САМООЦЕНКА
статья на тему

Крайнова Елена Ивановна

    Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки. Происходит самоидентификация, становление нравственных норм и ценностей.

 

Часто школьное обучение направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, мало связано с решением жизненных задач подростка и его социализацией в обществе.

 

  • школа должна давать учащемуся навыки поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений, где нужен навык взаимодействия с современными институтами (финансовыми, административными и др.)

 

  • Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

 

  • Люди бывают с заниженной самооценкой и завышенной самооценкой. Если самооценка занижена – это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п.

 

  • Социальная компетентность - сложное понятие, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности.  «Подтверждение со стороны других адекватности социального поведения субъекта, его способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей."

 

.Подростки стремятся как можно быстрее войти во взрослую жизнь. Желают обладать всеми привилегиями взрослых, избавиться от опеки родителей, но при этом совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не понимают, что за привилегии взрослых приходится платить повышенной ответственностью за свои поступки. Они торопятся получить свой жизненный опыт. Физиологически некоторые  подростки, особенно девочки даже в 15 лет уже готовы к вступлению в интимные взаимоотношения с противоположным полом. И они сознательно идут на это, зачастую не понимая какая на них в результате ложится ответственность, не только за свою жизнь, но за жизнь будущих детей.

 Учащиеся ГБОУ ЦО № 633 обучаются в малокомплектных классах компенсирующего обучения с 5 по 9 класс. К нам поступают на обучение учащиеся с 13 лет. Как правило это дети с девиантным поведением, уже остававшиеся на повторное обучение. Данная категория подростков отличается неадекватной самооценкой. Несмотря на то, что наши учащиеся не были успешными  на прошлом месте учебы, в основном они имеют завышенную самооценку.  Некоторые из них имеют сильно заниженную самооценку.  Сложно сказать какая из этих крайностей наносит больший вред личности подростка.

.

За меньшее, с их слов, они не готовы работать. Возможно это бравада, но когда им предлагают реальную работу через молодежную биржу труда, услышав предлагаемый уровень зарплат(4-8тыс. рублей) они сразу отказываются от данной работы. Таким образом закончив учебу, многие наши учащиеся, сталкиваясь с реальностью, теряются и не могут найти себя в этой жизни. Оказывается в 17-18 лет они еще плохо представляют себе где бы они могли работать, по какой специальности и какую за это можно получать заработную плату. Многие из них не знают где работают их родители и что конкретно они делают на работе. Из чего складывается квартплата и каков ее размер. Но зато они хорошо представляют какой  марки автомобиль они хотят иметь, какой модели айпад купить, в какой клуб или кафе сходить отдохнуть. Хуже обстоит дело с тем, что бы выстроить у себя в голове реальную модель к  достижению этих целей. Некоторые так и не найдя законного пути к получению желаемого становятся на путь криминала. Это для них быстрый, пусть и не безопасный, путь удовлетворения своих потребностей. Многие из учащихся никогда не выполняли никакой  работы и даже не имели обязанностей по дому. Плеер, компьютер, телефон вот те предметы, с которыми они научились обращаться в совершенстве. Это их единственные настоящие друзья.

 

Подростки, имеющие завышенную самооценку считают, что по окончании школы они поступят в училище или институт, а затем будут работать руководителями предприятий, или будут иметь свой бизнес. Некоторые даже всерьез предполагают, что образование и вовсе ни к чему. Они уверены что и без образования смогут успешно вести свой бизнес. Заработную плату они предполагают не меньше  40-50 тыс. рублей. А большинство девушек вполне серьезно считают целью своей жизни выйти замуж за очень состоятельного человека, желательно за олигарха. Но когда их начинаешь спрашивать, каким образом они собираются достичь своей цели, то они теряются. Простой вопрос: где вы собираетесь встретиться с олигархом? Ставит их в тупик. О соотношение между количеством олигархов и девушек мечтающих выйти за них замуж они не задумываются. Главным условием успеха  девушки  считают хорошо выглядеть и быть красиво одетой.

 

Начиная жить взрослой самостоятельной жизнью, подростки не готовы к тому, чтобы взять на себя тот груз ответственности, который она предполагает

 

 

  • Завышенная самооценка тоже не украшает человека, такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

 

 

Тогда возникает вопрос. Какой же должна быть самооценка человека? Реальной. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная  - значит соответствующая действительности

 

 

  • Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической.
  •  

 

 

Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В ученическом коллективе, в школе, а особенно в семье, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

 

 

формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки родителей, учителей, одноклассников. Важно помочь поверить учащемуся в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом главная роль, конечно,  родителей, но не все они готовы к этой роли, и тогда на первый план выходит педагог.

 

 

  • Часто именно с Вами ребенок делится своими успехами и неудачами, поэтому Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

 

  • Одним из способов сформировать у учащихся адекватную самооценку может быть участие в различных социальных проектах и деловых играх

 

 

Советы родителям и педагогам, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка

 

  • Не оберегайте подростка от серьезных или повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • • Оставляйте ребенку право выбора.
  • • Не перехваливайте подростка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • • Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • • Не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • • Не бойтесь искренне любить детей и, главное — показывать им свою любовь!

 

 

  • в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;
  • расширяются знания учащихся о взаимосвязях окружающей действительности;
  • привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;
  • ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoootsenka_statya_31.01.14.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки. Происходит самоидентификация, становление нравственных норм и ценностей.

Часто школьное обучение направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, мало связано с решением жизненных задач подростка и его социализацией в обществе.

  • школа должна давать учащемуся навыки поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений, где нужен навык взаимодействия с современными институтами (финансовыми, административными и др.)

  • Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

  • Люди бывают с заниженной самооценкой и завышенной самооценкой. Если самооценка занижена – это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п.

  • Социальная компетентность - сложное понятие, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности.  «Подтверждение со стороны других адекватности социального поведения субъекта, его способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей."

.Подростки стремятся как можно быстрее войти во взрослую жизнь. Желают обладать всеми привилегиями взрослых, избавиться от опеки родителей, но при этом совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не понимают, что за привилегии взрослых приходится платить повышенной ответственностью за свои поступки. Они торопятся получить свой жизненный опыт. Физиологически некоторые  подростки, особенно девочки даже в 15 лет уже готовы к вступлению в интимные взаимоотношения с противоположным полом. И они сознательно идут на это, зачастую не понимая какая на них в результате ложится ответственность, не только за свою жизнь, но за жизнь будущих детей.

 Учащиеся ГБОУ ЦО № 633 обучаются в малокомплектных классах компенсирующего обучения с 5 по 9 класс. К нам поступают на обучение учащиеся с 13 лет. Как правило это дети с девиантным поведением, уже остававшиеся на повторное обучение. Данная категория подростков отличается неадекватной самооценкой. Несмотря на то, что наши учащиеся не были успешными  на прошлом месте учебы, в основном они имеют завышенную самооценку.  Некоторые из них имеют сильно заниженную самооценку.  Сложно сказать какая из этих крайностей наносит больший вред личности подростка.

.

За меньшее, с их слов, они не готовы работать. Возможно это бравада, но когда им предлагают реальную работу через молодежную биржу труда, услышав предлагаемый уровень зарплат(4-8тыс. рублей) они сразу отказываются от данной работы. Таким образом закончив учебу, многие наши учащиеся, сталкиваясь с реальностью, теряются и не могут найти себя в этой жизни. Оказывается в 17-18 лет они еще плохо представляют себе где бы они могли работать, по какой специальности и какую за это можно получать заработную плату. Многие из них не знают где работают их родители и что конкретно они делают на работе. Из чего складывается квартплата и каков ее размер. Но зато они хорошо представляют какой  марки автомобиль они хотят иметь, какой модели айпад купить, в какой клуб или кафе сходить отдохнуть. Хуже обстоит дело с тем, что бы выстроить у себя в голове реальную модель к  достижению этих целей. Некоторые так и не найдя законного пути к получению желаемого становятся на путь криминала. Это для них быстрый, пусть и не безопасный, путь удовлетворения своих потребностей. Многие из учащихся никогда не выполняли никакой  работы и даже не имели обязанностей по дому. Плеер, компьютер, телефон вот те предметы, с которыми они научились обращаться в совершенстве. Это их единственные настоящие друзья.

Подростки, имеющие завышенную самооценку считают, что по окончании школы они поступят в училище или институт, а затем будут работать руководителями предприятий, или будут иметь свой бизнес. Некоторые даже всерьез предполагают, что образование и вовсе ни к чему. Они уверены что и без образования смогут успешно вести свой бизнес. Заработную плату они предполагают не меньше  40-50 тыс. рублей. А большинство девушек вполне серьезно считают целью своей жизни выйти замуж за очень состоятельного человека, желательно за олигарха. Но когда их начинаешь спрашивать, каким образом они собираются достичь своей цели, то они теряются. Простой вопрос: где вы собираетесь встретиться с олигархом? Ставит их в тупик. О соотношение между количеством олигархов и девушек мечтающих выйти за них замуж они не задумываются. Главным условием успеха  девушки  считают хорошо выглядеть и быть красиво одетой.

Начиная жить взрослой самостоятельной жизнью, подростки не готовы к тому, чтобы взять на себя тот груз ответственности, который она предполагает

  • Завышенная самооценка тоже не украшает человека, такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Тогда возникает вопрос. Какой же должна быть самооценка человека? Реальной. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная  - значит соответствующая действительности

  • Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической.
  •  

Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В ученическом коллективе, в школе, а особенно в семье, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки родителей, учителей, одноклассников. Важно помочь поверить учащемуся в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом главная роль, конечно,  родителей, но не все они готовы к этой роли, и тогда на первый план выходит педагог.

  • Часто именно с Вами ребенок делится своими успехами и неудачами, поэтому Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

  • Одним из способов сформировать у учащихся адекватную самооценку может быть участие в различных социальных проектах и деловых играх

Советы родителям и педагогам, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка

  • Не оберегайте подростка от серьезных или повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • • Оставляйте ребенку право выбора.
  • • Не перехваливайте подростка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • • Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  • • Не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • • Не бойтесь искренне любить детей и, главное — показывать им свою любовь!

  • в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;
  • расширяются знания учащихся о взаимосвязях окружающей действительности;
  • привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;
  • ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист самооценки педагогической деятельности учителя

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Ваша профессио...

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...

Классный час "Характер человека. Самооценка"

Классный час для старших классов...

Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков

Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...

Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.

По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...

Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку. Л.А.Соколова.

Учебный материал для уроков по психологии....