Главные вкладки

    Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков
    статья (8 класс) на тему

    Научно-технический прогресс, набравший к концу прошлого века головокружительную скорость, подарил миру чудо современности − компьютер и непосредственно связанные с ним информационные технологии. Виртуальный мир с каждым днем заменяет реальность десяткам тысяч детей и подростков. Именно подрастающее поколение чаще всего погружается в виртуальное пространство, уходя по разным причинам от реальности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков

    Научно-технический прогресс, набравший к концу прошлого века головокружительную скорость, подарил миру чудо современности − компьютер и непосредственно связанные с ним информационные технологии. Виртуальный мир с каждым днем заменяет реальность десяткам тысяч детей и подростков. Именно подрастающее поколение чаще всего погружается в виртуальное пространство, уходя по разным причинам от реальности.

    К сожалению, момент «ухода» от реальной жизни в виртуальную часто не замечается самыми близкими людьми − родителями. Многие родители не подозревают о той опасности, которая сопровождает увлеченность ребенка компьютером, и расценивают ее как способ защиты от отрицательного влияния улицы, считая, что лучше компьютер и игры, чем наркотики и алкоголь. Таким образом, общественное одобрение является мощным социальным фактором, способствующим развитию виртуальной зависимости. Большую роль в распространении кибер-аддикции играет также «мода» на компьютеры, которые становятся всё более доступными для широкого круга.

    Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено восхищением общества возможностями компьютера, с другой стороны, в СМИ появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Таким образом, характер влияния компьютера на развитие личности может быть обозначен как амбивалентный. Компьютерные игры развивают навыки сенсомоторой координации (быстрого и точного движения рук), навыки системного (приоритетно развивающихся в стратегических играх), логического и комбинаторного мышления. Что касается интернет-пространства, то оно, безусловно, обладает эффектом новизны, тем самым способствуя развитию когнитивной сферы учащегося. Использование компьютерных игр в коррекционной работе позволяет решить ряд психологических проблем, связанных, например, с заниженной самооценкой, плохой переключаемостью внимания, медлительностью.

    Однако не все так просто. Подростки, охотно осваивая новые технологии, погружаются в них, что называется, с головой, и страдают от них в большей степени. Остановимся на эффектах отрицательного влияния компьютерного пространства на психику и поведение учащегося: формирование Интернет-зависимости и кибер-аддикции; стирание грани между реальным миром и виртуальным; сужение круга общения; снижение уровня эмпатии; деформация процесса социализации в компьютерном пространстве (социализация в сети Интернет может носить как толерантный, так и агрессивный характер); формирование агрессивного и аутоагрессивного поведения. В связи с этим становится актуальным изучение влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков.

    В настоящее время опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков, их агрессивное поведение. Анализ работ позволил сделать вывод о поляризации мнений. Одни авторы доказывают, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность лишь у детей младшего школьного возраста (6-9 лет). Другие трактуют взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот, агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием. Третьи рассматривают компьютерные игры как способ «выплеснуть» накопившуюся агрессию, что позволяет говорить о психотерапевтическом эффекте.

    Согласно данным Второй Российской конференции по экологической психологии, люди, склонные к «уходу» в игровую деятельность, имеют некоторые особенности. Почти 80% имеют проблемы: 20% обладают заниженной самооценкой, 40% - нереалистическими и недифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни, 20% оценивают свою «независимость» как чрезмерную. Эмоциональная сфера этих людей характеризуется неустойчивостью и депрессивными реакциями. Большинство страдает от чувства одиночества, дистанцированности и ощущают невозможность добиться понимания со стороны других людей. Возможность перевоплотиться в некоторую «бестелесную информационную субстанцию» открывает недостижимые ощущения для людей .

    Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными, степень адекватности оценки агрессивного поведения по отношению к другим людям сужается. Это усугубляется тем, что нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание.

    Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

    Компьютерные игры являются одним из факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков; компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности; для игроков-подростков компьютерная игра служит компенсацией внутриличностных проблем, причины которого лежат в области семейных отношений, школьной успеваемости, социальных контактов.

    К педагогическим условиям предотвращения негативного влияния компьютерных игр на агрессивное поведение подростков отнести: социальный педагог владеет диагностическими умениями по выявлению агрессивных подростков и сбору информации о них; учитывает социально-педагогические и индивидуально-психологические особенности подростков; владеет навыками разработки программ профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков. Обоснование указанных педагогических условий позволило разработать рекомендации специалистам в области компьютерных технологий для родителей подростков и педагогов, работающих с ними.

    Рекомендации специалистам в области компьютерных технологий: проводить работу по формированию информационной культуры как одной из составляющих духовной культуры общества; решать проблему бесконтрольности информационного потока, в ряде случаев стимулирующего агрессивное поведение; противостоять деструктивным силам и тенденциям путем классификации и систематизации потенциально агрессивного контента (ПАК) в сетях Интернета. ПАК включает в себя несколько блоков: политико-социальный и порнографический блок, блок агрессивных игр, религиозный фанатизм, экстремизм.

    Рекомендации родителям: повышая собственную информационную культуру, способствовать более критическому отбору компьютерных игр и программ для детей; формировать разносторонние интересы детей, которые могут быть востребованы в реальном мире; формировать и укреплять семейные ценности; способствовать расширению круга общения ребенка.

    Рекомендации школьным учителям и психологам: формировать собственную информационную культуру с целью компетентного диалогического общения с учащимися; повышать собственную профессиональную компетентность в области профилактики Интернет-зависимости и кибер-аддикции подростков; формировать психологическую, социальную, информационную компетентность детей с целью профилактики «ухода» ребенка в интересы виртуального мира; вводить в тематику родительских собраний, педагогических совещаний темы: «Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков», «Опасности формирования Интернет-зависимости и кибер-аддикции», «Информационная компетентность: отбор компьютерных игр и программ для детей» и др.

    Литература

    1. Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? / В. В. Абраменкова // Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М. : Даниловский благовестник. − 2011. −№ 2. − C. 144-149.
    2. Бейзеров, В. А. Компьютерные игры: плюсы и минусы / В. А. Бейзрова // Образование в современной школе. − 2014. − № 1. − C. 42-43.
    3. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни / В. Гриффит // Финансовые известия. − 2006. − № 183. − С. 187-195.
    1. Зинина, С. Детская агрессивность как предмет педагогических исследований / С. Зинина // Педагогика. − 2013. − № 5. − С. 23-25.
    2. Собкин, B. C. Виртуальная атака: компьютер в подростковой субкультуре / В. С. Собкин // Первое сентября. − 2012. − № 2. − С. 2-7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Агрессивное поведение подростков.

    Информационный материал для родительского собрания (анкеты прилагаются)....

    Основные источники возникновения агрессивного поведения подростков

    Источником возникновения агрессивной реакции у подростка является то, с чем он сталкивается каждый день. В связи с его неустоявшейся нервной системой и шаткой личностной структурой близкое столкновени...

    Агрессивное поведение подростков Бушмакина Е. С.

    Рассматриваются причины агрессивного поведения подростков и методы его коррекции...

    «Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

    Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

    Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

    Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

    Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

    В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

    Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

    Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...