«Формы работы социального педагога и раннее выявление семей, вызывающих тревогу»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Куманяева Юлия Сергеевна

«Формы работы социального педагога  и раннее выявление семей, вызывающих тревогу».

   Социальная работа в школе, да и вообще социальная работа в целом определяется как организация личностной  службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы.

     Социальный педагог в этом случае является важным связующим звеном между обучающимися их семьями, государственным аппаратом, законодательством и учреждениями призванными помочь в трудных жизненных ситуациях.  Способы и механизмы помощи разнообразны, но все они должны осуществляться с позиции законности:

      Конституцией РФ, «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией ООН  о правах ребёнка» в 2-х вариантах с яркими красочными рисунками, изложенная  более доступным языком для нач. шк. для 5-6 кл и в обычном варианте для ср. и ст звена, «Гражданским кодексом РФ», «Кодекс о браке и семье РФ», «Кодекс административных правонарушений», «Уголовно-процессуальный кодекс РФ», «Семейным кодексом РФ», Законом РФ «Об образовании».

Вся работа, направленная на предупреждение правонарушений и безнадзорности, ведется согласно Федеральному Закону № 120 с учетом социальных групп:

  1. дети, находящиеся под опекой;
  2. учащиеся «группы риска»;
  3. учащиеся, состоящие на учете в ПДН;
  4. учащиеся, состоящие на ВШУ;
  5. учащиеся из неблагополучных семей;
  6. учащиеся из малообеспеченных семей.

Основными целями социальной работы считаю:

1.Увеличение степени самостоятельности обучающихся и родителей.

2. Создание условий, в которых ребята и их законными представителями могут проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону.

3. Создание условий, при которых человек, несмотря на трудную ситуацию или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства.

И как конечная цель

4. Достижения такого результата, когда необходимость в помощи социального педагога и др. служб у ученика и родителей исчезнет.

Задачи:

  1. Оказание социально-правовой помощи.
  2. Обеспечение связей детей и родителей с теми системами: которые могут обеспечить решение этих проблем.
  3. Выявление причин социальной дезадаптации детей и подростков.
  4. Поиск средств и способов их устранения.
  5. Обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  6. Ранняя профилактика 

Основными направлениями моей деятельности являются:

  1. Просвещение, под которым понимается распространение педагогических знаний в педагогической, родительской и ученической среде. Просвещение осуществляется в следующих формах: лекции специалистов, беседы, классные часы, семинары, организация выставок, акций, общешкольные родительские собрания и пр.
  2. Изучение социальной среды Работа по созданию оптимального психологического климата в школьном и ученическом коллективах, по предупреждению возможных негативных явлений в социальном и личном развитии ребёнка. Основные формы профилактической работы в этом направлении это: консультации для обучающихся, преподавателей, родителей; организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками, также индивидуальные собеседования с родителями, детьми и учителями, малые педсоветы, вовлечение детей и подростков в различные формы внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, контроль занятости в УДО.

       3. Обеспечение адресной социально – педагогической помощи семье корректировка семейных ситуаций, которые приводят к отклонениям в развитии, поведении, деятельности и общении детей. Здесь активно подключаются в работу психологи школы; социально защищать ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах (жестокое обращение, пьянство родителей).

        4. Создание коррекционной программы совместно с психологом, заместителем директора по ВР и другими специалистами в этой связи одной из основных задач является погружение ребёнка в другую среду ни учебную, где он пока не успешен, а в воспитательную. Дать возможность этому ребёнку проявить себя на этом поприще (почувствовать себя успешным в стенах школы), одновременно представ перед преподавателями, кл. руководителями ни в роли «хулигана» и «2-ка», а в роли ответственного, исполнительного человека. И в свою очередь помочь взрослым увидеть положительный потенциал в развитии ребенка или группы детей. Для этого в рамках школьной воспитательной программы, которую реализует зам. директора по ВР Т.В. Печникова и социальный педагог Ю.С. Куманяева, дети «группы риска», ВШУ принимают  участие в подготовке к различным мероприятиям и оказывают помощь в музыкальном и художественном оформлении программы. Так, на прояжении 2-х лет ребята из гр. риска отвечают за музыкальное сопровождение. Во время проведения линеек, дня самоуправления,  ребята, состоящие на учёте и дети из неблагополучных семей готовили и проводили данные мероприятия.

В связи с этим в школе проводятся следующие мероприятия:

  1. Контроль успеваемости и посещаемости учащихся:
    • индивидуальные беседы с детьми;
    • ежедневный контроль посещаемости и успеваемости ч/з дневник – когда в дневнике расчерчивается дополнительная колонка для оценок п/е каждого урока, а в конце учебного дня ребёнок приходит с этим дневником в каб. соц. педагога.
    • просмотры дневников, классных журналов;
    • посещение уроков в классах, где возникли проблемы;
    • консультации с коллегами (психологами, классными  руководителями, учителями-предметниками);
    • школьные комиссии, на которые приглашаются ученики вместе с родителями.

2-ым направлением в работе является

  1. Работа по охране прав детства и здоровья учащихся:
  2.  Составление социального паспорта школы.

 Также составляются списки: неблагополучных семей, опекаемых детей, детей из многодетных и остронуждающихся  семей, детей-инвалидов, «группа риска», уч-ся, состоящих на различных видах учёта; проводятся рейды и посещения в такие семьи, совместно с инспектором ПДН, специалистами КДНиЗП.

  1. Работа с семьями воспитанников:
    • изучение условий воспитания в семье;
    • проведение разъяснительной и просветительской работы по вопросам воспитания, правовым вопросам среди родителей через: родительские собрания по классам, общешкольные родительские собрания, консультации со специалистами;
  1. Осуществление социально-диспетчерской деятельности:
    • оформление документов в различные инстанции для оказания разносторонней помощи детям и их семьям: АКТы обследований, представления в КДНиЗП, характеристики, служебные письма;
    • осуществление здоровьесберегающих мероприятий (лекции студентов мед. колледжа, слайдовые программы, просмотры фильмов, выступление врачей  инфекциониста, нарколога, педиатра);
  • привлечение к решению проблем других специалистов.

      Все идеи и теории социальной работы в школе группируются вокруг одного центрального блока проблем – это условия формирования ребёнка как  личности и осуществления нормальной жизнедеятельности человека.

В этой связи задача социального педагога  в школе является не только работа с детьми и родителями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, но и осуществление определённого порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленных на поддержку различных слоёв населения.

     Эффективность взаимодействия с данными учреждениями определяется следующими принципами: адресность, доступность, своевременность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, инвалидам, родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации).

В течение года  вместе с администрацией школы и членами родительского комитета планируется работа на год. Также по итогам каждого триместра классными руководителями, социальным педагогом составляются отчёты по проделанной работе с обучающимися и их семьями). Эти отчёты заносятся в план воспитательной работы с классом.                                                                                                                                             

Основные причины роста числа неблагополучных семей и обучающихся, состоящих на учете в ПДН и ВШУ:

  1. малая эффективность законодательной базы, оставляющей безнаказанными  родителей за злоупотребление спиртными напитками, уклонение от воспитания и ненадлежащее воспитание ребенка;
  2. отсутствие единых требований школы и родителей в воспитании детей (нежелание некоторых родителей поддерживать требования педагогов);
  3. утрата нравственных ориентиров во многих семьях, чему во многом способствуют СМИ;
  4. социально-низкий уровень дохода семьи (низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей).

В заключении хотелось бы сказать вот о чём: в теории, строя работу с ребёнком и его семьёй мы не учитываем временные факторы, а вернее проблемы взаимодействия со службами города.

  Ни для кого не секрет, что проведение своевременных профилактических бесед, оказание помощи и как итог составление протоколов в ходе совместных рейдов, служит одной из крайних мер наказания и воздействия, как на родителей, так и на подростков. Но по причине несвоевременного оформления данных протоколов, все мероприятия, проводимые ранее и неотвратимость наказания, теряет свою силу  и значимость, как теряют свою силу и значимость чрезмерно лояльные  решения,  принимаемые КДН и ЗП в отношении родителей и их законных представителей, оказавшихся на данной комиссии. Ведь казалось бы проделана огромная работа с семьёй перед тем как выйти на инспектора ПДН для составления протоколов, административную комиссию, а ожидаемого и необходимого результата по итогам проделанной работы нет или он не оправдан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sotsialnyh_pedagogov_1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формы работы социального педагога  и раннее выявление семей, вызывающих тревогу»

   Социальная работа в школе, да и вообще социальная работа в целом определяется как организация личностной  службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы.

     Социальный педагог в этом случае является важным связующим звеном между обучающимися их семьями, государственным аппаратом, законодательством и учреждениями призванными помочь в трудных жизненных ситуациях.  Способы и механизмы помощи разнообразны, но все они должны осуществляться с позиции законности, поэтому  главными правовыми источниками для трудовой деятельности социального педагога являются:)  

      Конституцией РФ, «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией ООН  о правах ребёнка» в 2-х вариантах с яркими красочными рисунками, изложенная  более доступным языком для нач. шк. для 5-6 кл и в обычном варианте для ср. и ст звена, «Гражданским кодексом РФ», «Кодекс о браке и семье РФ», «Кодекс административных правонарушений», «Уголовно-процессуальный кодекс РФ», «Семейным кодексом РФ», Законом РФ «Об образовании».

Вся работа, направленная на предупреждение правонарушений и безнадзорности, ведется согласно Федеральному Закону № 120 с учетом социальных групп:

  1. дети, находящиеся под опекой;
  2. учащиеся «группы риска»;
  3. учащиеся, состоящие на учете в ПДН;
  4. учащиеся, состоящие на ВШУ;
  5. учащиеся из неблагополучных семей;
  6. учащиеся из малообеспеченных семей.

Основными целями социальной работы считаю:

1.Увеличение степени самостоятельности обучающихся и родителей.

2. Создание условий, в которых ребята и их законными представителями могут проявить свои возможности и получить всё, что им положено по закону.

3. Создание условий, при которых человек, несмотря на трудную ситуацию или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства.

И как конечная цель

4. Достижения такого результата, когда необходимость в помощи социального педагога и др. служб у ученика и родителей исчезнет.

 

Задачи:

  1. Оказание социально-правовой помощи.
  2. Обеспечение связей детей и родителей с теми системами: которые могут обеспечить решение этих проблем.
  3. Выявление причин социальной дезадаптации детей и подростков.
  4. Поиск средств и способов их устранения.
  5. Обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  6. Ранняя профилактика и коррекция

     

Основными направлениями моей деятельности являются:

  1. Просвещение, под которым понимается распространение педагогических знаний в педагогической, родительской и ученической среде. Просвещение осуществляется в следующих формах: лекции специалистов, беседы, классные часы, семинары, организация выставок, акций, общешкольные родительские собрания и пр.
  2. Изучение социальной среды Работа по созданию оптимального психологического климата в школьном и ученическом коллективах, по предупреждению возможных негативных явлений в социальном и личном развитии ребёнка. Основные формы профилактической работы в этом направлении это: консультации для обучающихся, преподавателей, родителей; организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками, также индивидуальные собеседования с родителями, детьми и учителями, малые педсоветы, вовлечение детей и подростков в различные формы внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, контроль занятости в УДО.
  • Обеспечение адресной социально – педагогической помощи семье корректировка семейных ситуаций, которые приводят к отклонениям в развитии, поведении, деятельности и общении детей. Здесь активно подключаются в работу психологи школы;
  • социально защищать ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах (жестокое обращение, пьянство родителей).
  • 4. Создание коррекционной программы совместно с психологом, заместителем директора по ВР и другими специалистами в этой связи одной из основных задач является погружение ребёнка в другую среду ни учебную, где он пока не успешен, а в воспитательную. Дать возможность этому ребёнку проявить себя на этом поприще (почувствовать себя успешным в стенах школы), одновременно представ перед преподавателями, кл. руководителями ни в роли «хулигана» и «2-ка», а в роли ответственного, исполнительного человека. И в свою очередь помочь взрослым увидеть положительный потенциал в развитии ребенка или группы детей. Для этого в рамках школьной воспитательной программы, которую реализует зам. директора по ВР Т.В. Печникова и социальный педагог Ю.С. Куманяева, дети «группы риска», ВШУ принимают  участие в подготовке к различным мероприятиям и оказывают помощь в музыкальном и художественном оформлении программы. Так, на прояжении 2-х лет ребята из гр. риска отвечают за музыкальное сопровождение. Во время проведения линеек, дня самоуправления,  ребята, состоящие на учёте и дети из неблагополучных семей готовили и проводили данные мероприятия.

В связи с этим в школе проводятся следующие мероприятия

Конечно в первую очередь это:

  1. Контроль успеваемости и посещаемости учащихся:
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • ежедневный контроль посещаемости и успеваемости ч/з дневник – когда в дневнике расчерчивается дополнительная колонка для оценок п/е каждого урока, а в конце учебного дня ребёнок приходит с этим дневником в каб. соц. педагога.
  • просмотры дневников, классных журналов;
  • посещение уроков в классах, где возникли проблемы;
  • консультации с коллегами (психологами, классными  руководителями, учителями-предметниками);
  • школьные комиссии, на которые приглашаются ученики вместе с родителями.

2-ым направлением в работе является

  1. Работа по охране прав детства и здоровья учащихся:
  2.  Составление социального паспорта школы.

 Также составляются списки: неблагополучных семей, опекаемых детей, детей из многодетных и остронуждающихся  семей, детей-инвалидов, «группа риска», уч-ся, состоящих на различных видах учёта; проводятся рейды и посещения в такие семьи, совместно с инспектором ПДН, специалистами КДНиЗП.

  1. Работа с семьями воспитанников:
  • изучение условий воспитания в семье;
  • проведение разъяснительной и просветительской работы по вопросам воспитания, правовым вопросам среди родителей через: родительские собрания по классам, общешкольные родительские собрания, консультации со специалистами;

  1. Осуществление социально-диспетчерской деятельности:
  • оформление документов в различные инстанции для оказания разносторонней помощи детям и их семьям: АКТы обследований, представления в КДНиЗП, характеристики, служебные письма; 
  • осуществление здоровьесберегающих мероприятий (лекции студентов мед. колледжа, слайдовые программы, просмотры фильмов, выступление врачей  инфекциониста, нарколога, педиатра);
  • привлечение к решению проблем других специалистов.

      Все идеи и теории социальной работы в школе группируются вокруг одного центрального блока проблем – это условия формирования ребёнка как  личности и осуществления нормальной жизнедеятельности человека.

В этой связи задача социального педагога  в школе является не только работа с детьми и родителями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, но и осуществление определённого порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленных на поддержку различных слоёв населения.

     Эффективность взаимодействия с данными учреждениями определяется следующими принципами: адресность, доступность, своевременность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, инвалидам, родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации).

В течение года  вместе с администрацией школы и членами родительского комитета планируется работа на год. Также по итогам каждого триместра классными руководителями, социальным педагогом составляются отчёты по проделанной работе с обучающимися и их семьями). Эти отчёты заносятся в план воспитательной работы с классом.                                                                                                                                            

Основные причины роста числа неблагополучных семей и обучающихся, состоящих на учете в ПДН и ВШУ: 

  1. малая эффективность законодательной базы, оставляющей безнаказанными  родителей за злоупотребление спиртными напитками, уклонение от воспитания и ненадлежащее воспитание ребенка;
  2. отсутствие единых требований школы и родителей в воспитании детей (нежелание некоторых родителей поддерживать требования педагогов);
  3. утрата нравственных ориентиров во многих семьях, чему во многом способствуют СМИ;
  4. социально-низкий уровень дохода семьи (низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей).

В заключении хотелось бы сказать вот о чём: в теории, строя работу с ребёнком и его семьёй мы не учитываем временные факторы, а вернее проблемы взаимодействия со службами города.

  Ни для кого не секрет, что проведение своевременных профилактических бесед, оказание помощи и как итог составление протоколов в ходе совместных рейдов, служит одной из крайних мер наказания и воздействия, как на родителей, так и на подростков. Но по причине несвоевременного оформления данных протоколов, все мероприятия, проводимые ранее и неотвратимость наказания, теряет свою силу  и значимость, как теряют свою силу и значимость чрезмерно лояльные  решения,  принимаемые КДН и ЗП в отношении родителей и их законных представителей, оказавшихся на данной комиссии. Ведь казалось бы проделана огромная работа с семьёй перед тем как выйти на инспектора ПДН для составления протоколов, административную комиссию, а ожидаемого и необходимого результата по итогам проделанной работы нет или он не оправдан.

Схема взаимодействий.

Работа соц. педагога

со специалистами, педагогами, родителями

по обеспечению социальной адаптации ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Модели и формы работы социального педагога с семьей

Статья содержит материал из опыта работы социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении....

"Работа школы по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде"

Раннее выявление и профилактика экстремизма в ученической среде...

Взаимодействие и преемственность в работе специалистов по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи

К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои:  в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических  фун...

Формы работы социального педагога в семье.

Материал освещает работу социального педагога с семьей, особое внимание уделяется работе педагога с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации....

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....