Нетрадиционные воспитательные технологии
методическая разработка (7 класс) на тему

Лукьянова Виктория Вячославовна

Одновременно с обучением важную роль в коррекции имеющихся деффектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориантированныи технологиям, позволяющим достигать определённого положительного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netrad._vosp._tehnologii.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Введение

    Наряду с обучением важная роль в коррекции имеющихся дефектов  должна  принадлежать воспитанию, а точнее практико-ориентированным воспитательным      технологиям,    позволяющим  достигать  определенного положительного результата.

     

   

     Далее мы подробно рассмотрим отдельные воспитательные технологии,

используемые     в    реабилитации    детей      и   подростков       с    ограниченными

возможностями здоровья.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны.

      Арт-терапия     -   реабилитационная     технология,    основанная     на

использовании   средств   изобразительного   искусства.   Активно   применяется

в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов,

аниматоров и др.

1.   Вид деятельности:   Художественно-творческая, прикладная, изобразительная

2.   Форма деятельности:    Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная  направленность:    Развитие тонкой моторики, возможностей частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо- эмоциональной      сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и   образного мышления.

4.   Преобладающие методы: Разъяснение, диалог, показ,  иллюстративнос

5.   Режим, условия:  

               Время проведения - по самочувствию, желанию.

               Периодичность – график занятий,  желание произвольно.          

               Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.

                                             10. Возрастные границы:      Для всех возрастных групп.

11. Характер нарушении:     Для всех типов нарушений.

            Арт-терапия связана с визуальным  искусством  и подразумевает возможность актуализации  психических  резервных  возможностей, формирование  на их основе     адекватного  поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания.

 Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл -

рисование играет роль одного  из  механизмов  выполнения программы совершенствования организма, его психики.  Способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном   и    социальном мире.

   

С этих позиций детский рисунок зарекомендовал себя для исследования

личности ребенка. В практике используются так называемые рисуночные пробы «Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное»,

«Дом, дерево, человек».

     Движимый творческим потенциалом и потребностью выпустить наружу

свои эмоции ребенок создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его

психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Человек видит, что

из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни)

можно создавать красивые изделия.     Сознание получает возможность больше

замечать и активно работать с новыми возможностями. Так же можно решить и

психологическую проблему - посмотреть на неё по-другому, не так как смотрел

раньше.   Психика      человека   приобретает   гибкость.    Арт-терапия      дает

возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в

собственных силах.

                Основные принципы построения арт-терапии:

     •     Доступность и постепенное усложнение задания;

     •     Учет индивидуальных медико-психологических показаний;

     •     Учёт возможностей и интересов детей конкретного возраста с

           тенденцией к некоторому опережению.

  Результаты арт-терапии:

      •     Развитие    коммуникативных   навыков   с    помощью   музыки   и

            элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети

            становятся контактными.

      •     Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется

             возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.

      •     Внимание становится более устойчивым.

      •     Значительно улучшается работоспособность детей.

      •     Развивается мелкая моторика руки.

      •     Развивается творческое, образное мышление.

      •     Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

      Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в  основе которых лежит использование игры.

1.   Вид деятельности:     Игра (в обучении, воспитании, спорте, досуге, оздоровлении, коммуникации, получении  информации, профориентации).

2.   Форма деятельности:   Индивидуальная, групповая.

3.   Реабилитационная     Развитие психических сенсорных функций, тренинг

     направленность :         эмоций, снятие «зажимов», расширение спектра общения,      

                                      повышение  социальной  активности,  интеллекта, ориентация в  

                                   пространстве, профориентация, апробирование социальных ролей.

4.   Преобладающие методы:    Диалог, тренинг, информативность, иллюстративность, показ

5.   Уровень  применения: Универсальный, предметный, локальный.

6.   Характер деятельности:   Активность, азарт, интеллектуальность, творчество.  

7. Режим, условия:     Время проведения:  по  индивидуальному самочувствию,   желанию.            

                           Периодичность – каждый день.

                           Продолжительность   -  по психоэмоциональной  устойчивости.          

                           Место проведения - на открытой или закрытой площадке.

8.   Используемый  инвентарь: инвентарь подбирается в зависимости от условий

  игры      и     реабилитационной  направленности, используются   музыкальные  инструменты, .                                                  

                                                         

10. Возрастные границы:     Для    всех    возрастных     групп    с   соответствующим

                                                     подбором игр.

11. Характер нарушений:    Для всех видов дефектов.

                                                  Цель игровой терапии:

активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой   активности.

Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-

культурной деятельности, то её цель - вовлечение человека с ограниченными

возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого

потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка

активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.

Функции игры:

 Воспитывающая. Адаптирующая.    Развивающая.  Социализирующая. Коррекционная.    Рекреационная.

       Детская    игра -   важная     часть    жизни     ребенка.    В    обстановке   игры

проявляется личность ребенка. Существенным психологическим признаком

игры является одновременное переживание условности и реальности созданной

ситуации. В игре проявляется только ребенку присущая форма реагирования.                    

Формы участия ребенка в игре:

  • Ребенок-зритель.
  • Ребенок - участник ролевой игры под руководством взрослого
  • Ребенок - участник свободно протекающей ролевой игры.

     В    игровом        общении           ребенок    постепенно        осваивает       механизм

полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни. Игра развивает

ориентирует к поиску необходимого            решения,    оптимального                выхода.

Участие   в    игре    формирует       и    закрепляет      у   человека   с   ограниченными

возможностями  устойчивую    установку         на    рациональное,      содержательное,

целенаправленное  использование  свободного времени. Игровая терапия

позволяет опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для

конкретной личности ребенка в определенной жизненной ситуации. Именно

ролевое поведение отражает его внутреннее психологическое состояние и

функциональные тенденции.

                                   Виды игровой терапии:

     1.       Направленная (директивная) игровая терапия характеризуется

участием взрослого в игре. Это педагогически организованные сюжетно-

ролевые игры. Дети в этих играх сами создают роли и игровые ситуации с

воссозданием   деятельности      и       отношений        взрослых   и   детей    в   социуме.

Применение        направленной              игровой        терапии      ориентировано         на

самостоятельную игру. Такой вид игровой деятельности позволяет решить

следующие задачи:

  • Расширение репертуара самовыражения;
  • Достижение саморегуляции и эмоциональной устойчивости;
  • Коррекция отношений;
  • Воспитание творческой инициативы;
  • Пробуждение любознательности;
  • Воспитание нравственных качеств.

                Основные методы организации направленной игровой деятельности:

  • Метод непосредственного игрового тренинга;
  • Метод театрализации;

  • Метод равноправного духовного контакта;
  • Метод воспитывающих ситуаций;
  • Метод импровизации.

       2.   Ненаправленная         игровая       терапия      ориентирована        на

самостоятельную игру ребенка, где он выражает свой собственный внутренний

мир,    самочувствие.   Отсюда    и   наличие    самостоятельно     организуемых    и

развиваемых     сюжетов:   импровизации,         сочинения,     проективные   игры

(песочные, строительные) и др.

       Роль взрослого здесь сведена к минимуму: организация атмосферы

взаимопонимания, эмоциональное сопереживание, установление ограничений в

игре. Таким образом, взрослый может выступать как равноправный партнер,

подчиняющийся     правилам   игры,     что    снимает дистанцию      между ним     и

ребенком, раскрепощая последнего.

       Эффективность применения игровых средств определяется:

  • Повышением степени контактности ребенка в микросреде;
  • Участием в различных видах деятельности;
  • Улучшением психологического самочувствия;
  • Мотивацией к преодолению средовых барьеров;
  • Желанием включиться в активный образ жизни;
  • Повышением интереса к явлениям жизни.

                             

СКАЗКОТЕРАПИЯ

      Сказка     -   один   из    основных     жанров        фольклора,     эпическое,

преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или

бытового характера с установкой на вымысел.

      В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов

и    способов    эмоционально-психологического,           педагогического      влияния,

социально-нравственного формирования.

1.   Вид деятельности:       Рассказ, пересказ, театрализация, исполнение

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая, массовая

3.   Реабилитационная       Тренинг     эмоциональной         сферы,    апробация     в

      направленность:           социальных       ролях,       познание    своего    статуса,

                                                  овладение        коммуникационными              навыками,

                                                   развитие образно-логического мышления

4.   Преобладающие          Диалог, импровизация, иллюстративность, показ,

      методы :                           поощрение, рассказ

5.   Уровень применения:     Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер               Активность, творческий подход, эмоциональность,

     деятельности:           проективность, образное восприятие

7.   Режим, условия:     Время    проведения       -    любое.    

                                           Периодичность     - произвольно.        

                               Продолжительность  -  по психовозрастной устойчивости, желанию.

                                           Место проведения - любое подходящее.

8.   Используемый       Книги, реквизит, элементы костюмов, рисунки,

      инвентарь:              музыкальные инструменты.

9.   Элементы инноваций:     Компьютерные          технологии,          проективность,

                                                      формирование новых представлений о мире

10. Возрастные границы :    

                                 

Реабилитационные эффекты:

   1. формирование отношения к персонажу, действию на эмоциональном

        уровне (тренинг эмоциональной сферы)

   2. проявление      собственных     поведенческих   позиций,    необходимых       для

        социализации;

   3. идентификация собственного «Я» с тем или иным персонажем;

   4. удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений

        жизни;

   5. коллективное участие в совместном действии;

   6. приобщение к народной художественной культуре.

        В    поведенческом   блоке    центральной   задачей   является   обеспечение

адекватного ролевого развития, т.е. умение принимать роли, адекватные новым

ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в новых ситуациях.

Нарушения в ролевом развитии может негативно сказаться на формировании

личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника - ролевую

игру,    затруднить   общение    со   сверстниками    и   родителями,    привести    к

возникновению психосоматической патологии.

                                     Структура занятия:

        •      Вступительная беседа о персонаже;

        •      Разминка - побыть таким же как персонаж: мимическая, телесная,

               голосовая, дыхательная, глазная.

        •      Конкурс на «самого страшного персонажа», поиграть с ним.

        •      Беседа о полезных свойствах персонажа.

 Эффективные способы реализации творческих индивидуальных качеств личности:

        1.     Формирование чувства «Мы»;

        2.     обязательное установление личностного контакта с детьми;                          

        3.      демонстрация собственной расположенности;

        4.      показ ярких целей совместной деятельности;

        5.      постоянное проявление интереса к детям.

      Варианты работы со сказкой в социально-культурной деятельности:

      •       праздники;

      •       театрализованные представления;

      •       конкурсы;

      •       шоу;

      •       литературно-художественные мероприятия;

      •       выставки рисунков по сказочным сюжетам;

      •       карнавал персонажей; и т.д.

ГЛИНОТЕРАПИЯ

     Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с    пластическими материалами.

1.   Вид деятельности:  Манипуляции  с   пластическими  материалами (разминание, лепка,   размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов)

2.   Форма деятельности :  Индивидуальная, групповая.

3.   Реабилитационная     Развитие психических сенсорных функций, тренинг

     направленность :         моторных функций, снятие «зажимов», расширение

                                                спектра     общения,      повышение      социальной

                                               активности,       интеллекта,      профориентация,

                                               апробирование социальных ролей

4.   Преобладающие  методы:      Диалог, показ, повтор, рассказ, пример, разъяснение

5.   Уровень применения:             Универсальный, предметный, локальный.

6.   Характер  деятельности:      Активность, творчество, общение, соотнесение с

                                                            жизнедеятельностью  

                        Периодичность - произвольная или по медицинским показаниям.            

                      Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.            

                                             Место проведения - удобное для работы помещение.

8.   Используемый         Пластический материал, необходимые для работы

      инвентарь:                  инструменты, краски, объемные формы, литература по

 9. Социальные формирования: семья, неформальные объединения, временные  

                                                                 краткосрочные группы.

10. Характер  нарушений:     Для всех видов дефектов.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

        Музыкотерапия         -      метод       социально-культурной           реабилитации,

использующий разнообразные        музыкальные        средства     для      психолого-

педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности, развития её

творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации

социально-значимых качеств.

1.   Вид деятельности:   Исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах),  прослушивание музыкальных произведений и их

  фрагментов.

2.   Форма деятельности:    Индивидуальная, групповая, массовая.

3.   Реабилитационная       Терапия      психоэмоциональной             сферы,    развитие

       направленность:          мелкой    моторики       при    исполнительстве,          снятие

                                                 «зажимов», развитие слуха, образного мышления,

                                                  расширение         кругозора,      общения,           развитие

                                                  социальной активности, профориентация.

4.   Преобладающие методы:      Тренинг, диалог, показ, иллюстративность, игра,

                                                               повтор, расска

6.   Характер  деятельности:     Стимулитующий, творческий, познавательный.

7.   Режим, условия:   Время проведения - по самочувствию, желанию.

                   Периодичность    -    график  занятий,   желание, произвольно.        

               Продолжительность   -   желанию.        

                                       

8.   Используемый инвентарь :  Музыкальный инструмент, аудиозаписи, пластинки,

                                                             ноты, диски, музыкальная техника.

9.   Элементы  инноваций :    Интегративное  сочетание  с  другими  видами искусства,  музыкальное  проектирование, применение в труде, учебе. 

             

10. Возрастные  границы:   Для   всех возрастных групп (с   соответствующим

                                                   подбором музыкального материала).

11. Терапевтический эффект:   физическое оздоровление за счёт развития моторных  

                                                            функций, ловкости рук, тонкости слуха.

     Реабилитационные эффекты:

      1.     эстетизация вкуса;

     2.      развитие чувства ритма;

     3.      воспроизведение музыкальных образов;

     4.      выработка навыков использования возможностей голоса, дыхания;

     5.      развитие         нравственно-волевой                сферы        -      активности,

самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма,

навыков сотрудничества, стремления к победе.

     Для реабилитационного процесса может быть использована любая

музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям.

Особое     значение    для    реабилитации  имеет   собственное         исполнение   на

музыкальных инструментах.

     Основными   задачами          коррекционных        музыкально-игровых          занятий

является    стимулирование       умственного и   физического     развития     ребенка,

преодоление      имеющихся           у    него    нарушений        в     соответствии      с   его

возможностями.  Двигательная         активность      под    музыку      усиливает    обмен

веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-

сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает силовые

возможности детей.

     

     

        В музыкальных играх моделируются ситуации, в которых дети имеют

возможность показать свои умения, учатся помогать друг другу, входить в

положение        другого    ребенка,        чувствовать     себя   членом     коллектива.

Взаимодействуя со сверстниками, дети получают необходимый жизненный

опыт, возможность контактировать с детьми более здоровыми и имеющими

разные отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в

различных жизненных и игровых ситуациях. Совместные музыкальные игры

активно формируют нравственные чувства, способность к сопереживанию и

сочувствию, доброжелательность и доброту.

ТАНЦЕТЕРАПИЯ

      Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология

реабилитации, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых

кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для

обучения детей, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным

обстоятельствам.

1. Вид деятельности:  Разучивание и исполнение движений, участие в танцевальной  

                                                   программе.

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая, массовая.

3.   Реабилитационная       Развитие   опорно-двигательного аппарата и              

       направленность:          мышечной   системы,     пластики, формирование     

                                              коммуникативной  сферы,  коррекция            

                                        психо-эмоциональной  сферы. Развитие   эстетического вкуса,

                                        овладение этикетом.

4.   Преобладающие  методы:   Тренинг, диалог, показ, повтор                                    

5.   Характер деятельности:       Художественно-творческий,  обучающе-развивающий,     активность, эмоциональность, соотнесение внимания с  музыкой. Время   проведения  -   по   расписанию занятий, самочувствию.            

                       Периодичность - по самочувствию, медицинским рекомендациям.

                     Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию.

               

                                                     

6. Возрастные  границы:    Для всех возрастных групп (с соответствующим

                                                    подбором музыкального материала).

7. Характер нарушений:     Для всех видов нарушений.

                            Реабилитационные эффекты:

      1.   Преодоление гиподинамии;

      2.   Развитие опорно-двигательного аппарата;

      3.   повышение интеллектуального и эстетического уровня;

      4.   Формирование      устойчивых         социально-психологических         и

           ментальных ориентации.

      Цели танцетерапии:

      •       Расширение сознания собственного тела и его возможностей;

      •       Повышение     самооценки         путем   развития      образа      тела   («Я-концепции»);

      •       Освоение социальных навыков;

      •       Соотнесение чувств и движений.

ТЕРАПИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

          Терапия     театральным       искусством         -       социально-культурная

реабилитационная      технология,      способствующая          творческому       развитию,

социальной      активизации,     приобретению          коммуникативных            навыков,

психологическому      балансу,   апробации       социальных        ролей    с     помощью

драматизации, импровизации.

1.   Вид деятельности:   Участие в спектаклях, представлениях, разучивание роли, речевые  упражнения.

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая, массовая.

3.   Реабилитационная       Развитие     психоэмоциональной  сферы,    развитие

       направленность:           пластики, управление двигательными функциями,

                                                   освоение несвойственных  социальных ролей, развитие          памяти, речи, восприятия, коммуникативных навыков, профориентация.

4.   Преобладающие  методы:  Тренинг, диалог, повтор, иллюстративность,

                                                           информативность, игра, показ, рассказ.

5.   Уровень  применения:    Универсальный, предметный, локальный.

6.   Характер  деятельности:  Активность,  эмоциональность,  творчество,познание,  

                                                        обучение, развитие.

7.   Режим, условия:      Время проведения -   по   индивидуальному самочувствию, графику занятий.

                                            Периодичность - по расписанию занятий.

                                            Продолжительность - по психовозрастной устойчивости.

                   

                     

                                                            сочетание с другими видами деятельности,

                                                            применение в труде и на дос

* Характер нарушений:   Для всех видов нарушений

БИБЛИОТЕРАПИЯ

      Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой

    реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.

1.   Вид деятельности:      Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение

2.   Форма деятельности:     Индивидуальная, групповая

3.   Реабилитационная       Развитие интеллекта, логического мышления,

      направленность:            отвлечение   от личных    проблем,   выработка

                    позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций.                      

4.   Преобладающие          Диалог,    рассказ,  иллюстративность,   игра,

       методы:                          информативность

5.   Уровень применения:     Универсальный, предметный, локальный

6.   Характер деятельности:   Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоционального восприятия,  анализа,          

                                                        умозаключения, познавательной деятельности.

7.   Режим, условия:         Время проведения - произвольное.

                                               Периодичность -  по желанию  и самочувствию.

Продолжительность    -    по   психовозрастной устойчивости,  желанию.    

                                              Место    -  сидя в помещении или на воздухе.

                                                                     

8.   Используемый инвентарь:   Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов,

                                                             магнитофон, иллюстрации.

9.   Элементы инноваций:   Соотнесение с другими жанрами социально- культурной  деятельности, универсальности использования.

 10. Социальные формирования: семья, группа, неформальные объединения.

11. Возрастные границы: Для всех возрастных групп

12. Характер нарушений:   Для всех типов нарушений

         В  библиотерапии  особое   место  отводится   художественным произведениям, а так же публицистическим и научно-популярным изданиям.

Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного

вкуса,       расширение   познавательной          сферы,     кругозора,       удовлетворение

информационной  потребности,       налаживание        коммуникативных        связей   с

единомышленниками,          творческое           соотнесение         своей     личности     с

художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания,

приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых

возможностей,       формирование         логического        мышления         при   пересказе.

Систематические   занятия     детей    художественным         творчеством       позволяют

гармонизировать      личность,     научить       терпимости      и     доброжелательности,

повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

Требования к библиотечному занятию:

  1. Непосредственная связь художественного произведения с жизненным

      опытом читающего и жизнью окружающего мира;

  2. Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

  3. Осмысление прочитанного, пересказ для развития  связной выразительной, образной  речи;

 4.  Словесное рисование,    инсценировка литературного произведения ролевая игра.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в медицине и коррекционно-педагогическом процессе (арт-терапия)

Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум. Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоци...

презентация к докладу "Нетрадиционные художественные технологии"

Обобщение опыта работы применения нетрадиционных художественных технологий на уроках изобразительного искусства...

Статья - Нетрадиционные уроки технологии (технический труд)

В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике...

«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...