Из опыта работы по сопровождению учащихся с НОДА в системе инклюзивного образования.
статья на тему

Лопатина Светлана Алексеевна

О трудностях при реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ  в пространстве общеобразовательной школы, методах работы, 

общих подходах в работе с детьми с НОДА.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_rvboty.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по сопровождению учащихся с НОДА

в системе инклюзивного образования.

Лопатина Светлана Алексеевна,

                                                                                                                              тьютор,

                                                                                                   МБОУ Калачеевская СОШ №1

Основной задачей системы образования обучения и воспитания детей с ОВЗ является их  адаптация в условиях школы, социализация и интеграция в общество.

Ребенку с НОДА для комфортного существования в стенах общеобразовательной школы  надо  осознать свои возможности и научиться их использовать.

         Обучающаяся  по варианту 6.2. ученица первого класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет   ограничения возможностей здоровья и задержку психического развития. Это ребенок с дефицитом познавательных и социальных способностей,  обусловленных ограничением свободы  передвижения  и частым пребыванием в пространстве ограниченном больничной палатой.   «Нельзя» бегать, прыгать, делать резкие  наклоны четко отложилось  в сознании моей подопечной. Страх перед болью на протяжении нескольких лет привел к таким последствиям как несформированность актов равновесия и координации, недостаткам  мелкой моторики, к   ограничениям манипулятивной деятельности.  

Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций.    Выраженные астенические проявления в виде общей слабости, повышенной утомляемости, неспособности концентрироваться на определенных задачах мешают всестороннему развитию и нормальному  процессу обучения.

Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия.

Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам.  

У обучающейся отмечается в течение дня стойкое равномерное снижение работоспособности. Быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения.   Учителю порой бывает трудно  найти контакт, так как ее психоэмоциональное состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз.  

Задачей тьютора является разработка системы индивидуального сопровождения с целью помочь ученице   адаптироваться к условиям и требованиям в пространстве общеобразовательной школы и максимально самореализоваться в интеллектуальном, физическом, творческом плане.

Основными принципами обеспечения индивидуального сопровождения ребенка  с ОВЗ  в моей работе являются следующие: 

— соблюдение интересов ребёнка;

— системность;

— непрерывность;

— вариативность;

—рекомендательный характер оказания помощи.

Направленности:

— диагностическая работа - обеспечивать своевременное выявление проблем у ученицы,  готовить рекомендации по оказанию ей психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

—коррекционно-развивающая работа - обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствовать формированию УУД;

—консультативная работа - обеспечивать непрерывность специального сопровождения обучающейся   и ее семьи по вопросам реализации психолого-медико-педагогической коррекции;

—информационно-просветительская работа - направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися с НОДА знаниями и опытом  разнообразной деятельности и поведения;

- повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий.

                       На индивидуальных занятиях, которые проходят раз в неделю по расписанию и организованных спонтанно,  по мере надобности в зависимости от психоэмоционального состояния обучающейся,  стараюсь учитывать личностные особенности и выстраиваю корректирующий процесс в игровой форме, с полным учетом  особенностей ребенка.    

Методы работы, которые я применяю при организации сопровождения ребенка  с ОВЗ:  

- использование частично поисковых методов;

- отработка умения работать самостоятельно;

- отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.

- использование анализа, синтеза, классификации, обобщения, моделирования, измерения;

- использование ИКТ для обеспечивания эффективности обучения.

Приемы обучения:

- наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);

- опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;

- работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;

- самостоятельные задания с последующей проверкой;

- работа по образцу;

- дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.

Общие подходы в работе с детьми с НОДА:

-индивидуальный подход;

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

-проявление педагогического такта.

Чтобы реализовать особые образовательные потребности у девочки, обусловленные  нарушениями опорно-двигательного аппарата  и задержкой психического развития, в школе,  наряду с особой логикой построения учебного процесса (индивидуальными образовательными программами), в классе созданы соответствующие оптимальные условия для образования и развития (стол со специальными приспособлениями и адаптированным рабочим местом).

Литература:

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — Москва: МГППУ, 2012.

Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

 «Инклюзивное образование: право, принципы, практика» / Авторы-составители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...

"Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Выступление на тему: "Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования "...

Реализация системы инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Для того, чтобы образовательное учреждение имело полномочия зачислять и обучать детей, имеющих особые образовательные потребности, т. е осуществлять обучение по инклюзивной системе образования, необхо...

Из опыта работы на тему: «Образовательные результаты в системе дополнительного образования на современном этапе»

Мой опыт работы за три года в классе скрипки. Основные направления деятельности.  Результативность учащихся и педагога.  ...

Формирование толерантности в системе инклюзивного образования современной школы.

В статье говориться о необходимости формирования толерантности в школе к детям ОВЗ начиная с младшего школьного возраста. Описано занятие по формированию толерантности школьников. Практическая ц...