работа с детьми-сиротами и детьми, находящимися под опекой
методическая разработка на тему

Чумаков Сергей Сергеевич

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_rabota_s_opekaemymi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

В начале  сообщения я дам определения основных понятий, которые мы будем рассматривать. Опека –это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц ( детей, лишившихся родителей).Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Попечительство – понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, т.е. под попечение по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

В настоящее время широко используются в речи и теоретических исследованиях два понятия: Сирота (сиротство) и социальный сирота ( социальное сиротство). Дети-сироты – это лица до 18 лет, у которых умерли родители или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким –то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Т.О. к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

  • Умерли;
  • Лишены родительских прав;
  • Ограничены в родительских правах;
  • Признаны безвестно отсутствующими;
  • Недееспособны (ограничено дееспособны);
  • Отбывают наказание в исправительных колониях;
  • Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
  • Уклоняются от воспитания детей;
  • Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - опека  и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми не достигшими 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

В современных условия количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые остро стоят перед нашим обществом. Стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву от биологической матери.

Проблема социального сиротства является большой проблемой в нашей стране. Назвать все причины сиротства довольно трудно, так как это многоаспектная проблема. Однако 3 причины можно назвать.

        Первая заключается в том, что родители (чаще всего амть) отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного, подброшенные новорожденные. Вторая причина  связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособные и т.п.Лишение родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей.

        Одна из главных задач общества – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права зафиксированы как в международных документах, так и в российских законодательствах. Так, в Семейном кодексе  РФ  в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

        Поэтому главной задачей государства является приложение всех усилий к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение в семье оказывается невозможным,  предпочтение отдается поискам для него новой семьи.

        В каждой стране создается, развивается  и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

  • Сохранение ребенка  в родной семье;
  • Возвращение в семью;
  • Усыновление внутри страны;
  • усыновление в другой стране;
  • передача на воспитание в семью;
  • передача в специальные воспитательные учреждения;

Усыновление- это специальная мера защиты ребенка, при которой  юридически устанавливается родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родным отцом или матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда.

        Государственное попечение  - создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.

        Усыновленный ребенок может попадать в разные типы  приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами; во втором  - роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком. Опекунская семья, таким образом, полагает ( прямые или косвенные) ребенка с опекуном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы с детьми сиротами

Краткий план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей, проживающими в общежитии....

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Судьбы детей складываются по-разному. Одни растут в благополучных семьях, другие теряют родителей по разным причинам. Как воспитывать таких детей, чтобы они выросли полноценными гражданами нашего обще...

Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, ...