Консультация для педагогов по теме «Социальные аспекты работы классного руководителя с семьей»
статья на тему

Мурзаева Надежда Константиновна

Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности классного руководителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и социальной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме

«Социальные аспекты работы

 классного руководителя с семьей»

       Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности классного руководителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и социальной педагогики.

       Нельзя забывать, что воспитание ребенка начинается в семье. Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в общих программах, в законе просвещения и т. д.), а также в трудах известных педагогов. Школа в воспитательном отношении должна быть ни кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, классный руководитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям.

       В современных условиях для вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс необходимо применять новые активные формы для повышения психолого-педагогической грамотности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, профилактики социального неблагополучия в семьях, формирование умений психологической защиты и самовосстановления. Новые формы превращают родителя из стороннего наблюдателя в активного участника учебно-воспитательного процесса.

     Главные задачи классного руководителя в этом направлении представлены на слайде.

       В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы открытости, доверительных взаимоотношений, уважения, заинтересованности и компетентности.

      Воспитание в семье - создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности. Можно выделить следующие педагогические обязанности родителей и методы воспитания детей в семье. Вы их видите на слайде.

       Дети учатся действиям и поступкам, понимая деятельность и поступки других. Следовательно, дети подражают другим, сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому общаясь с детьми родителям  надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.

        В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.

       Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отмечают следующие:

  1. Невысокий экономический уровень большинства семей.
  2. Низкая  педагогическая культура родителей.
  3. Высокий процент разводов.
  4. Обострение конфликтов между поколениями.
  5. Увеличение разрыва между семьей и школой.
  6. Двойная нагрузка на женщину: в семье и на работе.

       Социальная защита как функция классного руководителя – это в первую очередь осуществление комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, а также помощь в адаптации к существующим социально-экономическим условиям.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя как деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, малообеспеченных, неполных и педагогически несостоятельных семей, дети-инвалиды, дети-сироты и опекаемые, которые больше других нуждаются в социальной защите и поддержке.

         Эффективные методы взаимодействия классного руководителя с семьей с точки зрения социальной педагогики представлены на слайде остановлюсь на самых значительных методах и актуальных в настоящее время.

Классный руководитель  занимает первоочередное место в системе раннего выявления  социального неблагополучия в семьях, поэтому посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, с социальным бытом семьи.  Классный руководитель посещает семьи учащихся 2 раза в год. Если семья или уч-ся состоит на учете и требует, педагогической поддержки семья посещается 1 раз в месяц.

     Метод  рейфрейминга  означает, что любая проблема или кризис в основе имеют позитивный ресурс. Рейфрейминг английское слово переводится, как рамка или обрамление. Начал использовать прием  Милтон Эриксон - американский психотерапевт.  Коротко рейфрейминг - изменение отношений к вещам.

 Кейс - технологии – это проблемно-ситуативное обучение. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

    Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения родителей анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности родителей по разрешению противоречий, в результате чего и происходит овладение педагогическими знаниями, навыками, умениями.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только процессу обучения своего ребенка, но и его воспитанию. Тем не менее, один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

  Приоритетным направлением в работе классного руководителя является вовлечение родителей в участие различных социально-значимых акциях: «Дорога в школу», «Если добрый ты», оказания волонтерской помощи и др.

Вывод: Общение с родителями своих учеников классному руководителю необходимо, так как без этого процесс обучения и воспитания будет однобоким. Без взаимодействия классного руководителя и семьи жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Подводя итог всему вышесказанному еще раз хочется отметить значимость социального аспекта работы классного руководителя с родителями, так как от этого зависит успешность обучения, воспитания и формирования личности ребенка, а следовательно, и всего будущего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление жестокого обращения с детьми в семье (консультация для педагогов)

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением...

Консультация для педагогов «Работа с трудными детьми и их семьями»

Организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными детьми имеет  педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"

На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя".

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравстве...

Памятка для педагогов Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся

Памятка для педагогов Правила эффективного взаимодействияклассного руководителя с семьями обучающихся...

Консультация для педагогов всех возрастных групп по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей на утреннике в детском саду.

Роль воспитателя на утреннике в детском саду. Как должны взаимодействовать музыкальный руководитель и воспитатаели  на всех праздниках , проводимых в детском саду на протяжении всего учебного год...