Главные вкладки

    работа социального педагога с семьями одаренных детей.
    материал на тему

     Мельникова Ольга Павловна

    В ходе исследования рассмотрены такие понятия: семья как социально-педагогическая категория, одаренный ребенок, признаки и виды одаренности, определены методы и формы работы с семьями одаренных детей. изучены и проанализированы содержание, методы и формы социально-педагогической деятельности социального педагога с семьями одаренных детей, рассмотрены типы воспитания одаренных детей, выявлена степень заботы родителей об одарённом ребенке с помощью диагностических методик.Было проведено эмпирическое исследование семей с одаренными детьми, в ходе которого использованы тест-опросник «Типы воспитания детей» и тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: в начале учебного года в исследовании добровольно приняли участие 24 семьи в которых преобладали такие стили семейного воспитания как: повышенная моральная ответственность родителей (33,33%) и гипоопека (33,33). В середине же учебного года, благодаря плодотворной работе социального педагога, воспитателей и учителей, прибавилось 10 семей, взаимодействующих с педагогами и родителей с повышенной моральной ответственностью (38,34%).Таким образом,   мы пришли к выводу, что «Работа социального педагога с семьями одаренных детей» посвящена актуальной проблеме. В вопросе о воспитании одаренных детей ответственность лежит не только на семье, но и на специалистах: учителях, психологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства и ребенка, помогают родителям в воспитании одаренных детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vkr_cherepanovoy_odarennye_2.docx190.45 КБ
    Файл prezentatsiya_vkr.pptx1.38 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра социальной педагогики и социальной работы Работа социального педагога с семьями одаренных детей Выпускная квалификационная работа по направлению 050700.62 Педагогика профиль Социальная педагогика Выполнила: студентка 4 курса заочной формы обучения (3,5 лет) Черепанова Ольга Павловна Научный руководитель: к.п.н., доцент Литвиненко Татьяна Викторовна Допущена к защите «__»___________2014 г. Зав. кафедрой: д.п.н., профессор Маврин Сергей Анатольевич _______________________

    Слайд 2

    На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка. Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение. Таким образом, сложилось противоречие , которое заключается в том, что социальная работа с семьями одаренных детей хорошо представлена в теоретическом плане, но недостаточно реализуется на практике

    Слайд 4

    Формы работы социального педагога с семьей разнообразны. Выбор их зависит от структуры семьи, ее нужд, потребностей, существующих проблем, сложившихся взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении

    Слайд 5

    В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

    Слайд 6

    Полные семьи Полные семьи Неполные семьи Неполные семьи 1) с одним ребенком; 1) с одним ребенком; 1) одинокая мама; 1) одинокая мама; 2) с 2 (однополыми); 2) с 2 (однополыми); 2) родители разведены; 2) родители разведены 3) с 2 (разнополыми); 3) с 2 (разнополыми); 3) один отец; 3) один отец; 4) с 3 детьми; 4) с 3 детьми; 4) опекун. 4) опекун 5) многодетная (с 4 детьми и 5) многодетная (с 4 детьми и более); б) дети сводные; б) дети сводные; 7) дети неродные; 7) дети неродные; 8) в том числе с бабушкой, дедушкой. 8) в том числе с бабушкой, дедушкой Классификация семьи (по структуре)

    Слайд 7

    Классификация семьи по материальной обеспеченности семьи: — с очень высоким материальным достатком; — с высоким материальным достатком; — со средним материальным достатком; — с низким материальным достатком; — нуждающиеся (за чертой бедности).

    Слайд 8

    № Социально-правовая устойчивость и воспитательный потенциал семьи Классификация семей 1. социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении воспитательно сильная 2. социально устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении воспитательно неустойчивая; воспитательно слабая с утрато й контакта с детьми и контроля над ними 3. социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой 4. социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); вступающая в конфликт с законом преступная; психически отягощенная Классификация семьи по основаниям: социально-правовая устойчивость и воспитательный потенциал семьи

    Слайд 9

    Воспитательная позиция семьи

    Слайд 13

    В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или учебные способности особо одаренного ребенка будут по достоинству оценены и его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятно. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или учебные способности особо одаренного ребенка будут по достоинству оценены и его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятно.

    Слайд 14

    Подход к организации жизни учреждения соответствует двум основным требованиям: обеспечение и создание наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья детей, нормального физического и умственного (интеллектуального) развития; создание благоприятных условий для ритмичной полнокровной жизни детского коллектива .

    Слайд 15

    Особенно важно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. с выбором профессии у выпускников ЦИОДС не возникает проблем т.к. направление в выборе профессии предопределено уже при поступлении на первую ступень обучения (живопись, хореография или музыка), но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески решать возникающие проблемы. Известно, что не все выпускники интернатных учреждений могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из интерната выпускник не в состоянии решить многие социальные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

    Слайд 16

    В предыдущем параграфе главы мы теоретически обосновали особенности пребывания детей в специализированной школе-интернате для одарённых детей Севера (ЦИОДС). Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает одарённого ребенка, то в семье преобладают такие типы воспитания как повышенная моральная ответственность, либо гипоопека .

    Слайд 17

    Графическое изображение родительского отношения к детям в начале и в середине учебного года

    Слайд 18

    Количество семей, участвующих в исследовании в начале и середине учебного года

    Слайд 19

    Графическое изображение проявления родительской заботы в начале и середине учебного года

    Слайд 20

    Чтобы одаренные дети не терялись в образовательном процессе, не утратили свою одаренность, им необходима помощь учителей, социального педагога, педагогическая поддержка. Эта поддержка оказывается ученикам на протяжении всего учебного года. Одной из задач нашей работы – реализация программы по педагогической поддержке одаренных детей в учебном процессе.

    Слайд 22

    Направление социально-педагогической помощи семье Индивидуальный Групповой Общинный Консультирование методы и приемы: -беседа -включенное наблюдение. -убеждение -одобрение или осуждение -прием активного слушания -использование ключевых слов клиента (с целью перейти на язык клиента) -прием конфронтации (показать противоречивость суждений клиента, или другие точки зрения) Телефонное консультирование Этапы: -приветствие, знакомство-приятие (показывает готовность принять помощь) -предложение своей помощи -исследование проблем клиента -выяснение, о какой помощи идет речь -поиск согласия -подведение итогов, совместный план действий -расставание, выражение благодарности за з вонок 3 . Метод «письмо-обращение» Цель: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство, защита прав клиента. Поздравление, поддержка 4 . Социальный патронаж - оказание помощи на дому (материальной, психологической, образовательной) Этапы: а) предварительная подготовка встречи, постановка цели; б) оповещение клиента о времени визита; в) представление себя – обеспечение личной безопасности; г) представление и сообщение о цели визита; д ) время посещения 20-30 минут; е) подведение итогов, если необходимо совместно с клиентом составить отчет Тренинг - в его рамках использованы различные методы и приемы ( игротерапия , лекции, диспуты, дискуссии и т.п.) Связь с общественностью Методы: через СМИ, интервью, анкетирование, митинги, организация клубной деятельности, лекции, дискуссии

    Слайд 23

    Таким образом, задача социального педагога в работе с семьей, воспитывающей одаренного ребенка, состоит в разрешении кризисных ситуаций, их своевременного предупреждения и нейтрализации, а так же социально-педагогической поддержке. Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом формируют самостоятельную личность в лице воспитанников БУ ЦИОДС, а главное имеют выход в семью с целью оказания ей всесторонней помощи в плане воспитания и развития одаренного ребенка, его социализации и социальной защиты.

    Слайд 24

    Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество. Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

    Слайд 25

    Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы. Учитесь быть своему ребенку другом. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими. Критикуйте, не унижая, а поддерживая. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

    Слайд 26

    Одаренные дети, наряду с безнадзорными детьми; детьми, имеющими ограниченные возможности; детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и другими категориями детей, входят в «группу риска». При этом их основная отличительная особенность заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают образовательное учреждение), но фактически, в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуется в полной мере права, необходимые для их полноценного развития. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом данной работы является социально-педагогическая поддержка детства.

    Слайд 27

    Советы социального педагога родителям 1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе? 2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. З. Оценивайте уровень развития ребенка. 4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком

    Слайд 28

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

    Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

    Модели и формы работы социального педагога с семьей

    Статья содержит материал из опыта работы социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении....

    "Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"

    Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....

    Работа социального педагога с семьей "группы риска"

    Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей....

    Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

    В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

    Статья "Работа социального педагога с семьей "группы риска"

    1. Психо-педагогическое обоснование проблемы социально-педагогической деятельности с семьей "группы риска"2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с семьей "группы риска"...

    Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...