ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ГБОУ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ №28 САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
статья (8 класс)

Третьякова Ольга Васильевна

ГБОУ школа - интернат №28 Калининского района Санкт - Петербурга в системе образовательных учреждений занимает особое место. Она единственная в городе занимается обучением и воспитанием подростков, находящихся в социально - незащищенных условиях. многие подростки состоят на учете в полиции, некоторые совершили правонарушение или преступление. многие ученики употребляют ПАВ. проблема курения является актуальным вопросом в нашей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ                                    В ГБОУ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ №28 САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

О.В. Третьякова

Государственное бюджетного образовательное учреждение школа – интернат №28 основного общего образования Калининского района  Санкт – Петербурга

ГБОУ школа-интернат № 28 основного общего образования Калининского района Санкт - Петербурга в системе общеобразовательных учреждений занимает особое место. Она единственная в городе занимается обучением и воспитанием подростков, находящихся в социально незащищённых условиях. У некоторых наших учеников нет родителей, большинство из неполных семей, многие родители употребляют психоактивные вещества, многие подростки состоят на учёте в полиции, некоторые совершили правонарушения или даже преступления. 80% наших учеников имели уже дезадаптивный опыт обучения в других образовательных учреждениях, 37 % учащихся являются мигрантами. Многие ученики, поступившие к нам из других образовательных учреждений, курят, употребляют психоактивные вещества, вступают в ранние половые отношения. И как следствие, основной задачей школы является социальная адаптация детей. Педагоги нашей школы скорее воспитывают - корректируют поведение учеников, учат смотреть на мир другими глазами, доверять людям.                                                        Особенно актуальна в школе – интернате № 28 проблема табакокурения, так как большинство детей из неблагополучных семей, где курение «прививается» нормой жизни с рождения. При анкетировании детей 8 – 9 классов (анкета «Причины курения») 78% учащихся курят, 30% из них выкурили первую сигарету до 10 лет, 26% - в 10-12 лет, 22% - в 12-14 лет. Основной причиной начала курения подростки указывают на курящих друзей (социальное окружение). В день, по результатам анкетирования, дети в среднем выкуривают от 4 до 27 сигарет. 58% детей пытались бросить курить несколько раз; все дети считают, что курение опасно для их здоровья, 70% детей хотели быть бы некурящими, если бы бросить курить не было так трудно. По результатам «Теста на зависимость от табака» учащиеся называли, в большинстве случаев, причинами курения: снятие напряжения, придание бодрости, неконтролируемое желание закурить, привычка - это значит, что зависимость от табака, скорее, физиологического характера.                                                                 Все перечисленные выше факты усложняют работу по борьбе с табакокурением. Отсутствие программ по медицинскому сопровождению подростков, зависимых от табакокурения послужило поводом для разработки программы по профилактике табакокурения в школе – интернате.                                                                                                         Цель программы: Снижение потребления табачных изделий учащимися для укрепления и сохранения их здоровья.  

Задачи:

  1. Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения и сформировать представления о негативном влиянии курения на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.);
  2. Сформировать у учащихся негативное отношение к курению и навыки здорового образа жизни;
  3. Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам;
  4. Стимулировать процесс прекращения курения среди курящих школьников; сделать этот процесс менее болезненным;
  5. Подготовка детей к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор;                 
  6. Уменьшение количества новых курильщиков в школе и повышение внимания учащихся и персонала образовательного учреждения к проблеме курения;
  7. Развить у учащихся навыки коммуникативного общения.

Вид занятия: тренинг разработан для учащихся ГБОУ школы – интерната №28 Санкт – Петербурга, замеченных в табакокурении и мотивированных на избавление от вредной привычки. На участие в тренинге от родителей получается согласие. Участники проходят диагностику на противопоказания к занятиям. Также группу посещают ученики школы по собственному желанию и по решению родителей. Тренинг рассчитан на группу 10 - 12 человек, в возрасте 13 - 16 лет, группа - открытая до 5 занятия, затем закрывается. Продолжительность занятия – 45 - 50 минут, 1- 2 раза в неделю. Количество занятий – 12.  Цикл занятий рассчитан на одну четверть.

Форма занятий: групповая.

На занятиях учащиеся знакомятся с информацией о вреде курения в виде обсуждений, дискуссий, диспутов, выполняя определенные задания, участвуя в ролевых играх. Данная программа по профилактике табакокурения проводится уже третий год, постоянно адаптируется при анализе полученных результатов. Участники занятий, достигшие стабильной положительной динамики (отказ от курения более трех месяцев) поощряются администрацией: вручались абонементы в ALEX FITNES, посещение MаzaPark, походы в кинотеатр, материальные поощрения. Большинство участников тренинга после прохождения занятий проявляют инициативу -  начинают убеждать других учащихся во вреде курения, дежурят по школе в местах курения.

Рисунок 1 – Динамика отказа от курения

Динамика отказа от курения в процентном отношении представлена на Рисунке 1. В среднем 54% учащихся отказывались от курения на срок более 6 месяцев, 27 %  - уменьшили количество употребления табачных изделий, у 19 % участников тренинговых занятий удалось добиться отказа от курения только во время пребывания в школе. Администрация школы предоставляет всем учащимся интерната большой выбор досуговых мероприятий (кружки, секции, посещение музеев, театров, трудоустройство) с учетом пожеланий детей - создает условия для здорового образа жизни, что очень важно при вторичной профилактике табакокурения. Дети могут реализовать себя в спорте, в творческой деятельности, в работе, где достигают высоких результатов и начинают жизнь без зависимости.

Литература

  1. http://pandia.ru/text/78/655/11103.php
  2. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/775-anti-smoking-class
  3. http://womaninc.ru/beseda-dlya-podrostkov-o-vrede-kureniya/
  4. http://womanadvice.ru/vred-kureniya-dlya-podrostkov
  5. http://sairon.ru/kurenie/44-kurenie-podrostkov
  6. http://www.nicorette.ru/informacia-i-soveti/posledstviya-
  7. http://xsmoker.ru/antitabachnyj-zakon/prodazha-sigaret/
  8. http://festival.1september.ru/
  9. http://lib.sale/lichnostnyiy-rost-uchebnik/nachalnaya-stadiya-treninga-36130.html
  10. http://lib.sale/upravlenie-personalom-knigi/razminochnyie-uprajneniya-35962.html
  11. http://azps.ru/training/83.html
  12. http://coach.jofo.me/682408.html
  13. http://coach.jofo.me/682408.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Особенности работы с детским коллективом "Вокальный ансамбль JOY" (English sining) ( из опыта педагога ГБОУ № 628 "Александринская гимназия", Санкт-Петербург

Автор рассуждает на тему об актуальности, эффективности, востребованности, результативности образовательной программы "Ансамблевое пение на английском языке"...

Безопасность и здоровье школьника с использованием инновационных подходов по здоровьесберегающим технологиям опыт ГБОУ школы-интерната №68 Санкт-Петербурга

На базе нашей школы создана экспериментальная площадка по теме эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе».Здоровьесбере...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

План - конспект урока по физической культуре в 9 - В классе ГБОУ школа №482 г. Санкт – Петербурга "Сочетание приемов передвижений и остановок игрока в баскетболе. Передача мяча различными способами на месте и в движении".

1. Обучение техники приемов передвижений и остановок игрока вбаскетболе.2. Формировать двигательные умения при применение броска и ловли мяча.3. Формирование интереса к занятиям физической культурой, ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.

ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...