Беседа-диалог: "Что такое хорошо, а что такое плохо".
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Романова Марина Алексеевна

Часто в жизни мы совершаем мелкие проступки, в конечном итоге -это приводит к большим неприятностям. Я решила поговорить с ребятами, чем же чревато, казалось бы на первый взгляд , какое-то нехорошее слово. Вот к каким выводам мы пришли!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_horosho_chto_takoe_ploho.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Час рассуждений:  «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Провела: Романова М.А.

Цели:

1) Помочь воспитанникам задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;
2) Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;

3) Воспитывать ответственное отношение ребят к своему духовному и физическому здоровью;

4) Ознакомить детей с распоряжением правительства  об искоренении сквернословия.

Подготовительная работа

1.Составление плана проведения  часа.

2.Подбор информации для участников.

3. Подготовка рабочих групп (эксперты, историки, биофизики)

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) На доске эпиграф: « Лучше сказать мало, но хорошо»

2) Анкеты «Сквернословие в моей жизни»

3) Листы бумаги формат А3, маркеры

Ход классного часа

 Дети занимают места в классе, рассаживаясь полукругом.

Вступительное слово воспитателя.

Как же богат и могуч русский язык, в том числе и на матерные слова, которые ежедневно употребляют многие из нас. Почему же люди ругаются матом? Где и в какой ситуации вы услышали первые матерные слова?

Группа экспертов.

Группа экспертов проведет анкетирование и представит результаты в конце занятия.

( Приложение 1)

Воспитатель.

Первые матерные слова мы, как правило, слышим в раннем детстве, потом детский сад, потом школа, потом выражение своих эмоций в ситуациях, когда больно или произошло что-то нехорошее, а может просто слов не хватает. Следует отметить, что современное общество целиком и полностью против употребления мата. 

Мат (матерщина, матерный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно общепринятой морали, публичное употребление мата может расцениваться как хулиганство.

Откуда же взялся мат? Группа историков провела исследование и готова представить свой отчет.

Отчет историков. 

 Историк 1

Откуда же взялся мат? 
Большинство людей, с уверенностью ответит, что его занесли на нашу землю татаро-монгольские орды. Это мнение широко распространено в народе, хотя и ошибочно. Ученые убедительно доказывали, что мат русским людям никто не навязывал, но их усилия всегда разбивались о стереотип: все пакостное нам принесли извне. 
Но мат тут совершенно не причем. У кочевников не было обычая сквернословить. Это особо отмечал итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший Центральную Азию в XIII веке. Он писал, что у них бранные слова вообще отсутствуют в словаре. И, наоборот, русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, свидетельствуют о том, что мат был распространен на Руси задолго до ордынского ига.

Лингвисты считают, что корни матерных слов есть во многих индоевропейских языках, но пышные всходы они дали только на нашей земле.

Постепенно появился обычай выражаться матом безотносительно к объекту, просто так от полноты чувств или для связи слов в предложении. При этом основные слова обрастали массой производных. Говорят, есть виртуозы, которые могут ругаться часами и при этом не повторять выражения. 

Историк 2

Причем, при использовании обидных слов, мало кто задумывается об их истинном значении.

Я предлагаю вашему вниманию информацию о происхождении и значении некоторых слов.

Зараза
Девушки бывают разные. Возможно, и на слово "зараза" не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. И тем не менее, изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно "обзывали" прекрасных дам "заразами", а поэты даже фиксировали это в стихах.
А всё потому, что слово "заразить" изначально имело не только медицински -инфекционный смысл, но и было синонимом "сразить".

Кретин
Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться — на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… "христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".
Идиот
Греческое слово "идиот" первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало "частное лицо", "отдельный, обособленный человек". Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя "политэс". Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли "идиотэс" (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, "идиотов" сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками — "ограниченный, неразвитый, невежественный человек". И уже у римлян латинское idiota значит только "неуч, невежда", откуда два шага до значения "тупица".
Дурак…
Очень долгое время слово дурак обидным не было. В документах XV–XVII вв. это слово встречается в качестве… имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные — "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "московский дьяк  Дурак Мишурин". С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… А дело в том, что слово "дурак" часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов — мол, что с дурака взять?

Воспитатель

То, что слова оказывают влияние на состояние человека отрицать бессмысленно, особенно, матерные слова. Откуда бы не появились они в нашем языке, их энергетика разрушительна и для произносящего и для окружающих. И это подтверждают наши учёные.

 

Воспитатель

Предупредить развитие болезненного процесса можно развивая в себе высокие нравственные духовные качества: доброту, отзывчивость, терпимость, сострадание, сочувствие, жертвенность, любовь к ближнему.

Какие вы можете предложить меры  по  профилактике сквернословия в нашей школе?

( Предложения воспитанников)

Подведение итогов анкетирования. Слово группе экспертов.

Предложения по профилактике сквернословия.

  1. Проведение семейных собраний, посвященных культуре речи в семье.
  2. Организация мероприятий для воспитанников, направленных на развитие толерантности и приобретение навыков культурного общения

Заключительное слово воспитателя

«Есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка нельзя сделать порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете…Что же на свете хуже языка? Язык несёт нам раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то ещё хуже, ещё  презреннее, чем язык.» Так говорил философ и баснописец, легендарный Эзоп, об органе человека – языке. Но ведь решать, какое слово произнесёт его язык, должен человек сам !

Литература.

  1. Г.Л. Билич. Биология. Цитология, гистология,анатомия человека: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов,- СПб.: Изд-во «СОЮЗ»,2001
  2. Е.П. Бомбардирова. Все о здоровье ребенка. Руководство для родителей - Издательство Института психотерапии, М.,2002
  3.  Гаряев П.П., Татур В.Ю., Юнин А.М. Новый подход к эволюции живого и ноосфера., клаузура ноосферы,ч.1, М., "Ноосфера",1988
  4. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003

Приложение 1

Анкета `Сквернословие в моей жизни`
Пол м / ж 
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________ 
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________ 
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________ 
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________ 
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________ 
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________ 
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________ 
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________ 
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________ 
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________ 
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________ 
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _______________________________________________________________________

https://lh4.googleusercontent.com/vZTJgAua-bvQEgw70K6qCDY-vnfDBfRu31vnosAAeldk8STm3sIEuLDh5pWuCNiTozn0UP1FrsMyXx3puMijv2kp8JGH2dKcVApsvSjogfWenIdbcm3YUr36eET3z9A8vf0cGA05eWg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

« Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)

        Классный час  посвящен профилактике вредных привычек  конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...

"Что такое хорошо и что такое плохо"

ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты....

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....