решения, правилах поведения в природе, утвердить стремление жить в гармонии с окружающим миром, понимать и знать её законы, соблюдать их, беречь окружающую среду.

            Место программы «Мы – друзья природы» в работе

Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних

Необходимыми условиями для эффективной качественной реализации программы «Мы – друзья природы» является взаимодействие с внешними организациями, учреждениями и специалистами ГКУ СО РМ «СРЦН «Радуга»:

Новизна.   Для  младших школьников особенно актуальны  следующие

  способы передачи своего отношения к полученной информации:

- движение (игра, как закрепление, полученных знаний, активное практическое действие, как реализация полученных знаний).

- слово (беседа, рассказ).

Эту возможность и представляет программа «Мы - друзья природы».

Программа «Мы - друзья природы» ориентирована не на вооружение детей готовыми знаниями, рецептами поведения  на все случаи жизни, а на их умение решать, анализировать экологические ситуации, стремление к ответственному отношению к природе, готовность к практической природоохранной деятельности. В соответствии с выше указанным, новизна данного опыта заключается в создании системных занятий, которые могут как  познавательными, практическими, развлекательными, так  и декоративно – прикладными.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты, ожидаемые от реализации программы: «Мы - друзья природы».

Личностные результаты, ожидаемые от реализации программы:

-развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов воспитанников в различных ситуациях;

- формирование потребности соблюдать и осознано выполнять правила поведения в природе и в быту;

- воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности, осознание ответственности за общее благополучие;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Мы – друзья природы»;

- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты, ожидаемые от реализации программы:

-овладения умениями анализировать причинно-следственные связи в окружающем мире;

-осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение;

- приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации о ближайшем окружении с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающим, выполнять различные социальные роли в обществе.

Предметные результаты, ожидаемые от реализации программы:

-усвоение элементарных представлений об эко культурных ценностях;  

- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;

- получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности.

Коммуникативные результаты, ожидаемые от реализации программы

Формирование умений:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

-формировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                Содержание программы «Мы – друзья природы»

Блок 1. Неживая природа.

Тема 1. «Планета Земля – наш дом».

Цель: расширить знания детей о планете Земля  (форма, знакомство с цветами на глобусе и их обозначением); воспитывать экологическое мировоззрение.

Тема 2. «Воздух, вода и свет».

Цель: дать представления о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Тема 3. «Знаешь ли ты осень?»

Цель: закрепить  и обобщить знания детей об  осени.

Тема 4. «Зимушка – зима».

Цель: уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений; закрепить знания детей о зимних месяцах.

Тема 5. «Снег и его свойства.  Опыты со снегом и льдом».

Цель: расширить представления детей о снеге; учить анализировать и делать выводы; развивать способность наблюдать за неживой природой, делать собственные умозаключения о природных явлениях зимой; воспитывать любознательность.

Тема 6. «Весна – красна».

Цель: расширить знания детей о характерных признаках весны, о последовательности весенних изменений в природе; учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.

Тема 7. «Путешествие по временам года «От зимы до осени».

Цель: углубить и обобщить знания детей о сезонных  явлениях в природе, причинно-следственных связях; развивать умение устанавливать взаимосвязи в природе.

Блок 2. Царство растений.

Тема 1. «Важность растений ни с чем несравнима».

Цель: учить детей понимать происходящие в природе процессы, дать представление о значимости растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; воспитывать бережное отношение к растениям.

Тема 2. «Растение - земли украшение».

Цель: формировать навыки ухода, выращивания растений; вызвать желание ухаживать за цветами, вести наблюдения за их развитием.

Тема 3.«Зеленая  книга».

Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе; развивать интерес к растительному миру; воспитывать чувство удивления, восхищения этим миром.

Тема 4 . «Откуда родом комнатные  растения».

Цель: расширить знания детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними; воспитывать интерес к жизни растений, желание ухаживать за живыми существами, бережное отношение к ним.

Тема 5. «Доктор – природа».

Цель: познакомить с некоторыми лекарственными растениями нашей местности, их свойствами; формировать умение правильно использовать полезные травы; обратить внимание на то, что природа- источник не только красоты, но и пользы; формировать доброжелательность, стремление помочь  ближнему.

Тема 6. «Путешествие  по лесу».

Цель: пробудить интерес к лесу и его обитателям; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу; развивать умение отгадывать загадки.

Тема 7. «Цветочная  мозаика».

Цель: расширить знания детей о многообразии цветов, воспитывать чувство прекрасного,  учить ценить и создавать красоту.

Тема 8. «Могут ли овощи навредить нашему здоровью».

Цель: сформировать представления о нитратах; рассказать о том, в каких растениях они содержатся и какой вред приносят человеку; развивать познавательный интерес.

Тема 9. «Царство грибов».

Цель: познакомить детей со съедобными не съедобными грибами, с правилами и местами сбора.

Тема 10. «Фантазия без границ».

Цель: развивать умение видеть в форме овоща какой-либо образ, помочь создать задуманный образ; учить фантазировать.

Тема 11. «Винегрет- еда наших бабушек и дедушек».

Цель: Закрепить знания детей о живых витаминах и их значении; учить резать овощи на части, определять вкусовые качества.

Тема 12. «Огород на окне».

Цель: уточнить представление о луковице; закреплять навыки посадки; воспитывать интерес к выращиванию растений.

Тема 13. «Растительный мир Мордовии. Экскурсия в ботанический сад».

Цель: развивать познавательный интерес к флоре родного края; научить любоваться растущими растениями, видеть и воспринимать их красоту; вызывать стремление охранять природу родной земли.

Тема 14. «Охрана растений. Знакомство с Красной книгой о растениях».

Цель: закрепить правила поведения на природе; познакомить с некоторыми растениями,  занесенными в Красную книгу.

Тема 15. «Праздник урожая».

Цель: закреплять знания детей об овощах, фруктах, месте их произрастания, существенных признаках, об их многообразии, пользе.

Блок 3. Царство животных.

Тема 1. «Кто как зимует».

Цель; формировать у детей знания как животные переносят холода и что должен делать человек, чтобы помочь животным.

Тема 2. «Мы - друзья птиц».

Цель: Расширить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умение узнавать птиц по их устному описанию; воспитывать любовь, желание помогать пернатым в зимних условиях.

Тема 3. «Птичья столовая».

Цель: дать детям знания о том, чем кормят птиц зимой; приучать их заботиться о пернатых, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели, учить детей доброте.  

Тема 4. «Летом  ползаем, прыгаем, летаем, а осенью засыпаем».

Цель: расширить знания детей о насекомых (способы передвижения, пища, размножение), установить зависимость жизни насекомых от погодных условий, как они к этому приспособились.                         

Тема  5. «Есть ли жизнь в воде».

Цель: пополнить знания детей о рыбах; научить различать рыб по их внешнему виду, по месту их обитания; учить бережно, относиться к богатству природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистая и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Тема 6. «Экологические конкурсы».

Цель: проверка уровня знаний детей о животных.

Тема 7. «Встречай с любовью птичьи стаи».

Цель: расширить знания детей о многообразии перелетных птиц и их значении для природы; совершенствовать умение отгадывать загадки, развивать внимание, память; воспитывать любовь к птицам, желание им помочь.

Тема 8. «Животный мир Мордовии».

Цель: расширить знания детей о фауне родного края; рассказать о помощи животным в зимнее время,  охраняемых территориях Мордовии, познакомить с Красной книгой о животных.

Тема 9. «Посещение Краеведческого музея».

Цель: закрепить знания детей о фауне родного края; воспитывать любовь к природе, желание ее охранять.

Тема 10. «Экскурсия в зоопарк».

Цель: знакомить детей с животными различных климатических зон, воспитывать интерес, доброе, бережное отношение к животным.

Блок 4. Человек на планете Земля.

Тема 1. «Ты пришел в гости к природе».

Цель: формирование экологической культуры, познавательных и практических отношений к природе; накопление знаний об окружающем мире; воспитание любви к природе, сопричастности ко всему живому и прекрасному.

Тема 2. «Знаки природы».

Цель: закрепить правила поведения в природе; выявлять случаи негативного отношения к ней; познакомить с экологическими знаками; воспитывать экологическое сознание.

Тема 3. «Труд людей в разное время года».

Цель: расширить и систематизировать представления детей о различных работах людей на огороде и в саду; воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им.

Тема 4. «Домики для птиц».

Цель: учить детей заботливому отношению к птицам; приучать ответственно относиться к серьезному и нужному делу.

Тема 5. «Будь добрым к природе».

Цель: формировать основы экологического сознания, положительную мотивацию на природу; воспитывать уважение к природе путем сопереживания ситуации.

Тема 6. «Поможем природе».

Цель: сформировать систему знаний, практических навыков и умений по защите природы; вызвать стремление к деятельности по охране природы; показать радость от проделанной работы.

 Тема 7. «Экологический суд».

Цель: закрепить знания об источниках загрязнения природы; познакомить с экологически неграмотным поведением человека, которое привело к необратимым последствиям; научить понимать необходимость бережного отношения к природе.

Тематическое планирование

Тема

            Формы занятий

Количество часов

Сентябрь

1.

Планета Земля

  • беседа с рассматриванием глобуса, карты;  
  • игра-путешествие по карте.

1

2.

Ты пришел в гости к природе

- беседа;

- проблемная ситуация;

-игра на правила поведения в природе

1

3.

Знаки природы

- беседа;

- обсуждение ситуаций;

-рисование экологических знаков

1

4.

Труд людей осенью

- беседа с показом иллюстраций о разных видах труда людей осенью;

- вопросы;

-чтение пословиц о труде

1

Октябрь

1.

Могут ли овощи навредить нашему здоровью

- беседа с рассматриванием натуральных овощей;

  • вопросы;
  • загадки о овощах

1

2.

Фантазия без границ

- изготовление поделок из овощей и фруктов;

- выставка поделок;

- поощрение автора лучшей поделки

1

3.

Винегрет- еда наших бабушек и дедушек

- практическое занятие

1

4.

Праздник урожая

- выставка рисунков «Дары осени»

- выставка поделок из овощей и фруктов

1

Ноябрь

1.

Знаешь ли ты осень

- викторина;

- подведение итогов викторины

1

2.

Кто как зимует

  • беседа;
  • загадки

1

3.

Мы друзья птиц

- беседа о зимующих птицах

- д/и «Не сорока, не ворона…»

- стих «Покормите птиц зимой»

1

4.

Птичья столовая. Домики для птиц.

-беседа;

- изготовление различных видов кормушек

1

5.

Экскурсия в зоопарк.

- беседа;

- наблюдение

1

Декабрь

1.

Зимушка - зима

- беседа;

- стихи, загадки, пословицы и поговорки

1

2.

Снег и его свойства

- беседа «Что такое снег?»;

- опыт;

- д/и «Где снежинки?»;

- загадки, вопросы.

1

3.

Животный мир Мордовии. Посещение краеведческого музея.

- беседа;

- экскурсия

1

4.

Будь добрым к природе

- урок доброты;

- д/и «Напоминающие знаки»

1

Январь

1.

Воздух, вода и свет

- беседа о воздухе;

- опыт с шариками (работа легких);

- беседа о воде;

- загадки о разных состояниях воды

1

2.

Важность растений ни с чем не сравнима

- беседа;

- д/и «Что растет в родном краю?»

1

3.

Зеленая книга

- беседа о деревьях нашей местности;

- викторина;

-д/и «Узнай дерево по «характеру»;

- загадки

1

4.

Откуда родом комнатные растения

- беседа - практикум;

- викторина – конкурс

1

Февраль

1.

Доктор - природа

- беседа о лекарственных растениях;

- д/и «Фармацевт»;

- рисование экологических плакатов в защиту растений

1

2.

Путешествие по лесу

- беседа;

-загадки о растительности леса;

- загадки о лесных жителях

1

3.

Царство грибов

- рассматривание плаката «Грибы»;

- беседа о грибах;

- д/и «Съедобный и несъедобный»;

- загадки о грибах

1

4.

Охрана растений. Знакомство с Красной книгой

- беседа

1

Март

1.

Весна- красна

-наблюдение за природой;

- загадки;

- д/и «Время года? »

1

2.

Встречай с любовью птичьи стаи

-праздник, посвященный перелетным птицам

1

3.

Огород на окне. Украсим Землю цветами

-загадки о луке;

- посадка луковиц в ящик;

- установка по уходу за растениями;

- вступительная беседа: «Зачем нужна рассада?»;

- посев семян цветов в горшки;

- установка по уходу за рассадой

1

4.

Есть ли жизнь в  воде?

- беседа;

- викторина;

- д/и «Отгадай загадку – покажи отгадку», «Морские или речные»;

- анаграммы

1

Апрель

1.

Поможем природе!

- беседа о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы

1

2.

 Мы - друзья природы

- познавательно – развлекательное мероприятие, посвященное дню Земли

1

3.

Экологические конкурсы

- конкурсы

1

4.

Путешествие по временам года

- игра-путешествие по станциям;

- загадки, приметы

1

Май

1.

Растение – Земли украшение

- высадка рассады в цветнике на территории центра;

- дать установку по уходу за растениями

1

2.

Растительный мир Мордовии. Экскурсия в ботанический сад

- беседа;

- экскурсия

1

3.

Экологический суд

- театрализованное представление, посвященное Всемирному дню охраны окружающей среды

1

4.

Цветочная мозаика

-беседа;

- стихи о цветах;

- конкурсы

1

Учебно-методическое  и  материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально - технического оснащения

Учебный инвентарь:

Набор инструментов для сада.

Набор для комнатных растений.

Лейка , ведра, опрыскиватель.

Таблички для огорода.

Таблички для ландшафтных зон.

Таблички для экологической тропы

Экранное - звуковые пособия:

Видеофильмы, аудиозаписи, слайды, презентация в цифровом виде по темам программы «Мы – друзья природы».

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Научная, научно - популярная литература.

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари).

Методические пособия для воспитанников.

Печатные пособия:

Плакаты на экологические темы.

Карточки с животными и растениями.

Настольно – печатные игры.

Папки - раскладушки.

Гербарий

Коллекция камней.

Технические средства обучения:

Телевизор- 1.

Компьютер- 1.

Проектор- 1.

Стол для проектора- 1.

Экран на штативе- 1.

Результаты, ожидаемые от реализации программы.

- Осознание воспитанниками необходимости изучения и сохранения окружающего мира.

- Формирование положительной мотивации на природу.

- Формирование навыков грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

- Практическая деятельность по изучению и охране окружающей среды.

 - Уметь применять на практике полученные знания и умения.

- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.

- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Целенаправленная работа позволит сформировать знания об окружающем мире, навыки исследовательской  деятельности. У воспитанников повышается познавательная активность, самостоятельность, наблюдательность. Дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой. По мере овладения действиями повышается речевая активность детей: обогащается активный словарь, связанная речь.

Глоссарий

Атмосфера- оболочка воздуха вокруг земли, защищающая все живое от губительных  воздействий космоса.            

Вещество – то, из чего состоит физическое тело.

Вид- совокупность популяций, особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства.

Гидросфера - водная оболочка планеты (реки, моря, озера, океаны и т. д.).

Заповедник - полностью изъятая из хозяйственного пользования территория с целью сохранения и изучения имеющихся там природных  объектов и процессов.

Зимняя спячка – приспособление животных к перенесению зимнего времени года   (зимний сон).

Исследование- изучение какого-либо явления или предмета.

Конденсация- переход вещества из газообразного состояния в  жидкое  или кристаллическое.

Красная книга - анкетированный список животных или растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.

Метод- это система последовательных  способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно- воспитательных задач.

Методы обучения -  это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Миграция- перемещение людей, животных в пространстве и по профилю почвы.

Мониторинг -  комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Опыт  - это целенаправленно организованное педагогом ознакомление детей со специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определенных, искусственно созданных условий, путем их непосредственного наблюдения.

Организм – совокупность физических и духовных свойств человека.

Орнитология – наука, изучающая жизнь птиц.

Природа – совокупность естественных условий на земле, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Раствор – однородная смесь различных  веществ.

Самозащита – защита собственными силами.

Свойство – отличительная особенность, черта, характерный признак кого-либо, чего–либо.

Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Среда обитания – совокупность природных условий жизнедеятельности какого-либо организма.

Фауна – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

Флора – совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории.

Экология – наука о закономерностях  взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

Список использованной литературы

1. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников/ Л.Д. Бобылева// Начальная школа.- 2003. - № 5- с. 64-75.

2.Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова,     Ю.А. Акимова.– М.: «Баласс», 2003. – 304с.

3.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкевич.  – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496 с.                

4.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2005. – 240с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

5.Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В. Дыбина,    Н.П. Рахманова,В.В. Щетинина.– М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 192с.

6. Запартович Б.Б., Криворучко Э. Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению  для начальной школы. Под. Ред. И.Д.Зверева. М., «Педагогика», 1976.  

7. Козлова С.А. Я – человек: Программа социального развития ребёнка / С.А. Козлова. – Москва: Школьная Пресса, 2012. – 64с.

8. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ О.В. Мариничева, Н.В. Елкина.–Ярославль: «Академия развития», 2002.–192с.

9.  Мир природы и ребенок (методика экологического воспитания дошкольников) : учеб.пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное образование» / под. ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 2003. – 319 с.

10.Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод.пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Мн.: «Асар»- 1996.-128с.: ил.

11. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева, - М.: Мозаика – Синтез.2004. – 128с.

12.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.- 191с., ил.

13. Прохоров А. А. В гостях у бабушки Ведявы: Для дошкол. и мл. шк.возраста/ Худож. А.А. Прохоров.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.- 80с.  

14.Прохоров. А.  А., Синичкин сарафан Саранск: Мордов. кн. изд- во, 1992- 62с.

15.Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа»/ Н. А. Рыжова. – М. 2001г.

16.Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности:метод.пособие для педагогов / Т. В. Хабарова, Н. В. Шафигуллина. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 128 с.

17. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы/ авт.-сост. Л.Д. Ласкина[и др.].- Волгоград: Учитель, 2014.- 170 с.

Интернет – источники:

http: //nsportal.ru/

Приложение

Диагностическая карта уровня познавательно-экологического развития детей группы №3 ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» за 2013 год

Фамилия, имя ребенка

Знания о неживой природе

Знания о растениях

Человек на планете Земля

 Средний балл

 Уровень развития

Знания о животных

Практичес-кая деятель-ность

Отношение к природе

П

И

П

И

П

И

П

И

П

И

П

И

П

И

Родькин

Женя

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Н

С

Хромов Артем

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Н

С

Гинтовт Слава

1

2

1

2

2

2

2

3

1

2

1,4

2,1

Н

С

Малов

Илья

2

3

2

3

2

3

1

3

2

3

1,8

2,8

С

В

Карабанова Яна

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

С

В

Бутяйкин Герман

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

1,8

2,8

С

В

Ивлиев Никита

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1,8

Н

С

Федорова Анжела

1

2

1

2

1

2

1

2

1

3

1

2,2

Н

С

Кормилин Егор

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1,5

Н

Н

Долгова Диана

1

2

1

2

1

2

1

2

1

3

1

2,2

Н

С

Условные обозначения:1 – низкий уровень развития ,  2 – средний уровень,      3 – высокий уровень;  

П. – первичная диагностика;   И. – итоговая диагностика

                                            Н – низкий уровень;                  В – высокий уровень;    С – средний уровень

Уровень усвоения детьми группы № 3 знаний по познавательно-экологическому развитию (2013г.)

Критерии

Знания о неживой природе

Знания о растениях

Знания о животных

Человек на планете Земля

Практическая деятельность

Отношение к природе

П

И

П

И

П

И

П

И

П

И

Низкий уровень развития

70%

20%

70%

-

70%

10%

70%

-

70%

-

Средний уровень развития

30%

50%

30%

70%

30%

80%

30%

60%

30%

50%

Высокий уровень развития

-

30%

-

30%

-

10%

-

40%

-

50%

Динамика познавательно – экологического развития детей младшего школьного возраста за 2013 год

Знания о неживой природе

Знания о растениях

Знания о животных

Человек на планете Земля

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Протоколы обследования детей дошкольного, младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта

Методические разработки протоколов обследования  детей 4г.ж., 5 г.ж., 6 г.ж., 7 г.ж, детей младшего школьного возраста и школьного возраста с глубокими нарушениями интеллекта, а также...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности"Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 л...