Из опыта работы по сопровождению учащихся с НОДА в системе инклюзивного образования.
статья на тему
О трудностях при реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в пространстве общеобразовательной школы, методах работы,
общих подходах в работе с детьми с НОДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_rvboty.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по сопровождению учащихся с НОДА
в системе инклюзивного образования.
Лопатина Светлана Алексеевна,
тьютор,
МБОУ Калачеевская СОШ №1
Основной задачей системы образования обучения и воспитания детей с ОВЗ является их адаптация в условиях школы, социализация и интеграция в общество.
Ребенку с НОДА для комфортного существования в стенах общеобразовательной школы надо осознать свои возможности и научиться их использовать.
Обучающаяся по варианту 6.2. ученица первого класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ограничения возможностей здоровья и задержку психического развития. Это ребенок с дефицитом познавательных и социальных способностей, обусловленных ограничением свободы передвижения и частым пребыванием в пространстве ограниченном больничной палатой. «Нельзя» бегать, прыгать, делать резкие наклоны четко отложилось в сознании моей подопечной. Страх перед болью на протяжении нескольких лет привел к таким последствиям как несформированность актов равновесия и координации, недостаткам мелкой моторики, к ограничениям манипулятивной деятельности.
Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций. Выраженные астенические проявления в виде общей слабости, повышенной утомляемости, неспособности концентрироваться на определенных задачах мешают всестороннему развитию и нормальному процессу обучения.
Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия.
Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам.
У обучающейся отмечается в течение дня стойкое равномерное снижение работоспособности. Быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения. Учителю порой бывает трудно найти контакт, так как ее психоэмоциональное состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз.
Задачей тьютора является разработка системы индивидуального сопровождения с целью помочь ученице адаптироваться к условиям и требованиям в пространстве общеобразовательной школы и максимально самореализоваться в интеллектуальном, физическом, творческом плане.
Основными принципами обеспечения индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в моей работе являются следующие:
— соблюдение интересов ребёнка;
— системность;
— непрерывность;
— вариативность;
—рекомендательный характер оказания помощи.
Направленности:
— диагностическая работа - обеспечивать своевременное выявление проблем у ученицы, готовить рекомендации по оказанию ей психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
—коррекционно-развивающая работа - обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствовать формированию УУД;
—консультативная работа - обеспечивать непрерывность специального сопровождения обучающейся и ее семьи по вопросам реализации психолого-медико-педагогической коррекции;
—информационно-просветительская работа - направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с НОДА знаниями и опытом разнообразной деятельности и поведения;
- повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий.
На индивидуальных занятиях, которые проходят раз в неделю по расписанию и организованных спонтанно, по мере надобности в зависимости от психоэмоционального состояния обучающейся, стараюсь учитывать личностные особенности и выстраиваю корректирующий процесс в игровой форме, с полным учетом особенностей ребенка.
Методы работы, которые я применяю при организации сопровождения ребенка с ОВЗ:
- использование частично поисковых методов;
- отработка умения работать самостоятельно;
- отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.
- использование анализа, синтеза, классификации, обобщения, моделирования, измерения;
- использование ИКТ для обеспечивания эффективности обучения.
Приемы обучения:
- наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);
- опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;
- работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;
- самостоятельные задания с последующей проверкой;
- работа по образцу;
- дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.
Общие подходы в работе с детьми с НОДА:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Чтобы реализовать особые образовательные потребности у девочки, обусловленные нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, в школе, наряду с особой логикой построения учебного процесса (индивидуальными образовательными программами), в классе созданы соответствующие оптимальные условия для образования и развития (стол со специальными приспособлениями и адаптированным рабочим местом).
Литература:
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — Москва: МГППУ, 2012.
Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
«Инклюзивное образование: право, принципы, практика» / Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»
В данной статье представлена разработка модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...
Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...
"Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Выступление на тему: "Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования "...
Реализация системы инклюзивного образования в образовательном учреждении.
Для того, чтобы образовательное учреждение имело полномочия зачислять и обучать детей, имеющих особые образовательные потребности, т. е осуществлять обучение по инклюзивной системе образования, необхо...
Из опыта работы на тему: «Образовательные результаты в системе дополнительного образования на современном этапе»
Мой опыт работы за три года в классе скрипки. Основные направления деятельности. Результативность учащихся и педагога. ...
Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.
В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ц...