Проблема систематического нарушения школьного устава.
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Алиева Мадина Хизриевна

 

Проблема систематического нарушения школьного устава.

 

«От правильного воспитания

детей зависит

благосостояние всего народа»
Джон Локк

 

 

Проблема систематического нарушения школьного устава учащимися часто встречается в школьной практике. Дети, которые постоянно нарушают правила школьной жизни, вызывают тревогу родителей и учителей. Неравнодушные родители обращаются за консультациями к психологам, социальным педагогам. Учителя стараются найти к учащемуся индивидуальный подход, применить меры воспитательного характера.

Педагог должен   уметь  конструктивно взаимодействовать с  учеником, нарушающим дисциплину. Однократное  разрешение конфликтной ситуации не изменит педагогическую ситуацию. Поэтому  необходимо создать   стратегию создания позитивных взаимодействий с данным  учеником .Только такая  педагогическая  позиция  может  сформировать новые  отношения между педагогом иучениками , основанные  на взаимном   уважении.

Для этого  нужно действовать по следующему  плану:

1.Понять истинные  мотивы поступка этого ученика

2.Выбрать  адекватный  способ педагогического воздействия, с  целью  изменить ситуацию и прекратить начинающийся  конфликт

3.Определить  стратегию действий педагога, с  целью постепенно  снизить количество  подобных проступков этого ученика в дальнейшем.

Какие же  могут быть  мотивы конфликтного  поведения ученика?

Ученик, нарушающий  дисциплину, понимает, что его поведение неправильное. Но чаще всего, он не  в состоянии  осознать мотивы (причины  и цели)  своего поведения в данной ситуации. Ситуации нарушения дисциплины учащимися могут быть аналогичными. Но  мотивы  действий  учеников  всегда  индивидуальны.

Педагог  должен понять  мотивы плохих поступков и эффективно  взаимодействовать с учащимися. Тогда  будет постепенно  уменьшаться    количество проявлений проблемного поведения. Правильная  стратегия  заключается  в   создании условий, в которых ученики  смогут самостоятельно  принять решение изменить  свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если   в  процессе  взаимодействия  педагог  поймет скрытые мотивы  его неправильного поведения. Задачей  педагога  является  помочь ученику почувствовать себя полноправным  членом  большого  школьного коллектива.

Чтобы  выработать  индивидуальную  стратегию  взаимодействия  с  каждым  проблемным учеником, необходим  анализ ситуации педагогом. Конечно, это  требует затрат  времени и сил. Но  эти  затраты принесут позитивный  результат.  Так  как   создается  более комфортная ситуация  успеха и согласованных  действий участников  учебного процесса.

Мотивы  проблемного поведения  учащихся.

I.Ученики  часто ищут  внимания к  себе, которого  им не хватает  в повседневной жизни. Для  этого  они  разыгрывают настоящие  мини-спектакли, выступая в  роли артистов. Они активно провоцируют учителя,  одноклассников, или действуют  пассивно,  например, нарочито медленно выполняют требования педагога .Таким  ученикам  просто нужна  аудитория. Они просто не  знают, как  можно позитивно общаться.

 Задача  учителя –в дальнейшем  уделить такому  ученику  больше внимания.

 А в момент конфликта :

1.Не реагировать на «выходки» ученика.

2.Установите  с ним зрительный  контакт. Ваш  взгляд станет  для  ученика  сигналом, что  он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.

3. Можно  встать возле него, Не  говоря ничего ,и не глядя на него.

4.Вставляя  в контекст  урока  имя этого ученика, дать  ему  понять, ч то он ведет себя неправильно.

5.Без лишних  слов,  положить перед ним на парту записку ,написав вежливую просьбу прекратить неправильное поведение.

6.Используйте  прием «разрешающего поведения». Его суть в том,  что запретные действия  ученикразрешаются,  но только  в  заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только  в течение указанного отрезка времени  и т.д. Но этот прием эффективен  лишь с случаях, когда  ученик  своим  поведением добивается  внимания.

7.Не используя резкие окрики ,спокойно  объясните ученику, почему этого не нужно делать.

8.Используйте прием неожиданности :

-юмор (смех разрядит ситуацию)

-снизив  голос,начните говорить тихо

-со словами: «Скажите мне, когда вы  будете готовы продолжить», остановите на время  ход урока

9.Используйте  прием отвлечения  внимания :

-задавайте вопросы, отвлекающие  внимание,  спрашивая мнение  учеников  по какому-то поводу

-попросите о помощи (собрать тетради, принести  журнал. мел и т. д.);

-измените   вид  деятельность учащихся, дав другое  задание).

10.Поменяйте учеников местами. Например, сев  на заднюю парту  и лишившись зрителей, ученик  может успокоиться.

II.Часто мотивом  плохого поведения  ученика   является  стремление завоевать роль лидера и  утвердить свою власть над кем-то, чтобы  манипулировать другими людьми. Такие ученикидемонстративно  и систематически бросают вызов  педагогу. Например, делают назло, произносят бранные  слова, демонстративно делают то,  что нельзя  или не делают то,  что обязаны.  Эти действия  рассчитаны  на  публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога  становится  сложным.

Некоторые ученики  оказывают пассивное  сопротивление. Они на словах соглашаются  с учителем, но поступают наоборот  и не подчиняются требованиям.

 Задача  педагога заключается  в  том, что нужно, не подавляя  позитивных  качеств  личности такого ученика, стремящегося  к лидерству,  научить  его строить  правильные  взаимоотношения  с людьми.

Если ученик проявляет  мстительное и властное поведение, можно использовать  следующие приемы поддержки учеников :

1. Принять ученика. Учитель  должен  принимать его, несмотря  на все его недостатки, глупые и  неправильные проступки. Это даст возможность  ученику   сохранить самоуважение и изменить поведение  в лучшую сторону.

2.Проявлять  искреннее внимание ( приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).

3.Проявлять уважение. Признание нужно  каждому человеку. Если педагог покажет  ученикам, что он  их уважает, что их дела очень значимы  для школы или класса,он и будут  учиться строить правильные  взаимоотношения  с людьми. Но  похвала должна быть правильной  и  касаться продукта  труда  и поведения, а не самого ученика. Тогда ученик не зазнается.

4.Высказывать одобрение. Если педагог  говорит ученикам, как ему  нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и  достижения, ученики  хорошо относятся к себе и к учителю.

5.Дарить теплые чувства. Если  учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему  взаимностью. И  вопрос о дисциплине  в классе не будет стоять.

III.Другие  ученики  неосознанно  или  сознательно  руководствуются  стремлением  к мести. Одни  активно  нарушают требования педагога, хамят, обижают других учеников и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя. Другие   пассивны, открыто не нарушают требованияучителя. Но они недружелюбны, не идут на  контакт, демонстративно не общаются  с учителем  и не подчиняются ему, будто стремясь нанести  обиду  педагогу.

Задача  учителя  в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика  в  позитивное, созидательное  русло, стать  его партнером ,установив  с ним  контакт.

А  в момент конфликта:

а. Нужно найти  дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития  конфликта.

Б. Лучше признать позицию ученика. Ведь  чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее  нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученику: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.

3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится  при зрителях. Отложите обсуждение  конфликта  на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей  и потеряет интерес к конфронтации.

4.Попробуйте   перенести обсуждение конфликтного вопроса  на другое время, сказав: «Я не хотела бы  обсуждать этот вопрос  сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».

5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить  этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном  тоне.

6.Попробуйте озадачить ученика, сказав:» Может  быть, ты прав… Но сейчас мы лучше  продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме  урока…»

7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что  нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.

 Можно удалить (но это на  крайний  случай):

-в пределах классного кабинета на отдельную парту или  стул)

-в другой класс  или  помещение  (по договоренности  с другим педагогом, психологом, социальным педагогом  и  т.д.) При  этом ,ставьте  его  перед  выбором:»Ты  можешь выбрать ,что тебе больше нравится -сидеть  в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.

8.Можно установить санкции для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если  ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».

При этом  важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно  в школе, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением (если сломал, то  почини, если намусорил, то  убери, если  испачкал ,то  вымой, если оскорбил ,то извинись). Адекватность  санкций не унижает гордости ученика, но служит уроком.

Применять  лучше именно санкции, а не наказания.

Санкции и наказания внешне  похожи. Однако, наказание часто  бывает несправедливо, если оно неадекватно  проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.

Какие можно применить  санкции:

-лишить  ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)

-лишить  права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.

-лишить права доступа в определенные помещения школы

-обязать  возместить  убытки

-обязать встретиться  с администрацией школы

-беседа  с родителями.

IV.Другие  учащиеся  настолько не уверены  в себе,  что стараются не делать вообще ничего, чтобы не  иметь негативный  результат. Такие ученики «заболевают» в  день  контрольных  и зачетов, уходят  с урока, где  они могут получить  плохие отметки, под надуманным предлогом.

Задача  учителя- помочь такому  ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог  должен создать для этого условия ( ситуацию успеха).

Меры педагогического воздействия при  проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают  деятельности  по причине неуверенности:

-Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников  нужно сделать необходимо делать более  привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для  них нужно  готовить специальные задания и  специальные  формы работы  (например, работу в парах )

-Создавать  ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»

-Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;

-Формировать веру в успех. Педагог должен  проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные  стороны  ученика

-Оказывать индивидуальную  помощь ученику

Чтобы  решить  все вышеназванные задачи,  учитель  должен  и сам  проанализировать  свои  плюсы и минусы  в  данных   педагогических  ситуациях.

Главное,  что нужно решить учителю:  что же мешает  ему наладить партнерские отношения  с данным учеником?

План  действий  учителя.

Нужно решить  пять задач:

1.Понять  мотивы неправильного  поведения

2.Выбрать  методы  для прекращения конфликта

3.Создать тактику  поддержки ученика

4.Совместное решение   проблемы  с родителями  и педагогами.

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Для  решения  этих  5 задач,  педагогу нужно:

1.Быть объективным, не  добавляя  эмоциональной составляющей, в оценке проступка  ученика.

2.При  возникновении  подобной педагогической  ситуации, в  процессе  обсуждения  ее  с учеником, коллегами, родителями   нужно  делать акцент  не на  личность ученика, а на данный  неправильный  поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое  и прогнозировать будущее. Говорить нужно  твердо, но  в  доброжелательном  тоне.

2.Стремиться понять мотивы  проблемного поведения ученика

3.  Внутренне   твердо верить,  что  этот ученик  может измениться  к лучшему. И эту  веру  внушить ученику, чтобы  повысить его самоуважение.

4.Держать под контролем негативные  эмоции. Так  ка  гнев — плохой  советчик. Это — именно  то,  чего  хочет добиться  ученик, действующий  назло педагогу.

5.Напряженность ситуации нужно  стремиться разрядить , а не нагнетать   повышением голоса, критикой ,сарказмом, втягиванием других людей  в данный  конфликт  и другими неправильными  с точки зрения  психологии  приемами ,которые лишь  усилят  конфликт .Они  не  способствуют  формированию  уважительных  отношений  педагога  и ученика.

6.Не нужно  начинать «разборки»  во время  конфликта  или сразу  после него. Лучше ,например,  оставить  ученика  после  уроков, когда  эмоции  улягутся , и  учитель сможет быть объективным.

7. Не доводите  конфликт  до высшей  точки кипения. Если это в данной ситуации  возможно, не настаивайте  на немедленном  и  точном выполнении ваших требований.  Позвольте  ученику  «сохранить лицо»  и  выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу  и  т.п.

8.Демонстрируйте  ученикам  доброжелательность,  готовность  к  сотрудничеству. Не нужно уподобляться  мстительному, агрессивному   ученику. Потому  что   в  противном случае, ученик будет считать,  что  это дает ему право  вести себя подобным образом.

 

Подключение родителей и коллег-педагогов к  борьбе за дисциплину.

Общие цели и совместная  партнерская  стратегия  педагогов  и родителей позволит  получить хорошие результаты в учебе.

Нужно  наладить отношения с родителями проблемных учеников.

Это можно сделать, используя правила:

1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только  конкретно и объективно.

2.Не нужно обрушиваться на родителей  и рассказывать сразу  обо всех проступках ученика. Лучше  назвать  2-3. Иначе родители ли  опустят  руки, или  будут бить своего  ребенка от бессилия и  злобы.

3.Не нужно пытаться  запугивать родителей. Нужно  просто проанализировать данную педагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил  дисциплину.) Не нужно говорить  родителям о том, что может произойти за эти нарушения.

4.Но  позитивные  предсказания конструктивны. Нужно  акцентировать  на положительных качества ученика, отметить его малейшие  успехи в чем-то , выразить уверенность в будущем успехе ,если родителями  будет   оказана  помощь своему ребенку.

Нужно помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен  обижаться на них ,если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги  требуют от родителей то,  что является — проблемой учителей, а не родителей (к примеру, негативное  отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmmmmmm.pptx979.66 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Одним из параметров психического развития, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе, является определенный уровень мотивационного развития ребенка.  Так, Л.И. Божович  на...

Состояние проблемы изучения нарушений коммуникации (общения) детей с РАС

В статье рассматриваются нарушения речи и коммуникации у детей с РАС...

Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»

Социально-педагогическое сопровождение учащихся с проблемой «Систематическое непосещение уроков»...

Проблемы повышения качества школьного образования: поиски и решения.

Проблемы повышения качества школьного образования:поиски и решения....

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ Консультация школьного психолога

Родительское собраниеТема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями». Акт...

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доклад  о проблеме повышения уачества школьного образования...