занятие для воспитанников 8-9 классов "Мое место в государстве"
план-конспект занятия (8, 9 класс)

Занятие посвящено правовой грамотности воспитанников. В ходе занятия    воспитанники приобрели комплекс социальных знаний и умений для реализации основных функций Гражданина Работника Семьянина посредством развития способности делать правильный выбор в начале своего жизненного пути и поиска своего места в государстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие для 8-9 классов52.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Люльпанский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Конспект

семинарского занятия

по теме:

«Мое место в государстве».

Составила: Е.В.Егошина

социальный педагог

Возраст детей: 8-9 класс

Дата проведения: 5 апреля 2019 г.

д. Люльпаны

2019 год

Изучив материал воспитанники смогут:

  • разобраться в особенностях семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;
  • научится уважать законы, быть ответственным, совершенствовать правовую культуру и правосознание, применять полученные знания на практике;
  • добросовестного относиться к любой работе, ее результатам, как к важнейшему общественному долгу, как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека; проявлять инициативу, активно, творчески подходить к ней;
  • выработать умения делать выбор в пользу формирования, быть законопослушным гражданином, работником, семьянином.
  • понять отрицательную сторону иждивенческого образа жизни, посредством разбора ситуаций.

Цель:

Приобретение воспитанниками комплекса социальных знаний и умений для реализации основных функций Гражданина - Работника - Семьянина, посредством развития способности делать верный выбор в начале жизненного пути и поиска своего места в государстве.

Задачи:

  • формировать личность воспитанника, способного к выполнению основных социальных ролей;
  • осуществлять поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие по профилактике безнадзорности и правонарушений;
  • формировать гражданскую ответственность и правовое самосознание, посредством подачи необходимых юридических знаний и умений;
  • научить воспитанников уважать законы, совершенствовать правовую культуру, правосознание, правовое информирование, обучение и применять полученные знания на практике.
  • показать отрицательное влияние иждивенческой позиции в жизни, на становление законопослушного гражданина и поиска своего места в государстве.

Основные понятия:

  • правопослушный гражданин
  • семьянин
  • гражданин
  • работник
  • правовая культура
  • иждивенчество
  • депрессия

Оборудование: мультимедийное оборудование, игровое поле, музыкальное сопровождение, фишки, кубик, карточки.

Основные и частные дидактические методы, приемы, средства: беседа, игровые методы, упражнения, метод продуктивной обработки информации, разбор ситуаций, групповая работа, творчество.

Литература: 

  1. Интернет - ресурсы.

открытый урок.рф, htts//nsportal.ru, //multiurok.ru, //www.livemaster.ru, dorobr.68edu.ru, edu.mari.ru, sch1231.mskodr.ru, 124mou.ru, print.sibvido.ru, www.myshared.ru., school8.almsurgut.ru, e.lib.vlsu.ru, print.sibvido.ru, rembuevodd.ru.

  1. Иванов Ф.Ф., учитель истории и обществознания МБОУ «Улахан-Кюельская ООШ» Республика Саха (Якутия). Статья «Использование «Правовых» игр на обобщающих уроках обществознания» с. 379-381. Инновационный подход к обучению и воспитанию: Материалы III Международного фестиваля методических идей. 24 декабря 2012 /гл. ред. М.П. Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012. -802 с.
  2. Курамшина А.Х., руководитель, Творческая мастерская «Реальная психология», г. Уфа. Ложкин Р.В., педагог-психолог, ЦППРиК «Саторис», г. Уфа. Статья «Психологическая игра для подростков и юношей «Наркотики: опасно для жизни», с 87-95. Журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне»: НОУ Центр «Педагогический поиск»,. № 08 2011 год.

4. Михайлов А.В., воспитатель ГБОУ РМЭ «Люльпанский детский дом». Статья «Обогащение практического опыта детей на занятиях по теме: «Семья, как много в этом слове» с.661-665. «Инновационный подход к обучению и воспитанию: Материалы III Международного фестиваля методических идей. 24 декабря 2012 /гл. ред. М.П. Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012. -802 с.

Ход игры:

  1. Вступительная часть

(Звучит музыка, дети собираются в группу рассаживаются на места)

- Всем доброго дня. Я очень рада видеть вас сегодня в хорошем настроении и надеюсь, что плодотворно проведем сегодняшний день.

- Тема нашего занятия-игры «Мое место в государстве». В ходе игры, мы с вами попытаемся разобраться и понять, насколько важно становление личности как Гражданина, Работника, Семьянина, для успешной социализации в обществе, в какой степени у вас развиты социальные знания, умения и навыки, влияющие на становления личности как Гражданина, Работника, Семьянина, через реалистично отраженную ситуацию потребителя и возможные последствия иждивенческой позиции персонажа.

- Прологом к игре хочу зачитать цитату из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

«- Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?

- Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, - сказал Кот.

- Мне, в общем-то, все равно... - сказала Алиса.

- Тогда неважно, какой дорогой идти, - сказал Кот.

- ...Лишь бы прийти куда-нибудь, - добавила Алиса как объяснение.

- О, туда вы наверняка придете, - сказал Кот, - если только будете идти достаточно долго».

- Почему Кот сразу не показал Алисе нужную дорогу? (потому что хотел выяснить каковы планы Алисы на будущее, стоит ли ей покидать это место)

- Что необходимо делать для того, чтобы найти истинно верный путь в жизни? (надо четко себе представлять, каким образом добиться поставленной цели и стараться вырабатывать в себе умения и навыки необходимые для жизни еще находясь в семье).

- Правильно, т.е. чтобы добиться всего того, что хочется в жизни, человеку важно, чтобы успех или неудача - все то, что происходит в мире, было результатом его жизненного усилия: собственных поступков, действий, результатом того, что мог бы сделать сам человек, а не выступало бы случайным везением или игрой мистических «потусторонних» сил.

- Гражданин обязан быть образцовым работником и отличным семьянином, если будет так, то его место в государстве будет определено, и он будет приносить пользу. Гражданин как Работник обязан вкладывать в работу как можно больше сил и тогда его благосостояние будет крепнуть. Гражданин как Семьянин в течение жизни воспитывает в себе положительное отношение к родителям, к людям, критически относится к себе, ответственно относиться к работе, бережно относится к традициям общества и семьи, тем самым готовиться создать свою семью. Вот почему необходимо вырабатывать в себе необходимые умения и приобретать навыки законопослушного Гражданина, чтобы найти свое место в государстве.

2. Основная часть.

- Прошу вас выбирать игровую фишку - персонажа того цвета, который вам больше нравиться. Цвет фишки определяет ситуацию, позицию персонажа причину, по которой он не смог добиться своей цели и не смог реализовать основные социальные функции Гражданина-Семьянина-работника. В ходе игры мы с вами должны будем разобраться с различными причинами, которые помешали нашим персонажам найти свое место в государстве и для себя уяснит, что иждивенческая позиция в жизни ни к чему хорошему не приводит.

Фишки:

  • Красная

Когда я жил в детском доме, меня учили действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, анализировать ситуацию на рынке труда, но мне казалось, что эта информация меня не касается, и никогда не понадобиться в жизни и соответственно, я овладел минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности, но это не помогло мне устроиться в жизни, так как я мечтал, поэтому у меня, до сей поры, нет семьи, работы.

  • Желтая 

Чем больше времени я не предпринимаю никаких действий к изменению взаимоотношений в семье, тем сложнее становиться строить семейные отношения и, в конце концов, я оказался на улице, никому не нужными.

  • Зеленая 

Я ранее не задумывался над вопросом, но могу сказать: мне казалось, что быть взрослым хорошо, потому, что можно по ночам смотреть интересные передачи и поздно ложиться спать, можно приходить домой, во сколько хочешь и не отчитываться перед родителями, где ты был все это время, а плохо потому, что нужно ходить на работу, т.к. необходимо зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью, а также приходится отвечать за свои поступки и нести ответственность, поэтому получилось так, что я до сих пор не могу найти работу.

  • Синяя 

Я не слушался воспитателей, учиться не хотел. На уме у меня были только гулянки и развлечения. Когда я находился дома, не отходил от телевизора, громко слушал музыку. У меня было все для развития и обучения, если меня просили что – то сделать, я начинал кричать, что ничем никому не обязан, что мне все и всё должны.

  • Серая

Для того чтобы семья жила нормально, необходимо обеспечивать ее материально, я как глава семьи, не желаю работать, и соответственно не могу содержать себя и близких. Я нахожу различные причины чтобы не искать работу: не устраивает зарплата, не подходящие условия труда, далеко ездить на производство и т.п. Вследствие чего у нас возник конфликт, родные отвернулись от меня, ушла любимая девушка.

  • Оранжевая

Будущая семейная жизнь требует определенных умений, которые формируются в родительской семье. Это прежде всею умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. Не обойтись в семье без умения правильно распределять бюджет, кулинарных и домоводческих навыков. Чтобы не вошла в семейный мир скука, не засушила его, надо уметь организовать свой отдых и досуг, развивать традиции семьи, но я не смог получить всех этих навыков, так как не приложил никаких усилий, а надеялся на то, за меня все сделают другие.

  • Малиновая

Когда мне было 15–16 лет, мне воспитатели рассказывали о том, как они встречалась со своими вторыми половинками, как раньше знакомились, выходили замуж, женились. Взрослые мне внушали, что главное в человеке не внешняя красота, а красота души, моральные качества, но получилось так, что взгляды взрослых не передавались мне, и я был глух к их рассказам, и получилось так, что не приобрел никаких умений и навыков, чтобы содержать семью, воспитывать детей.

- В ходе игры, при попадании на определенную позицию, вы будете анализировать позицию персонажа с помощью карточек – причин, отвечать на вопросы, при ответе можете использовать одну из фраз (написаны на карточках для каждого)

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

- Попав на позицию       «ОТКАЗ» - вы выбираете карточку с причиной отказа от иждивенческой позиции в пользу исправления и становления законопослушным гражданином, работником и семьянином и объясняете ее.

Карточки причины «ОТКАЗА»:

  1. Появление любимого человека
  2. Образование семьи и рождение ребенка.
  3. Страх перед будущим.
  4. Появление легких денег.
  5. Нашли работу, отвечающую всем вашим требованиям.

Вопросы ведущего в ходе игры:

- Почему данная причина может помочь отказаться от исходного образа жизни?

- Как выбранная причина отказа повлияет на становление персонажа как гражданина?

- Какие еще доводы вы можете привести в пользу исправления и становления законопослушным гражданином, работником и семьянином?

- Если вы попали на позицию       «ПОМОЩЬ» - вы можете спросить у гостей, каким образом можно решить проблему соответствующую вашей фишке благоприятным путем.

- Если вы попали на позицию     «АРЕСТ», вам предлагается выбрать карточку со статьями УК РФ, объяснить суть этой статьи, за нарушение которой вас могут арестовать, вы пропускаете ход.

Карточки позиции «АРЕСТ»:

  1. Статья 158. Кража
  2. Статья 159. Мошенничество
  3. Статья 161. Грабеж
  4. Статья 162. Разбой
  5. Статья 163. Вымогательство.

Вопросы ведущего в ходе игры:

- Какое преступление вы совершили?

- Почему вы решились пойти на преступление?

- Какое наказание предусмотрено законом за совершение преступления?

- В реальной жизни не всегда благополучие в жизни может продолжаться долго, следует помнить, что может прийти момент, что вы вернетесь к прежней жизни и может произойти      «СРЫВ» следовательно, попадая на эту позицию, вы выбираете карточку с причиной возникновения «СРЫВА» объясняете ее, используя фразы на карточках.

Карточки причины «СРЫВА»:

  1. Расставание с любимым человеком.
  2. Распад семьи.
  3. Утрата веры в будущее и разочарование.
  4. Увольнение с работы.
  5. Финансовые проблемы.

Вопросы ведущего в ходе игры:

- По какой причине родные отвернулись от вас?

- Вследствие чего вы оказались никому ненужными?

- Каким образом можно избежать срыва?

- При попадании на позицию       «ДЕПРЕССИЯ» вы выбираете карточку с признаками депрессии и объясняете, каким образом можно ее избежать.

Карточки с признаками «ДЕПРЕССИИ»:

1. Состояние угнетенности или тоскливого настроения.

2. В голову лезут различные неправильные мысли.

3. Не могу найти себе места.

4. Испытываю вины и самоунижения.

5. Ничего не хочется делать.

Вопросы ведущего в ходе игры:

- По каким причинам может возникнуть депрессия?

- Каким образом можно выйти из депрессии?

- При попадании на позицию       «ПРЕСТУПЛЕНИЕ» выбираете карточку с причиной, толкнувшей вас на преступление.

Карточки с причинами преступления:

  1. Не хотел искать работу.
  2. Захотелось получить адреналин.
  3. Думал, что меня не поймают.
  4. Хотел обеспечить семью легким путем.
  5. От отчаяния, не определенности перед будущим.

Вопросы ведущего в ходе игры:

- Как можно предотвратить преступление?

- Что надо сделать для того, чтобы не пойти на преступление?

- В ходе игры, при попадании в ту или иную позицию, я буду корректировать ваши действия. Фишка устанавливается на линии «СТАРТ», выкидывается кубик и начинается игра.

- Итак, поехали.

3. Рефлексия.

- Как прошла игра для каждого из вас? (спросить каждого, в том числе гостей)

- Что полезного, нужного вы взяли для себя?

- Почему в тот или иной момент игры вы делали определенный выбор, чем руководствовались, и к чему это привело?

- Что вы можете сказать о личностных характеристиках того человека, в роли которого вы были. Какой он: решительный или тугодум, идущий на поводу, или гнущий свою линию и т.д.?

- Как эти черты личности повлияли на исход игры?

- Скажите, как вы относитесь к проблеме иждивенчества?

- Как можно защититься от этого?

- Почему необходимо вырабатывать в себе гражданские позиции ГРАЖДАНИНА - СЕМЬЯНИНА - РАБОТНИКА?

- Молодцы. В заключении хочу вам прочитать притчу.

4. Притча «Бабочка»

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу и спросил у него: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...»

Все в ваших руках!

Приложение1

        

        

        

        

        

Приложение 2

  • Красная

Когда я жил в детском доме, меня учили действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, анализировать ситуацию на рынке труда, но мне казалось, что эта информация меня не касается, и никогда не понадобиться в жизни и соответственно, я овладел минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности, но это не помогло мне устроиться в жизни, так как я мечтал, поэтому у меня, до сей поры, нет семьи, работы.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

  • Зеленая 

Я ранее не задумывался над вопросом, но могу сказать: мне казалось, что быть взрослым хорошо, потому, что можно по ночам смотреть интересные передачи и поздно ложиться спать, можно приходить домой, во сколько хочешь и не отчитываться перед родителями, где ты был все это время, а плохо потому, что нужно ходить на работу, т.к. необходимо зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью, а также приходится отвечать за свои поступки и нести ответственность, поэтому получилось так, что я до сих пор не могу найти работу.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

  • Синяя 

Я не слушался воспитателей, учиться не хотел. На уме у меня были только гулянки и развлечения. Когда я находился дома, не отходил от телевизора, громко слушал музыку. У меня было все для развития и обучения, если меня просили что – то сделать, я начинал кричать, что ничем никому не обязан, что мне все и всё должны.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

  • Белая 

Для того чтобы семья жила нормально, необходимо обеспечивать ее материально, я как глава семьи, не желаю работать, и соответственно не могу содержать себя и близких. Я нахожу различные причины чтобы не искать работу: не устраивает зарплата, не подходящие условия труда, далеко ездить на производство и т.п. Вследствие чего у нас возник конфликт, родные отвернулись от меня, ушла любимая девушка.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

  • Фиолетовая

Будущая семейная жизнь требует определенных умений, которые формируются в родительской семье. Это прежде всею умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. Не обойтись в семье без умения правильно распределять бюджет, кулинарных и домоводческих навыков. Чтобы не вошла в семейный мир скука, не засушила его, надо уметь организовать свой отдых и досуг, развивать традиции семьи, но я не смог получить всех этих навыков, так как не приложил никаких усилий, а надеялся на то, за меня все сделают другие.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

  • Малиновая

Когда мне было 15–16 лет, мне воспитатели рассказывали о том, как они встречалась со своими вторыми половинками, как раньше знакомились, выходили замуж, женились. Взрослые мне внушали, что главное в человеке не внешняя красота, а красота души, моральные качества, но получилось так, что взгляды взрослых не передавались мне, и я был глух к их рассказам, и получилось так, что не приобрел никаких умений и навыков, чтобы содержать семью, воспитывать детей.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

  • Желтая 

Чем больше времени я не предпринимаю никаких действий к изменению взаимоотношений в семье, тем сложнее становиться строить семейные отношения и, в конце концов, я оказался на улице, никому не нужными.

«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,

«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,

«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,

«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».

Карточки причины «ОТКАЗА»:

Появление любимого человека

Образование семьи и рождение ребенка.

Страх перед будущим.

Появление легких денег.

Нашли работу, отвечающую всем вашим требованиям.

Карточки позиции «АРЕСТ»:

Статья 158. Кража

Статья 159. Мошенничество

Статья 161. Грабеж

Статья 162. Разбой

Статья 163. Вымогательство.

Карточки причины «СРЫВА»:

Расставание с любимым человеком.

Распад семьи.

Утрата веры в будущее и разочарование.

Увольнение с работы.

Финансовые проблемы.

Карточки с признаками «ДЕПРЕССИИ»:

Состояние угнетенности или тоскливого настроения.

В голову лезут различные неправильные мысли.

Не могу найти себе места.

Испытываю вины и самоунижения.

Ничего не хочется делать.

Карточки с причинами преступления:

Не хотел искать работу.

Захотелось получить адреналин.

Думал, что меня не поймают.

Хотел обеспечить семью легким путем.

От отчаяния, не определенности перед будущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-реабилитационное занятие с воспитанниками СРЦН "О лени и лентяях"

Занятие направленно на формирование негативного отношения к такому человеческому пороку, как лень....

Открытое занятие для воспитанников объединения «Школа юного патриота»

p { margin-bottom: 0.21cm; } Открытое занятие для воспитанников объединения«Школа юного патриота»...

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста на тему «Школа человечности»

Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет.         Примерное количество тематических занятий – 25....

Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...

Статья На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ".

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данн...