Программа «Постинтернатное сопровождение выпускниц»
рабочая программа

Мешкова Светлана Александровна.

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Выпускницам Куртамышского СУВУ приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, документами, самостоятельно организовать досуг, найти себе хобби.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_postinternatnoe_soprovozhdenie_vypusknits.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

              Министерство образования и науки РФ

------------------*-----------------

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Куртамышское специальное  профессиональное училище № 1

закрытого типа»

Программа

«Постинтернатное сопровождение выпускниц»

                                             Авторы – составители:

                                                                                Булатова М.В. социальный педагог первой

                                                          квалификационной категории,

                                                                 Мешкова С.А. социальный педагог

                                                                     

г. Куртамыш 2016 г.

                                                                               

Программа постинтернатного сопровождения выпускниц

Пояснительная записка

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Выпускницам Куртамышского СУВУ приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, документами, самостоятельно организовать досуг, найти себе хобби.

 Покидая училище,  воспитанницы, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • иждивенческий образ жизни;
  • алкогольная зависимость;
  • правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускниц училища оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому появилась необходимость разработать программу постинтернатного сопровождения выпускников. Программа рассчитана на детей  в возрасте от 12-18 лет и направлена на   оказание  воспитанницам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускниц училища для успешной социализации и интеграции в обществе.

Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускниц училища к условиям жизни и обучения после выпуска.
  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускниц училища.
  • Создавать условия для успешной социализации выпускницам  училища после окончания ими  учебного заведения.
  • Отслеживать (сопровождать) по опросным листам воспитанниц.

Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускниц для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускниц;

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускниц,  возможность их оперативного использования (через взаимодействие с КДН и ЗП, органами опеки и попечительства)

4. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускниц (посредством опросных листов). 

Программа рассчитана на  3 года, на предвыпускной и весь адаптационный период выпускниц Куртамышского СУВУ.

Программа постинтернатной адаптации выпускниц строится на основе пяти разделов:

  • Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
  • Социально-педагогическое консультирование
  • Социально-профилактическая работа
  • Социальное воспитание
  • Защита прав и интересов выпускниц

Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой формы работы с воспитанницами.

Принципы, на основе которых реализуется программа:

  1. Принцип гуманизма
  2. Принцип демократизации отношений
  3. Принцип индивидуального личностного подхода
  4. Принцип творчества и свободы
  5. Принцип свободы и выбора
  6. Принцип деятельности
  7. Принцип комплексности и целостности
  8. Принцип научности.
  9. Принцип систематичности и последовательности

Методы работы, используемые в программе:

- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг,  деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание), социальные сети. 

- метод социологического исследования по адаптации выпускников;

- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального "Я";
  • обучения поиску информации.

Программа состоит из 4 разделов.

Период

Содержание

Исполнитель

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

1.Диагностика у выпускницы потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением её социализации;

Социальный педагог

2.Диагоностика социальных ситуаций (наличие условий, способствующих адаптации, образования, работы, возможности проведения досуга и др. необходимых условий  для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

Социальный педагог

3.Диагоностика изучения уровня развития социального поведения (отклонение от социальных норм и правил, причины их вызывающие);

Социальный педагог

4Диагонстика развитости «социальной сети» выпускницы

Социальный педагог

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

1.Оказание помощи в затруднительных ситуациях;

Весь педагогический коллектив училища

все педагогические работники училища

2.Совместно с выпускницей составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.Составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

Социальный педагог

Педагог-психолог

4.Оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

Социальный педагог

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

1.Консультация с другими специалистами по вопросам создания условий благоприятно влияющих на развитие способности выпускницы к адаптации;

Социальный педагог

Социальный педагог

2.Оптимизация взаимодействия выпускниц с окружением;

Социальный педагог

3.Социально-правовое просвещение выпускниц;

Социальный педагог

РАЗДЕЛ 4. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускниц; представительство интересов выпускницы  в правозащитных и административных органах

1.Решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

Социальный педагог

2.Помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

Социальный педагог

3.Оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

Социальный педагог

4.Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Социальный педагог

Тематическое планирование

на 2016-2017учебный год

«Постинтернатное сопровождение выпускниц»

Дата

Тема

Форма

проведения

Кол-во

часов

Т

П

1

24.09.12

«Знакомство с  типовым положением о «Специальном учебно-воспитательном учреждении для детей с девиантным поведением»»;

Беседа 

1

2

22.10.12

«Знакомство с нормативно – правовыми документами» («Федеральный Закон 159 о неотложных мерах по поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

Информационный час

1

3

26.11.12

«Знакомство с документами, определяющих статус человека»;

Устный журнал

1

4

24.12.12

 «Федеральный Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Информационный час

   1

5

28.01.13

«Азбука права»;

Информационный час

  1

6

25.02.13

«Преступление и наказание»;

Диспут

  1

7

25.03.13

 «Суд над хулиганством»;

Игра – суд

  1

8

22.04.13

 «Ты и алкоголь»;

Конкурс плакатов  

  1

9

27.05.13

«Женское курение»;

Дискуссия

  1

10

24.06.13

 «Я к вам пишу…» (заявление, объяснительная, докладная);

Практическое занятие

  1

11

22.07.13

«Знакомство с Конвенцией прав ребенка»

Беседа

12

26.08.13

«Час вопросов и ответов»

Встреча с инспекторами ПДН

            Тематическое планирование

на 2017-2018 учебный год

«Постинтернатное сопровождение выпускниц»

Дата

Тема

Форма

проведения

Кол-во

часов

Т

П

1

23.09.13

"Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания";

Деловая игра  

1

2

28.10.13

 «В семье появился ребенок»;

Беседа

1

3

26.11.13

"Нетрадиционные религиозные объединения. В чем их опасность?";

Круглый стол

1

4

24.12.13

 «Право на жилище и его гарантия»;

Беседа – консультация

   1

5

28.01.14

Профилактика правонарушений;

Встреча с секретарем районной комиссии по делам несовершеннолетних

  1

 

6

25.02.14

Диспут

  1

7

25.03.14

 «Трудовое законодательство и молодежь»;

Беседа

  1

8

22.04.14

 «Оформление деловых бумаг» (автобиография, заявление при поступлении на работу, на учебу);

Практическое занятие

  1

9

27.05.14

 «Как избежать экстремальной ситуации?»;

 Круглый стол

  1

10

24.06.14

 «Общение без конфликтов»;

 Групповое занятие – практикум

  1

11

22.07.14

«Час вопросов и ответов»;

Встреча с работниками центра занятости

12

26.08.14

«Угадай профессию»;

Профориентационная игра

   

Дата

Тема

Форма

проведения

Кол-во

часов

Т

П

1

 2

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

В

течение года

     В течение года

*Разработать методические пособия:

- памятки для выпускниц;

- опросный лист на выпускницу Куртамышского профессионального училища № 1;

- разработать анкеты для вновь прибывших воспитанниц с целью выявления особенностей семейного воспитания;

- разработать анкеты целеполагания для выпускниц;

- разработать анкеты «Оценка ребенка после выпуска»  для родителей;

- Налаживание связей с выпускницами через социальные сети;

- телефонные звонки с выпускницами и родителями.

2

Март

Апрель

В течение года

Май

*Создание алгоритма деятельности:

составить

- графики;

- матрицы;

- циклограммы;

- мониторинги по периодам пребывания воспитанниц в училище.

*Создание рабочего портфолио социального педагога.

*Подготовить отчет за год

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы этой памяти верны» посвященное 70 литию выпускниц 10 класса ушедшим на фронт в 1942году.

Сценарий  посвящен героическому подвигу 17 девушек ушедших на фронт со школьной скамьи....

Сочинение выпускницы "Моя профессиональная карьера"

Данный материал - это работа моей лучшей ученицы о выборе профессии портнихи. Материал содержит очень красивые сшитые и продемонстрированные  ею модели пальто....

Программа постинтернатного сопровождения

Постинтернатное сопровождение и адаптация выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе получения ими профессионального образования в ГБПОУ РХ «Техни...

Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...

Программа постинтернатное сопровождение

Данная программа может реализовываться в школе-интернате....

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...