Детский сад и школа. Основы преемственности. Текст к презентации.
презентация к уроку на тему

Серебрякова Ольга Владимировна

Текст выступления на семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, педагоги должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. При этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Преемственность – это последовательный переход с одного уровня образования на другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое, интеллектуальное развитие детей.

Цель работы по преемственности: построение единой линии преемственных связей между МДОУ и школой, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешный переход на следующую ступень образования.

Основные задачи сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, педагогов, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

И участниками этого процесса становятся администрации образовательных учреждений, воспитатели и учителя начальной школы, родители подготовительной группы, специалисты дополнительного образования, учителя-предметники и, безусловно, социально-психологические  службы образовательных учреждений.

Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой:

- заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

- составление плана совместной деятельности;

- работа в соответствии с планом.

В соответствии с Федеральным стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

И чтобы все вышеперечисленное осуществить, необходимо начинать трудиться над этим ещё в дошкольный период ребёнка, что, конечно, делают, воспитатели и педагоги детских садов, а так же должны подключиться и работники школы.

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
  • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Организация работы по преемственности  с начальной ступенью школы осуществляется по трём основным направлениям:

  • Организационно-методическая работа с педагогами;
  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями.

Общеобразовательная школа № 102 придает большое значение работе по преемственности. В августе школа заключает с детскими садами своего микроучастка договоры о сотрудничестве в целях создания в системе дошкольного и общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей, единства воспитательного процесса, улучшения подготовки 5-7 летних детей и адаптации их в школе. Затем идёт совместная выработка плана работы. И уже 1 сентября на линейку к нам приходят воспитанники детских садов, чтобы поздравить школьников с началом учебного года.

Работа по преемственности ведётся по уже  названным направлениям. И теперь подробнее остановимся на каждом из них.

Организационно-методическая работа с педагогами.

  • В сентябре - ознакомление педагогов  с программой обучения в 1 классе, современными технологиями, используемыми учителями начальных классов в своей работе, изучение образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы.
  • В октябре-ноябре - проведение круглого стола, с участием педагогов дошкольных учреждений и школы.
  • По отдельному плану - взаимопосещение открытых показов образовательной деятельности в детских садах и открытых уроков в школе. Осенью воспитатели детских садов приглашаются на уроки в первые классы. В апреле проходит День открытых дверей в МОУ «СОШ № 102», куда приглашаются и воспитатели, и родители будущих первоклассников, и сами будущие первоклассники, а в течение года наших педагогов приглашают к себе воспитатели подготовительных групп детских садов на открытые занятия (например, в этом году мы побывали на занятии в подготовительной группе "Вот такой Я" в детском саду № 114, в прошлом году в том же детском саду на конкурсе военно-патриотической песни "Песни тех времен").
  • В течение всего года происходит оказание взаимопомощи в подборе методической литературы, учебного и дидактического материала с использованием имеющихся материально-технических ресурсов дошкольных образовательных учреждений и школы.
  • В течение всего периода проходит взаимодействие педагогов-психологов  и социальных педагогов детских садов и школы (совместное проведение диагностики  по определению готовности детей к школе, посещения семьи, находящейся в социально-опасном положении, и работа с этой семьёй, один из детей, которой является воспитанником детского сада, второй – обучается в нашей школе).

Работа с детьми.

Этот блок работы состоит из знакомства детей со школой, учителями, организации совместных мероприятий. В аспекте работы социального педагога – очень полезное направление, можно сказать работа на будущее. Ведь одними из основных направлений социально-педагогической деятельности, являются:

  • деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
  • деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

  • непосредственную работу с ребенком;
  • посредническую деятельность во взаимоотношении ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.

Главная задача социального педагога - помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.

В рамках плана работы по преемственности проводятся следующие мероприятия:

  • 1 сентября на линейку, посвященную началу учебного года, приходят со своими поздравлениями воспитанники детских садов.
  • Чтобы дошколята не боялись перехода на следующую ступень образования – школу, поняли, что школа, конечно, труд, но ещё и радость, общение, познание нового, что в школе им помогут, поддержат, мы приглашаем их традиционно в сентябре-начале октября на экскурсию в школу. Воспитанники детских садов знакомятся с нашей начальной школой,  и учителя начальных классов проводят для них занятие с конкурсами, загадками, интересными презентациями и подарками. А подарки для малышей делают ученики 3-4 классов, что тоже очень полезно для наших школьников, в том числе в воспитательном аспекте.
  • Наше общество нуждается в образованных и высоконравственных людях, которые ценят, помнят и понимают традиции, культуру. Мы должны помочь семье в  духовно-нравственном воспитании ребёнка, научить детей понимать ценность семьи. Важно найти ту грань  и меру, которая позволила бы приобщить детей к истории России, к традиционной культуре, не обременяя их сознание избыточной информацией. И одним из совместных мероприятий у нас является День семьи, проводимый в стенах школы руководителем  и членами кружка «Благовест». На этом празднике дошкольники не просто слушают что им рассказывают взрослые, но и сами принимают участие: заранее готовят газеты о семье, танцуют, читают стихи.
  • Важно  привить любовь к жизнеобеспечивающему пространству (район, улица, город, образовательное учреждение). В рамках совместных планов на базе школы проводился праздник «Тебе мой район, посвящаю». Полноправными членами праздника стали дошкольники: наряду с нашими участниками они исполняли музыкальные номера, посвященные юбилею района.
  • В декабре 2014-2015 учебного года проводилась интеллектуальная игра «Умники и умницы» между детьми подготовительных групп и учениками 1а класса в МОУ «СОШ № 102». Игра была посвящена русским народным сказкам, что кроме образовательной функции несло, конечно, и воспитательную функцию – формирование языковой культуры, приобщение к этнической культуре. Сказка – это социальная память народа. Для ребёнка немаловажен вопрос «Кто я?», «Откуда?» Сказка погружает в яркий красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни. Через сказочные образы можно формировать у детей нравственные убеждения, давать знания о простейших нравственных нормах: говори правду, живи дружно, помогай в беде, пожалей, внимательно относись к родным и близким, помогай старшим.
  • 2 декабря 2015 года с  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 114» было организовано и проведено мероприятие, посвященное 90-летию со дня рождения композитора В.Я. Шаинского. Гостями и участниками стали детские сады №114, 210, 175, 73, 160, а также учащиеся 1а и 1б классов. Детей встречали сказочные герои песен на музыку Шаинского, которые создали атмосферу веселья, позитива и радости. Каждый детский сад выступил со своим интересным номером, а школьники подготовили для дошколят викторину «Угадай-ка». И, безусловно, песни, положенные на музыку этого композитора тоже говорили детям о вечных ценностях – трудолюбии, дружбе, любви к близким. Итогом концерта стало совместное исполнение коллективами образовательных учреждений песни «Улыбка» и торжественное вручение всем участникам вкусных подарков.
  • После зимних каникул тоже традиционно в нашей школе проводится мероприятие «Волшебный праздник Рождества». В этом учебном году участники кружка «Благовест»  подготовили литературно-музыкальную композицию «История Великого праздника». Своим выступлением они старались привлечь как можно больше внимания к традициям христианства, народным обрядам. С особым волнением ребята инсценировали стихотворение В.Жукова «Святая ночь», ярко и эмоционально исполнили композицию «Колядки», Рождественские частушки, танец «Метелица». Зрители - воспитанники детских садов, учащиеся школы тоже показали свои таланты:  прочитали Рождественские стихи и колядки, за что были вознаграждены сладким угощеньем. В завершении праздника всем участникам мероприятия пожелали помнить о существе Святого дня: добре, сострадании, милосердии ко всем живущим рядом и раздали буклеты о Рождестве.
  • Приглашали мы детей из детских садов и на открытие комнаты боевой славы в МОУ «СОШ № 102». Это событие произошло 30 января 2015 года. Как мы все понимаем, приглашения на подобные мероприятия несёт большой воспитательный потенциал. Наши дети должны гордиться великим прошлым родной страны, чувствовать причастность к её судьбе, ответственность за происходящее.
  • Дошкольники участвуют в концертах, посвященных Дню Учителя, Дню Матери, Празднику 8 Марта, Дню Победы в МОУ «СОШ № 102». Такая возможность позволяет раскрыться дошколятам, побывать снова в стенах школы, ощутить себя полноправным участником школьного мероприятия, а значит повысить самооценку, улучшить настроение.
  • В апреле в средней общеобразовательной школе № 102 проводится День открытых дверей в начальной школе, о котором уже было сказано выше. В этот день дошколята и их родители посещают мастер-классы учителей начальных классов, преподавателей музыки, технологии, физкультуры.
  • В работе школы важным звеном является привитие учащимся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Поэтому мы не могли не включить мероприятия по здоровому образу жизни в наши планы совместной работы с дошкольными образовательными учреждениями – совместные спортивные праздники с привлечением родителей, что ещё служит и укреплению семейных уз.
  • В целях предупреждения детского травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста, а так же для саморазвития и самореализации наших учащихся в прошлом году учениками 3б класса под руководством классного руководителя был реализован проект по правилам дорожного движения, заключительным этапом которого стала социальная акция «За безопасность дорожного движения – все вместе»  в форме театрализованного представления.  Работа в этом направлении ведётся и в настоящее время.
  • Кроме этого проводятся выставки рисунков и поделок, участие школы в проведении Дня выпускника в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа с родителями

  • Педагоги школы участвуют в собраниях в детских садах, где учителя начальных классов рассказывают о возрастных особенностях детей 6-7 лет, знакомят родителей с требованиями школьных программ, отвечают на вопросы;
  • Социальный педагог так же участвует в родительском собрании в детском саду весной и знакомит родителей с социальными льготами и гарантиями, их реализацией в школе, со списком необходимых документов, со сроками подачи документов для получения социально-незащищенными категориями семей льгот и гарантий.
  • Родителям предоставляется возможность консультирования по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе.
  • В родительском уголке детских садов размещена информация «Рука развивает мозг», «Что должен уметь первоклассник».
  • По запросу организуются встречи родителей с будущими учителями начальных классов, консультации специалистов, по вопросам психологической готовности развития будущих первоклассников; психолого-педагогическое сопровождение родителей в период подготовки и адаптации ребенка в школе; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

Школа совместно с детскими садами организовали районные праздники «День левши», «Праздник добрых соседей».

Основными направлениями развития преемственности остаются:

  • работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства;
  • здоровьесбережение, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей;
  • контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению;
  • совместная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников на традициях русского  народа.

Согласованная и дружная работа школы и детских садов позволяет оценить адаптацию выпускников этих детских садов, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей и позволило  нам добиваться положительных результатов в работе. У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Дошкольники и их семьи, которые нуждаются в социально-психологической поддержке, могут ещё не будучи учащимися школы,  получать эту поддержку и необходимые консультации. А с первых дней обучения в школе социальный педагог и педагог-психолог уже могут провести  всестороннее подробное диагностическое обследование, наблюдение за ребенком во время уроков, коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей и учителей. Такая работа детского сада и школы является существенным фактором успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы.

Тема преемственности актуальна, так как адаптация к школе- один из самых стрессовых моментов в жизни ребенка.можно создать самые привлекательные условия в школе, а ребенок будет скучать по не очень хо...

Формы преемственности в работе детского сада и школы

Опыт работы по данной теме в МБОУ "Начальная школа-детский сад"....

Семинар по преемственности детского сада и школы

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников.(круглый стол с элементами тренинга)...

Преемственность детского сада и школы

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познава...

Детский сад и школа. Основы преемственности. Презентация.

Презентация к выступлению на семинаре...

Психологические аспекты преемственности детского сада и школы

Школа и детский сад - два важных смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как изменяется его социальная...

Статья "Обеспечение преемственности детского сада и школы посредством организации кружка дополнительного образования «Подготовка к школе»"

Статья для выступления на Всероссийской Научно-практической конференции " Реализация ФГОС в образовательном процессе"...