Использование, применение и обеспечение ИКТ пространства в учебной деятельности Центра.
статья на тему

Шаламова Галина Анатольевна

Выступление на педсовете. Проблемы и достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_pedsovet.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование, применение и обеспечение

ИКТ пространства в учебной деятельности Центра.

        ИКТ-компетентность современного человека является  его базовой ценностью и необходимым условием для его успешной  социализации и интеграции  в современном обществе.

        Принимая во внимание Инициативу президента России Д.А. Медведева «Наша новая школа» и приоритетные механизмы  реализации Государственной программы г. Москвы на среднесрочный период 2012-2016г.г. «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование - 6») от 27.09.2011 г. перед педагогическим коллективом нашего Центра стоит задача организации эффективного ИКТ- пространства.

        В своем  выступлении я хотела бы остановиться на  двух вопросах:

  1. Значение ИКТ в организации учебного процесса (урока).
  2. Использование, применение и обеспечение ИКТ пространства в учебной деятельности Центра по состоянию на декабрь текущего года.

Реализация  Государственного образовательного стандарта II поколения подразумевает продолжение формирования ИКТ- компетентности обучающихся основной школы как непременного  условия  преемственности 1 и 2 ступеней обучения. Что в конечном итоге должно обеспечить формирование гармонично развитой личности, способной к получению  и освоению информации из любых доступных источников.

         Целевое назначение ИКТ- пространства

  • Создание оптимальных условий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности и личностных достижений учителей, реализация их интеллектуально-творческого потенциала
  • Сбор и интеграция всех видов информационных, аналитических, прогнозных и учебно-методических ресурсов, создаваемых в процессе обучения и развития обучающихся
  • Создание единого информационного пространства  Центра, повышение качества образования путем широкого внедрения  инновационных педагогических технологий.
  • Повышение доступности информационно-образовательных ресурсов для учителей,  обучающихся Центра.
  • Повышение качества управления персоналом и образовательным процессом в целом.
  • Качественная диагностика работы  Центра.

Задачи  ИКТ - пространства

  • Эффективное использование современных образовательных и информационных технологий
  • Создание условий для широкого внедрения в учебную и воспитательную работу  Центра информационно-коммуникационных технологий.
  • Создание условий для освоения всеми членами педагогического коллектива  Центра компьютерной грамотностью и ИКТ.
  • Создание медиатеки  Центра для использования в учебной  и воспитательной работе.
  • Установка образовательных интерактивных  программ и    других программ, повышающих эффективность обучения и управления.
  • Обеспечение доступности качественного образования («Столичное образовании - 6»,  дистанционное обучение и образование)

Ожидаемые результаты организации ИКТ - пространства

  1. Повышение качества образования за счет использования современных образовательных технологий и повышения доступности информационно-образовательных ресурсов.
  2. Повышение качества образования за счет применения в работе инновационных педагогических технологий.
  3. Повышение уровня обученности обучающихся(воспитанников).
  4. Повышение качества управленческой деятельности Центра.

В.Сухомлинский писал что,  урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Как же образом современный учитель может   использовать возможности ИКТ – пространства?

                                                                                                                     

Основные формы использования ИКТ.

  1. Использование печатных продуктов (тестов, текстов), подготовленных с учетом психофизических особенностей обучающихся. Работа с текстом  и др. заданиями на экране.
  2. Использование готовых электронных продуктов, 

что   позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных процессов и объектов, зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.  

  1. Использование мультимедийных презентаций

    позволяющий представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.

  1. Использование ресурсов сети Интернет.

      Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

  1. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board и Mimio (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
    Преподаватель получает преимущество:

- объяснять новый материал из центра класса.

-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил

-упрощает проверку усвоенного материала.

-позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

-вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

- делает занятия интересными и развивает мотивацию.

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

-отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность  детей с ограниченными возможностями.

  1. ИКТ в сочетании с методом проектов (то  с чем нач. школа уже начала работать,  а среднему звену надо быть готовым к данной форме работы.)

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, за  результат труда.

         Работа с использованием ИКТ пространства может осуществляться на разных этапах урока

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

При подготовке данного вопроса к нашему собранию был проведен мониторинг состояния и уровня применения  педагогами ИКТ  в учебно-воспитательном процессе.

Хотелось бы отметить, что часть педагогического коллектива НО уже имеет определенный уровень подготовки в освоении ИТК- пространства

Повышение квалификации

2009-2010   -  3 чкловека

1.Чубуркова Н.В. «Курсы компьютерной грамотности»,  ГОУ НПО ПУ № 115 МО – 70 ч.

2. Черкасова Л.П. «Информационные технологии в учебном процессе»

3. Малыгина Е.В. «Corel draw в работе учителя», МИОО -

2010-2011 – 3 человека

1. Шаламова Г.А. «Современный интерактивный кабинет», МИОО -72 ч.

2.Малыгина Е.В.  «Мультимедийное конспектирование», ЦТИУ

3.Сосновских Е.В. «Интерактивное оборудование SMART Technologies», ЗАО «Полимедиа» - 6 ч.

 2011-2012 – 1 человек

1.Галкина Е.М. «ИКТ компетентность учителя», МИОО – 144 ч.

Ранее – 2 человека

1.Бурлова Е.Ф. «ИТ в преподавании биологии», ГОУ ЦО «Технологии обучения», 2007г.

2. Григорян М.Р. «Основы компьютерной грамотности», МИРЕА, 2001г.; «Живая геометрия»

7 + 2 =9 человек

 

Не знакомы

Начинающий пользователь

Уверенный пользователь

Продвинутый пользователь

ПК

-

2    (14%)

11   (79%)

1    ( 7%)

WORD

-

6     (43%)

5     (36%)

3     (21%)

EXCEL

3       (21%)

9     (65%)

1    (  7%)

1     ( 7%)

POWER POINT

4     (29%)

4     (29% )

2     (13%)

4     (29%)

Интернет

1     (  7%)

5       (36%)

5    ( 36%)

3    ( 21%)

Adobe Photoshop

Macromedia Flash 

HTML 

Windows Movie Maker

4    (29%)

7   ( 50%)

2   (21%)

-

Знание  ПО

         И как видно из данной таблицы знание по  педагогов НО находится в таком положении

-Знание основ работы с ПК  -  уверенными пользователями себя считают  - 86%  и  начинающий пользователь -14 % (2 человека);

- по WORD - уверенный пользователь - 57% , начинающий пользователь – 43% (6 ЧЕЛОВЕК)

- по EXCEL - уверенный пользователь – 14%,  НАЧИНАЮЩИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ – 65%, НЕ ЗНАКОМЫ – 21% (3 человека)

- по POWER POINT - уверенный пользователь – 42%, начинающий пользователь – 29% , не знакомы – 29 % (4 человека);

Интернет - уверенный пользователь – 57 %, начинающий пользователь – 36% (5 человек) и не знакомы – 7% (1 человек)

Другое ПО  - начинающий пользователь – 50%, не знакомы – 29%

(4 человека).

Следовательно, учителям НО требуются курсы повышения квалификации в овладении программным обеспечением для использования ИКТ – пространства в полном объеме и наилучшем  образом.

Следующая таблица показывает запросы в этом направлении нашего МО.

           Наше МО – 14 человек, по возможности  использования ИКТ пространства условно можно  разбить на 4 группы

1.Бурлова Е.Ф.- к. 2.1

2.Григорян М.Р. – к. 3.14

3.Кочеткова Г.Г- к. 2.2

4.Сосновких Е.В. – к. 3.6

5.Тищенко Т.В. – к. 1.24

6.Малыгина Е.В. – к. 3.11

7.Павленко Л.Н. – к. 3.12

8.Оськина Н.В. – к. 2.4

1.Черкасова Л.П. – к.2.1 , 3.6, 3.14

2.Галкина Е.В. – к. 2.3, 2.7

3.Лукманова М.Н. – 2.2, 3.15

4.Шаламова Г.А. – 1.24, 2.4, 3.1

 

Занятия на дому:

1.Чубуркова Н.В.

2.Катаева О.Е.

ПК

сканер

принтер

Медиа

проектор

Смарт

доска

Мимио

доска

другое

использование

1.24

-

-

-

-

-

-

-

2.1

+

+

+

+

-

+

+

Активно

2.2

-

-

-

-

-

-

-

2.4

+

-

-

+

-

-

+

Активно

2.7

-

-

-

-

-

-

+

3.1

-

-

-

-

-

-

+

3.6

+

+

+

+

-

-

-

Активно

3.11

+

+

+

+

+

-

+

Активно

3.12

+

+

+

Активно

3.14

+

+

+

+

-

+

+

Активно

3.15

-

-

-

-

-

-

-

         И следующая заявка на далее материальное обеспечение ИКТ пространства по кабинетам

кабинет

оборудование

1.24

ПК, сканер, принтер

Интернет

 

Эл. розетка

2.1

 

Интернет

телевизор

 

2.2

ПК, сканер, принтер, интерактивная  доска

Интернет

 

 

2.4

интерактивная  доска

 

 

 

2.7

ПК, сканер, принтер, интерактивная  доска

Интернет

 

 

3.15

ПК, сканер, принтер,

Интернет

 

 

  1. Интернет!

И далее мне бы хотелось озвучить проблему существующую во всех кабинетах – это проводка, которая не отвечает ни эстетическим, ни санитарным нормам, а порой создает зону повышенной опасности, тем более что наши дети имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

За ИКТ – будущее, к чему нас и обязывают новые  ФГОС.

И поэтому, мы предлагаем внести в решение педсовета следующие три пункта:

  • 1. Продолжить работу по укомплектованию ИКТ – пространства оборудованием;
  • 2. Отметить положительную тенденцию в плане профессионального самосовершенствования педагогических кадров Центра.  Продолжить работу по организации курсов повышения квалификации ИКТ -компетентности учителя, в т.ч. на базе Центра.
  • 3. Рекомендовать более активно использовать ИКТ в организации учебного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Применение метода проектного обучения и элементов кейс-техологии в преподавании дисциплин "Предметно-ориентированное программное обеспечение" и "Информационные технологии профессиональной деятельности" на базе САПР

Статья на тему «Метод проектного обучения  - одна из современных технологий в образовании». Преподаватель специальных дисциплин Московского колледжа градостроительства и предпринимательства Рябчи...

Программное обеспечение Adobe Systems в издательской деятельности школьного пресс-центра

Из опыта работы:  педагогическая целесообразность использования продукции  Adobe Systems в организации деятельности школьного пресс-центра....

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Применение технологии web-квеста в процессе учебной деятельности на уроках информатики и ее направленность на формирование УУД

Технология web-квест:—Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. —В технологии web-кв...

«Использование программного обеспечения «Promethean ActivInspire» как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка»

На сегодняшний день     существует много инновационных способов   оценки знаний учеников, и один из них    - интерактивная система голосования  ACTIVEXPRESSION2 ( Ра...