Семья и школа - основные направления взаимодействия
статья

Санжаревская Ольга Павловна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_-_osnovnye_napravleniya_vzaimodeystviya.docx272.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа –

основные направления взаимодействия

Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновляя свою жизнь только в школе или только в семье; если мы хотим воспитать личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду.

Ш.А. Амонашвили

Проблема участия семьи в воспитании своего ребенка на сегодняшний день стоит очень остро.

В силу особенностей нынешней экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание своих детей, резко сократилось. Родители, зачастую, вынуждены направлять все свои силы на процесс обеспечения материального благополучия семьи, в то время как процесс воспитания ребенка, отходит на второй план. Сохраняется ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Данный факт, конечно же, отражается в общем уровне воспитания современных школьников.

Современная социально-экономическая ситуация, к сожалению, может создать условия для попадания детей и подростков в «зону риска» и, увы, не всегда это дети из неблагополучных семей. Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодёжи и увеличение количества не только подростков, но и детей с девиантным поведением. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он не принимает норм общества, и, как следствие, общество не принимает его. В результате – обращение подростков к деструктивным формам поведения, повальное увлечение табакокурением, употребление алкогольных, наркотических веществ среди молодёжи.

Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват?

Наверняка, каждый, кто имеет опыт общения, взаимодействия с подростками, может сформулировать ответы на поставленные вопросы. И звучать они будут примерно так:

Чтобы решать эти проблемы необходимо обеспечить условия для процесса социальной реабилитации подростка, а именно:

- создавать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребёнка;

- способствовать становлению ребёнка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

Но при этом ни для кого не секрет, что подходы к адаптации и социализации детей и подростков, находящихся в зоне социального риска, применяемые большинством существующих служб и организаций, малоэффективны. Одни, - предоставляющие ребёнку полную свободу действий, вырабатывают у подростка потребительское отношение к окружающему обществу, другие, - ограничивают свободу действий, что вызывает агрессию и протест.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов, и ещё более обострила обстановку. Всё чаще мы сталкиваемся с проявлениями со стороны подростков жестокости и стремления к насилию.

Конечно, работа по профилактике подростковых правонарушений ведётся, и ведётся достаточно активно. Государственные и муниципальные учреждения СПб осуществляют отдельные функции в профилактике правонарушений в соответствии с федеральными законами и своими учредительными документами.

Ведётся такая работа в каждом ОУ и предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий школьного, семейного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Деятельность учреждений дополнительного образования также увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием.

Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации работы с подростками, в т.ч., социально дезадаптированными.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединять усилия педагогов и родителей.

Ведь при всем своем желании продемонстрировать стремление к полной свободе, независимости, подростки, как выясняется, очень ценят свою семью, о чем свидетельствуют результаты исследований профессора Вершловского С.Г., который проводил опрос старшеклассников. Опросы показывают, что на 1-ое место среди гражданских ценностей подростки ставят не столько карьеру, деньги, а СЕМЬЮ – нас с вами, маму и папу.

Семья – вот что является важным для детей, сохранение семейных отношений. Дети очень болезненно реагируют на разводы.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования плодотворного сотрудничества между взрослыми и детьми важно, чтобы коллектив был как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет.

Добиться этого можно, если будет организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Ребенок испытывает естественную необходимость в общении именно с родителями, и именно во время общения с родителями у ребенка происходит формирование тех или иных особенностей личности, и поэтому, именно в это время у взрослых есть возможность проследить за формированием желаний и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность в семье не удовлетворяется, постепенно влияние авторитета семьи на ребенка снижается, и он, зачастую, выходит из-под контроля семьи, подпадая под власть других авторитетных для него личностей.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с детьми и подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество семьи с образовательными учреждениями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Процесс формирования потребности к самоутверждению, как известно, сложный психологический процесс, и, поэтому и родителям, и педагогам следует обращать особое внимание на уровень самооценки ребенка, и в рамках разумного всячески давать возможность к самореализации в различных видах деятельности. Иначе, в противном случае развитие ребенка может пойти не по прогрессивному, а по регрессивному пути.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как родители, так и педагоги желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

Школа, семья и место жительства являются единственно возможной сферой для ребёнка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарований.

Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. Работа с родителями всегда была важной составляющей работы педагогического коллектива нашей школы. Она состоит из личных встреч педагогов и родителей, родительских собраний, проведения педагогических консилиумов, Дней открытых дверей, совместных мероприятий, спортивных праздников и др.

Созданная атмосфера открытости способствует снижению уровня тревожности, возникающей у родителей за обучение их детей в гимназии.

Семья и школа – основные направления взаимодействия 

  • Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
  • Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
  • Привлечение родителей к организации работы с классом.
  • Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.

В центре взаимодействия школы и семьи находится ребенок. А поскольку семья, сохранение семейных отношений, как было сказано выше, является важным для детей, следует идти по пути укрепления семьи, семейных отношений. Ведь крепкая семья, это коллектив, где ребенок учится проявлению сплоченности, отстаиванию достоинства, защите слабого и т.п. Школе предстоит поддерживать и развивать эти качества.

Работа с учащимися в гимназии направлена на создание ауры успеха вокруг каждого ученика, позитива в отношении каждого ученика, особенно негативных лидеров.

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, то есть, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей ребенка, развитии его способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В совместной деятельности дети и взрослые узнают о талантах друг друга, достижениях в том или ином виде деятельности. Такая совместная деятельность может стать побудительным толчком к тому, чтобы становиться лучше, успешнее, спортивнее, добрее, отзывчивее…

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Взаимодействие с семьей у нас в школе строится с опорой на традиции:

классные, общешкольные, семейные. 

  • Изучение обычаев и традиций своего края – «Рождественские концерты», «Масленица» и др.
  • Возрождение семейных традиций – творческие семейные выставки, выставки поделок, фотовыставки «Профессия моей мамы», «Папа может …», «Моя родословная». К этим занятиям привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции. Такие проекты, осуществляемые с помощью взрослых, помогают участникам приобрести опыт совместной работы, бережнее относиться к своим традициям, способствует связи поколений.
  • Формирование семейных ценностей - совместные праздники детей и родителей, участие в конкурсе на приготовление семейных (национальных) блюд, участие семьи в мастер-классах.
  • Семейный досуг и творчество детей и взрослых – участие в семейных спектаклях, совместное музицирование, совместные просмотры и обсуждение спектаклей.
  • Творческое направление в работе с родителями - проведение совместных конкурсов детей и родителей, общие праздники, совместные походы, выезды в музеи, на экскурсии.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, оказывает содействие в приобретении учеником социальных знаний. Создание ауры успешности каждого ученика реализуется и через

Дополнительное образование детей в гимназии:

Физкультурно-спортивная направленность – волейбол, баскетбол, быстрая лыжня, основы восточных единоборств, общая физическая подготовка (ОФП), коррекционная гимнастика, шахматы, художественная гимнастика, легкая атлетика, плавание, водное поло, аквааэробика.

Художественно-эстетическая направленность - ансамблевое музицирование (фортепиано), ансамбль баянистов-аккордеонистов, ансамбль народных инструментов, ансамбль духовых инструментов, вокальный ансамбль, хор, музыкальный театр, изостудия «Акварель», ансамбль «Реверанс», ритмика, основы литературного творчества, ансамбль ложкарей, ансамбль гитаристов.

Научно-техническая направленность - основы издательской деятельности, прикладная информатика, компьютерная графика и основы WEB дизайна, инженерная графика, создание Flash анимации, компьютерный монтаж и создание кино-видео фильмов, цифровое видео и фото.

Социально-педагогическая направленность – «Я – организатор», основы редакторской деятельности, «Хранители истории».

Каждый ребенок имеет возможность найти здесь себе занятие по своим интересам, возможностям. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в творческих коллективах способствует социализации ребёнка, расширяет его контакты, корректирует его самооценку в условиях жизни детского коллектива. 

Созданные в школе условия для активной жизнедеятельности учащихся, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, способствуют пропаганде и формированию ценности здоровья и безопасного образа жизни и учащихся, и родителей.

  • традиционные спортивные праздники;
  •  беседы, круглые столы о ЗОЖ;
  •  семейные гостиные;
  •  мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения в семье;
  •  спартакиада гимназии.

Мероприятия, раскрывающие творческие способности учащихся проводятся совместно учителями–предметниками и педагогами ОДОД, родителями. Активное участие в них принимают и учащиеся, занимающиеся в других творческих образовательных учреждениях. Годовой круг традиций и праздников даёт возможность всем желающим проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Это праздники и мероприятия, проводимые в гимназии: Дни самоуправления, «Новый год», Рождественский концерт, «Масленица», концерты – поздравления (День учителя, 8 Марта), спортивные праздники, которые проводятся в бассейне и на стадионе гимназии.

Отмечается большой интерес к таким массовым мероприятиям, проводимым в гимназии, не только со стороны родительской общественности, но и со стороны жителей микрорайона.

Через систему воспитательных мероприятий гимназии происходит формирование нравственно-гражданских ценностей учащихся. Работа по патриотическому воспитанию учащихся ведётся по разным направлениям и на всех уровнях. Это и классные часы, организованные классными руководителями, и совместные с родителями мероприятия и праздники, посвящённые памятным датам, знаменательным событиям в истории страны, города, района.

Заметную роль в работе по патриотическому воспитанию играет совет музея гимназии «История гимназии. Встречи. События. Судьбы».

Фотовыставки, выставки рисунков, участие в фестивале патриотической песни, акции «От сердца к сердцу», проводимые Творческим Советом и активами классов, все это способствует еще и сохранению семейных ценностей и традиций, гордости за свою семью, сближению родителей и детей.

В свете сохранения семейных ценностей большую роль играет подготовка материалов и печать двух томов книги «Моя семья в истории страны», в которую вошли работы учащихся, выпускников и педагогов гимназии. В своих работах ребята рассказывали о вкладе своей семьи в период ВОВ. Во второй книге появился новый раздел, посвящённый истории детских и юношеских общественных организаций. Большое внимание уделено участию членов семей в жизни страны в послевоенное и настоящее время.

Значительное место в воспитательной работе отводится органу ученического самоуправления - Творческому Совету, в состав которого входят представители классных ученических активов. Полученные знания и навыки работы в Творческом совете ребята привносят в свои классные коллективы, что непосредственно отражается на качестве подготовки и проведении общешкольных Новогодних праздников, фестиваля патриотической песни, др. мероприятий, на которые ребята обязательно приглашают своих родителей.

Учитывая первостепенную роль семьи, возникает необходимость организации семейного культурно - познавательного досуга, направленного на совместную деятельность детей и взрослых.

Ежегодно, в преддверии весны, в гимназии проводится одно из крупнейших культурных мероприятий учебного заведения, в котором принимают активное участие не только учащиеся гимназии, но и родители, учителя, педагоги, воспитатели групп продленного дня, - фестиваль-конкурс «Серебряный ключ».

http://images.easyfreeclipart.com/739/colorful-music-notes-in-a-line-clipart-panda-free-images-739855.jpg

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ:

  •  Вокал на иностранном языке
  •  Вокал на русском языке
  •  Сольное и ансамблевое исполнение на музыкальных инструментах
  • Художественное чтение стихов и прозы
  •  Ансамблевое исполнение на фортепиано для учащихся ОДОД гимназии
  •  Сольное исполнение на фортепиано для учащихся ОДОД гимназии
  •  Сольное исполнение на народных инструментах. Ансамбли народных инструментов ОДОД гимназии
  •  Семейное музицирование
  •  Хоровое пение
  •  Художественно-изобразительное творчество: ИЗО, Танцевальное творчество,

Фото - и видеотворчество

Завершается фестиваль гала концертом в мраморном зале Константиновского дворца.

Такие мероприятия способствуют сплочению педагогов, детей и родителей на основе эмоционального единства, развитию познавательного интереса к культурному наследию, формируют потребность к самостоятельному приобретению новых знаний.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего об...

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие, поэтому одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педаго...

Доклад «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает с...

«Семья и школа: пути эффективного взаимодействия»

Выступление по теме: "Принципы и правила работы с трудными родителями"...

Семья и школа - пути конструктивного взаимодействия.

Программа сотрудничества педагогов и специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к констр...