Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми ОВЗ
учебно-методический материал

Вдовина Людмила Мухарамовна

Семинар Музыкально-коррекционная работа с детьми  ограниченными. Опыт работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-коррекционная работа с  детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2. Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограниченной жизнедеятельности. В этот процесс включена музыкально-коррекционная работа.      

Слайд3.  Музыкальная  коррекция – это  направление, которое  основывается  на  положительном  влиянии  музыки  на  психологическое  состояние  ребенка.

Доказано, что  стимуляция  мозга  музыкой  активизирует  связи  между  нервными  клетками  и  предотвращает  их  дальнейшую  деградацию.

                                         

Слайд4.   В процессе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: 

 Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

  Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

  Использует на занятиях элементы музыкотерапии.

Слайд5.  Сущность музыкальных занятий состоит в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, его коммуникативных способностей.

Многочисленные методики музыкальной коррекции предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (логоритмика, ритмическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика) для усиления их воздействия.

В зависимости от активности детей, степени их участия в процессе занятий и поставленных задач музыкальная коррекция может быть представлена в форме активной (дети активно включены в процесс занятия –поют, двигаются, играют на музыкальных инструментах) и пассивной (рецептивной)  музыкальной коррекции (когда только слушают музыку).

По форме выделяют индивидуальную и групповую работу.

Слайд 6.    Цель музыкально- коррекционной работы: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию и коррекции психических процессов; (Слайд 7)
  2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка; (Слайд 8)
  3. Формировать произвольную регуляцию поведения; (Слайд 9)
  4. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности; (Слайд 10)
  5. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений; (Слайд 11)
  6. Формировать представление об окружающем мире; (Слайд 12)
  7. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми. (Слайд 13)

Реализация.

Срок реализации коррекционной работы – 2 месяца. Занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме для детей от 3 до 18 лет.

Работа с каждым ребенком состоит  из 3-х этапов.

Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики, моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.

На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием Отделения Реабилитации детей с ограниченными возможностями проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия.

На контрольном этапе в конце срока реабилитации используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.

Цели и содержание занятий формулируются исходя из физических, психических и умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для ребенка проблем.

Слайд 14.  Среди проблем можно назвать:

  • непроизвольность движений;
  • боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
  • речевые нарушения или отсутствие речи;
  • замкнутость, не активность детей;
  • неустойчивые внимание и память.

Слайд 15.     Особенность работы с такими детьми состоит:

  • не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
  • не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
  • не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях — это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров — ребенка и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

Музыкальные занятия проводятся с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (музыкотерапия).

В сочетании с другими видами коррекционной работы, музыкальные занятия способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы, повышают качество коммуникации, усиливают способности к саморегуляции.

Слайд 16.      Основой  коррекционной работы на музыкальных занятиях мною определено следующее:

  • наладить слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию, способность синтезировать их в одной деятельности.

Структура занятий:

  1. Занятия проходят1-2 раза в неделю по 30 мин. по схеме:
     - Приветствие как ритуал.
    - Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения его к действию; (основная тематическая линия)
    - Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий). Это упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических  движений, звукоподражание, подпевание. игра на детских музыкальных инструментах. Танцы и хороводы. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам

 - Прощание - как ритуал.

Слайд 17.      Уже на начальном этапе работы я стараюсь ритуализировать занятие (соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности), если ребенок не сопротивляется этому (как правило, дети с нарушениями общения привносят и свои стереотипы).

Ритуал становится канвой занятия, которую музыкальный руководитель, как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия - музыкальным приветствием и прощанием. Они заключаются в пропевании с аккомпанементом или без него слов, обращенных к ребенку или группе и ответа на них (“Здравствуй Миша, привет” или “Меня зовут Люда - Меня зовут Данил”).

Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главная роль ритуала приветствия - создать атмосферу доверия и настроить ребенка на занятие.

Приветствие помогает установить между педагогом и ребенком мягкие доверительные отношения и, став для детей привычным, оказывается пусковым механизмом, включающим их в работу. Для приветствия и прощания используется какой - либо шумовой инструмент (можно бубен, у него не очень резкое звучание и в то же время он достаточно четко фиксирует ритм фразы). Мне нравится использовать барабан.

 В дальнейшем обращение к ребенку может быть более индивидуальным: с тем инструментом, который нравится ему, с теми словами, которые обрадуют или успокоят его. На первых занятиях, когда ребенок еще не привык к ритуалу, я помогаю ребенку (играю на инструменте в ответ и произношу приветствие как бы за ребенка).

Прощание - завершающий аккорд, которым подводится итог занятия. Прощаться, также как и здороваться, можно так-же, с использованием шумового инструмента .

В дальнейшем, если ребенок достаточно освоил эти ритуалы и охотно в них участвует их можно несколько усложнить, добавив после слов приветствия или прощания еще какой - либо вопрос. Диалог расширяется.

Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам с ребенком, потому что от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Стремясь установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими, я не требую, чтобы ребенок действовал по правилам, не ограничиваю позитивную активность ребенка.

Роль взрослого на этапе знакомства - прежде всего роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком.

Для некоторых детей на первых порах необходимо присутствие мамы. В этом случае существенно, чтобы мама также с увлечением выполняла всё, что необходимо по ходу занятия, вместе с ребёнком, и не пыталась как-то воздействовать на него.

Логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы - основные элементы занятий - направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Приведу некоторые приемы установления контакта, применяемых мной на занятиях.

1. Сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на фортепиано, бубне и др., созвучным его настроению и характеру действий.

2. Сопровождение голосом - педагог комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка (например, “побежали, покружились и на место сели”).

Эти способы знакомства возможны, если ребенок проявляет активность, передвигается по комнате, разглядывает ее, берет в руки музыкальные инструменты и т.д., но избегает прямого контакта со взрослым, а также если ребенок внешне пассивен, погружен в себя, не интересуется окружающим, не смотрит на взрослого, не вступает в диалог. Такое поведение взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие.

3. Совместная игра на музыкальных инструментах - еще один вариант установления контакта с ребенком. Дети с первых занятий проявляют живой интерес к шумовым инструментам, я активно использую их на всех.

Взрослый не должен стремиться к достижению музыкального результата и как-то корректировать действия ребенка (если они не носят явно разрушительного характера). Важно дать ребенку возможность самостоятельно обследовать, опробовать инструменты, выбрать особо понравившийся, выразить себя, а педагог может подыграть на том или другом инструменте.

Совместное музицирование может возникнуть далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и только постепенно, через какое-то время, удается добиться музыкального диалога.

На этом этапе, следуя за ребенком, я стараюсь понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.

Всем нашим детям присуща особая музыкальность, поэтому, выяснив у родителей их музыкальные предпочтения, я пытаюсь привлечь к себе внимание, взгляд ребёнка, исполняя его любимые песенки.

Используя на занятиях игровые элементы, я постепенно задаю правила игры и побуждаю ребенка следовать этим правилам, чтобы направить работу на овладение ребенком какой-либо формой поведения или выработку определенного навыка.

Чередование различных видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или с наличием кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющиеся к концу занятия расслаблением (от лирически мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния детей, в котором они приходят на занятие. Так, например, если ребенок возбужден и ему сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев - это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.

В результате  проведения занятий развиваются двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения.

Содержание работы

с детьми

индивидуальные занятия по коррекции и развитию   музыкальных навыков.

с педагогами

обучение приёмам взаимодействия с детьми на музыкальных занятиях;

включение музыкального  репертуара в интегрированную совместную деятельность в группе.

с родителями

обучение приемам взаимодействия с детьми;

обеспечение музыкальным репертуаром для закрепления его дома.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Они способны не только пассивно слушать музыку (дети очень музыкальны), но и создавать ее – танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Музыкальные занятия в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Музыкальный руководитель Вдовина Л.М. ГКУ СО МО « Ивантеевский СРЦН Теремок»

Слайд 2

Музыкальная коррекция – направление, которое основывается на положительном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. . Стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.

Слайд 4

Сущность музыкальных занятий состоит в способности вызывать у ребенка положительные эмоции

Слайд 5

музыкальный руководитель : Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; Использует в занятиях элементы музыкотерапии .

Слайд 6

Основные принципы в работе: Движение от внутреннего к внешнему Важность инициативы Эмоциональная заряженность Основные задачи коррекционной работы :

Слайд 10

Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

Слайд 11

Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

Слайд 14

П роблемы:

Слайд 15

Особенность работы с такими детьми состоит:

Слайд 16

Способы, приемы и методы работы: Интуитивный подход к обучению игре на музыкальных инструментах Активное слушание музыки (коррекция психических процессов. налаживание контакта/диалога) Развитие сенсорной системы и музыкального взаимодействия

Слайд 17

Музыкально-игровая деятельность. (видео) Танцующие кисточки. Видео. Театрализация, драматизация (видео) Элементарное музицирование (видео)

Слайд 18

Конечная цель:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Роль воспитательной работы в профилактике безнадзорности, вредных привычек среди подростков»

Цель:Информационно-просветительская работа по профилактике безнадзорности и вредных привычек среди подростков, пропаганде здорового образа жизни. Задачи:·...

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

Методическое пособие по организации учебно-тренировочного семинара "Поисково - спастельные работы в зимних таёжно - горных условиях"

Методическая разработка для  добровольно - поисково спасательных отрядов, педагогов дополнительного образования, учителей ОБЖ.  Обучает правилам поведения в экстремальных ситуациях  для...

Урок-семинар по теме "Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения" (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе)

Материал урока - семинара  может понадобиться учителю, ведущему  подготовку  к  итоговой аттестации в 9 классе...

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...