Воспитание нравственности современного школьника
учебно-методический материал на тему

Рунова Нина Викторовна
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Воспитание – это не что иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennosti_sovremennogo_shkolnika1.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Шишкеевская СОШ» Рузаевского муниципального района

«Стрелецко-Слободская ООШ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»

                                           Подготовила: учитель Рунова Н.В.

2016г.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Воспитание – это не что иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

        Вопросы нравственного развития, воспитания волновали общество всегда и во все времена. Проблемам воспитания уделяли в своих трудах внимание Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая … Список неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что воспитание неразрывно связано с жизнью семьи, общества, государства. Если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трёх разных языках. Слово «этика» происходит от греческого слова  ethos – нрав, характер, обычай. Его ввёл в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели, проявляющиеся в поведении человека (например, такие качества, как мужество, благоразумие, честность), а «этикой» - науку об этих качествах. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от латинского слова mos (множественное число mores), что означало – нравственный обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль. А «нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в 18 столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

В жизни по-разному можно жить: в горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.

А можно и так – на рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой к солнцу достать, и подарить его людям.

        И от того какой выбор сделают наши дети – уважать старших, чтить законы, любить Родину, быть милосердными, вести здоровый образ жизни или быть чёрствыми, бездушными, курить, пить, употреблять наркотики – зависит их будущее, будущее нашей страны да и всего человечества. А сделать выбор очень сложно в наше совсем непростое время. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьёзно настораживает своей неопределённостью будущее. Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

        Человек в 21 веке многое знает и умеет, наука шагает семимильными шагами, заставляя разум человека постигать её тайны: нанотехнологии, информационные технологии, …Разум работает, а работает ли душа?

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

(К.Д. Ушинский).

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы нравственности в нашем обществе. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции. Не могут создать необходимый авторитет у своих детей. Мир стал агрессивен по отношению к ребёнку, а индустрия детства оказывает разрушительное влияние на психику детей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные герои, на которых выросло не одно поколение.

Телевидение всё больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике детей и вызывает высокий уровень детской преступности. Современный мир поставил нас в условия нравственного выживания. Происходящие сегодня политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов и явлений. Стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребёнка к миру и окружающей действительности. Мы сегодня осознаём важность нравственного воспитания. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем, о его молодёжи.

 Актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его  отношение к другим людям на основе уважения о доброжелательности к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждённых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. Образование – это не только получение знаний. Это процесс становления и развития умения человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать своё существование и продолжение жизни человеческого рода.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства.

Задачи нравственного воспитания: формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения; воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Концепция духовно-нравственного воспитания ориентирует образовательный процесс на традиционные духовные ценности. Предусматривает взаимодействие основных социальных субъектов воспитания – семьи, школы, Православной Церкви, государства, СМИ, научного и образовательного сообщества, национальных общин, общественных организаций.

Содержание нравственности заключается в следующем:

  1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на её защиту, если это потребуется.
  2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
  3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить.
  4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность правдивость, нравственная чистота, скромность.
  5. В человеколюбие или гуманность.

Методы нравственного воспитания – это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение – обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение – направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование.

Самовоспитание – представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование – процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

Пути решения проблем нравственного воспитания осуществляется на уроке, перемене, внеклассном мероприятии с учётом возрастных особенностей учащихся. Чтобы стать гражданином своего общества, каждый человек с детских лет должен получить опыт культурных нравственных и гражданских отношений, освоить их и привыкнуть к ним.

В нашей школе жизнедеятельность учеников организована так, чтобы они такой опыт получили. Задача заключается не только в том, чтобы рассказать им, как важно поступать нравственно и соблюдать обязанности гражданина, и даже убедить их в этом, но и в том, чтобы сформировать у учащихся умения, навыки и, главное, привычки такого поведения.

Любое событие, любой случай должны стать поводом дать детям урок нравственности и приучить их жить по правилам нравственности:

- Не делай другим того, чего не желаешь себе

- Твори для других добро, если для этого есть возможность

- Будь патриотом своей нации, защищай Отечество

- Будь законопослушным, не допускай правонарушений.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

Нравственное воспитание осуществляется по пяти направлениям:

урочная деятельность – формирование основ гражданского и правового сознания на учебных дисциплинах, проведение часов общения по гражданско-правовому воспитанию.

внеурочная деятельность – проведение общешкольных мероприятий, деятельность кружков и секций, взаимодействие с общественными организациями, дополнительным образованием.

внешкольная деятельность – участие в районных и республиканских конкурсах, участие в благотворительных акциях, экскурсии, полезные дела (акции, субботники).

Семейное воспитание – система творческих заданий, выполнить которые ребёнок может только со своими родителями.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий – приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед родными, друзьями, страной, обществом в котором мы живём.

Творческая работа в организациях образования даёт возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом. Воспитывать ребёнка в таком духе помогают традиции и обычаи его народа.

Традиционными источниками нравственности являются:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья – любовь и верность
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

Наша школа в данном направлении работает через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу.

Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, успеваемости, участие в предметных неделях и олимпиадах, организация исследовательской работы и проектной деятельности, организация различных выставок, проведение литературно-музыкальных композиций, ежегодное участие ребят в международных предметных конкурсах: «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Британский Бульдог», «Кенгуру», «Кит».

Ценностно-ориентированная деятельность: встречи в литературной гостиной, организация встреч с ветеранами Афганистана и военного конфликта, экскурсии учащихся по памятным местам своей Родины, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. Положительные результаты в вопросе духовно-нравственного воспитания даёт совместная работа школы с отцом Анатолием, служителем церкви Казанской Божий Матери. Он посещает школу, беседует с учащимися.  В его планах открытие воскресной школы и все желающие могут посещать её.

Семейное воспитание: особая роль отводится работе с семьёй – проводятся тематические родительские собрания, классные часы о семье и о семейных ценностях.

Общественно-полезная деятельность: учащиеся школы совместно с отцом Анатолием оказывают помощь детям-сиротам, навещая их в детских домах, и пожилым людям - в домах престарелых. Приезжают к ним с подарками и выступают с номерами художественной самодеятельности. Участвуют в акциях «Жизнь дана на добрые дела», «Поколение новое выбирает жизнь здоровую».

Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров «Осенний бал», «Жемчужина школы», «Минутки славы», «Браво, мальчики!», «Новогодний карнавал», «Весёлая масленица», Рождественские встречи и другие. Посещение музеев и театров, поход в выставочные залы, просмотр и обсуждение фильмов и книг и т.д.

Трудовая деятельность: включает в себя  - дежурство по школе и в классе, выставки технического творчества, работа на пришкольном участке, работа некоторых учащихся в Центре Занятости, осенние и весенние трудовые десанты на территории школы и экологические десанты в селе по благоустройству.

Физкультурно-оздоровительная деятельность: включает в себя – «День Здоровья», «Весёлые старты», «А ну-ка, парни», осенний и весенний кроссы, тематические классные часы, акции «Мы за здоровый образ жизни», «Старты надежд», ГТО, встречи-беседы с врачом из ЦРБ и с местным фельдшером и т.д.

Вся эта воспитательная работа ориентирована на развитие таких качеств личности как терпение, умение владеть собой, доверие, чуткость, способность к сопереживанию, снисходительность, чувство юмора, доброжелательность, гуманизм, любознательность, умение слушать, несклонность осуждать других.

Духовно-нравственным идеалом нашего времени хотелось бы видеть человека – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» (В.А. Сухомлинский).

Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Значит для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя.

Начни с себя – и души отзовутся

Спроси себя – и просветлится жизнь

Спаси себя – и тысячи спасутся

Начни с себя – и жизнь получит смысл.

Школа всегда была и остаётся островком культуры. Здесь передаётся от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Но только совместно, объединив усилия государства, общества и школы, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения 21 века, а значит, и процветания нашей земли.

Хочется верить и надеяться, что наши дети впитают в себя самое доброе, светлое и в будущем не придётся реставрировать их человеческие души. Пусть в деле воспитании и становлении духовно-нравственного идеала ученика мы не достигли солнца, но уже оторвались от земли.

Собирайте капли знаний,

Укрепляйте каплями терпения,

Дарите капли любви,

Ищите капли мудрости,

Ловите капли радости,

Храните капли надежды,

Пусть этих капель

Собираются реки и моря

Вашего душевного благополучия, которое выльется в водопад душевного роста ваших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Формирование нравственности современного школьника на основе учения Макаренко А.С.

Педагогический коллектив любой школы,  работающей в режиме создания и развития гуманистических воспитательных систем рано или поздно задумывается над проблемой нравственного воспитания. Осваивая ...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...

Воспитание патриотизма современных школьников

Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живу...

Личность учителя в процессе воспитания нравственных ценностей школьников

Представленная статья является попыткой осмысления собственного педагогического опыта.В ней затронуты непростые вопросы воспитания детей в школьном коллективе и роль личности учителя в этом процессе....

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В статье рассматриваются вопросы целенаправленного формирование гармоничной личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе, в целом, зависящ...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Что мы подразумеваем, говоря о духовно-нравственном воспитании современного ребенка? Скорость и информационная загруженность современного бытия, казалось бы, не оставляет времени на философские размыш...