Программа постинтернатное сопровождение
рабочая программа на тему

Данная программа может реализовываться в школе-интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postinternatnoe_soprovozhdnie.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа постинтернатного сопровождения выпускников

МКОУ Купинской школы-интерната

срок реализации программы 3 года

Авторы программы:    Есипчук Е.А.,Усольцева С.Н.

                                       

г. Купино

2013 г

Пояснительная записка

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов, школ-интернатов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

 Покидая  школу-интернат, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

  • ведут иждивенческий образ жизни;
  • страдают от алкогольной зависимости;
  • совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

  Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни.

    Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из  школы-интерната оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников  школы-интерната

Программа постинтернатной адаптации выпускников  школы-интерната строится на основе пяти разделов:

  1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)
  2. Социально-педагогическое консультирование
  3. Социально-профилактическая работа
  4. Социальное воспитание
  5. Защита прав и интересов выпускников

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников  школы-интерната для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

  • Содействовать адаптации выпускника  школы-интерната  к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.
  • Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.
  • Создавать условия для успешной социализации выпускника  школы-интерната после окончания им учебного заведения.

Методологические основы программы

  •  личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
  •  концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

  •  гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);
  • теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
  • теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
  • положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
  • концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
  • исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы, на основе которых реализуется программа

  • Принцип гуманизма
  • Принцип демократизации отношений
  • Принцип индивидуального личностного подхода
  • Принцип природосообразности
  • Принцип творчества и свободы
  • Принцип свободы и выбора
  • Принцип деятельности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип комплексности и целостности
  • Принцип научности.
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

        1.Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

        2.Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

        3. Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

       4.Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы:

  • теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;
  • методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);
  • практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
  • метод социологического исследования по адаптации выпускников;
  • методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

  • самораскрытия;
  • убеждения;
  • установления логических взаимосвязей;
  • разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
  • выявления социального "Я";
  • обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

Содержание деятельности:

-диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

-диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

-изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

-диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

-изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

-диагностика развитости "социальной сети" выпускника.

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации. Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

Содержание деятельности:

-оказание помощи в затруднительных ситуациях;

-совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

-работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

-составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

-оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

Содержание деятельности:

-консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

-работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

-оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

-социально-правовое просвещение выпускников;

-профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

-профилактика межличностных конфликтов.

Приложение 2.

РАЗДЕЛ 4. Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

Содержание деятельности:

-работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

-коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

-коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

-коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

-работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".

 РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

Содержание деятельности:

-решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

-помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

-представительство в правозащитных и административных органах;

-оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

-оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Ожидаемые результаты

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

Программа постинтернатного сопровождения

Постинтернатное сопровождение и адаптация выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе получения ими профессионального образования в ГБПОУ РХ «Техни...

Программа постинтернатного сопровождения выпускников ЦПД

Проблема социализации воспитанников актуализировалась, потому что, в условиях кризиса на экономическом рынке  России развивается непростая ситуация, кроме того сама система жизнеобеспечения детей...

Программа «Постинтернатное сопровождение выпускниц»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. Выпускницам Куртамышского СУВУ ...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Программа постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь б...