из опыта социального проектирования
опыты и эксперименты

Климова Светлана Александровна

Автор показывает личный опыт реализации трёх социальных проектов, продуктами которых стали: 1. Школьный музей; 2. Восстановленный парк; 3. Бессмертный полк в поселке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта социального проектирования как механизма социализации и        воспитания детей и подростков                                                          

                                                                                                                             Климова С.А.,

учитель истории, МОУ Холбонская СОШ, руководитель Проекта.

Шилкинский район, Забайкальский край

Современная практика педагогики даёт новые возможности воспитателю влиять на детей, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации. Хочу представить наработанный с 2013 г. личный опыт данной практики посредством реализации социальных Проектов. Опыт был получен в рамках образовательного учреждения МОУ Холбонская СОШ, где был успешно реализован Проект «Музей как образовательное пространство и средство развития образовательного учреждения». Целью данного Проекта было не только отремонтировать помещение музея, сделать новую экспозицию, но и привлечь к процессу реализации все классы школы без исключения, заинтересовать сообщество учителей, учащихся и в первую очередь детей группы риска, и родителей в сохранении историко-культурного наследия края и поселка. Уже в этом Проекте была выявлена тенденция активного участия в нём детей группы риска и детей из неблагополучных семей, которые не только находили и приносили ранее заявленные экспонаты, но и бескорыстно помогали с ремонтом помещения, размещением новой экспозиции, они записывались в кружок «Патриот», который организовал всю работу по обновлению музея. В данном социальном Проекте были реализованы денежные средства в размере 395000 рублей, а масштаб участия почти не выходил за рамки школы, но это был наш первый позитивный опыт социального проектирования [http://shilk-pravda.ru/?p=5095]. В 2014 г., как продукт Проекта школа получила современный действующий музей. Отмечу, что Школьный музей имеет свой интернет ресурс в социальной сети «Одноклассники» [https://ok.ru/shkolnymu] и с мая 2017 г. открыто освещает, тем самым помогая, реализовывать другой уже очень масштабный Проект по восстановлению Холбонского парка, процесс которого активно продолжается и в настоящее время. Как практик, отмечу, что особенностью реального, а ненадуманного социального Проекта (а бывают и такие) является огромное желание  самих участников изменить свою жизнь к лучшему, решить некую сложную проблему. Наш Проект «Холбонский парк» не является в этом исключением. Дети  группы риска всегда не доверительны, негативно реагируют на ложь, чувствуют любой обман или фальшь. Задумывая большой Проект, мы не могли не учитывать, что в посёлке есть эти группы, боялись вандализма с их стороны и решили привлечь их к участию в Проекте. Цель Проекта - «восстановить Холбонский парк», вырубленный в 2000 г., ликвидировать пустырь, образовавшийся в центре поселка рядом со школой. Школа стала центром огромного социума выпускников с 1967 – 2018 гг., с географией от Калининграда до Магадана и даже зарубежья, они стали делать добровольные пожертвования в создавшийся «Фонд восстановления парка». Подчеркну, что пожертвования шли из всех социальных слоев поселения (пенсионеры, ветераны, предприниматели, служащие, рабочие) и в том числе из неблагополучных семей в виде садовых скульптур и небольших денежных средств. Но самое главное бескорыстный ежедневный труд в парке – полив растений, уборка мусора и здесь первые были дети групп риска, они откликнулись, поверили и активно помогали парку! Исключительно волонтёрским способом, каждый вечер, день за днём «садили деревья и цветы, строили беседки, фонтан, спортивные и детские площадки, создавали Аллею истории и Славы нашего посёлка» [https://www.youtube.com/watch?v=SoiQTvWidMI]. Шаговая доступность парка и школы объединила данное пространство и стала превращать его в комфортную среду – площадки  возрождающегося парка уже летом 2018 г. использовались для детей пришкольного лагеря, при проведении спортивных соревнований и плановых мероприятий. Один из  ожидаемых эффектов реализации данного Проекта –  начало становления здорового гражданского общества поселения и воспитание гражданственности и патриотизма. Хорошим практическим индикатором наличия этого эффекта является отсутствие проблемы вандализма парке, на новых скамейках нет ни одного рисунка или плохого слова, потому что дети и подростки активно участвуют в процессе восстановления, а свой труд они умеют беречь и даже защищают парк от неосведомленных  и невоспитанных гостей. Подчеркну, что Проект возрождения парка, открытого перед войной в 1940 г. имеет патриотическую составляющую, именно с этого места отправлялись машины на фронт, а старшеклассники, посадившие тополя и акации – погибли на фронте. На территории парка есть памятник погибшим в годы 1941 – 1945 гг.,  сейчас рядом с ним сообществами десантников, пограничников и моряков создается Аллея Славы и, тем самым, сохраняется память о воинской доблести предков. Фонд добровольных пожертвований, куда поступило 184000 р., позволил начать ремонт старых площадок и строительство новых беседок. На всех объектах парка помогали подростки и дети групп риска.  Для поиска дополнительных средств на восстановление и развитие парка наш Проект в 2017 г. успешно участвовал в ряде Конкурсов. Победа во Всероссийском Конкурсе ТОПШкола от «Рыбаков Фонда» принесла финансовую поддержку в виде Гранта в 1000000 р. Планируя покупку новых площадок, руководитель Проекта учитывала просьбу подростков, поэтому в парк был приобретен Воркаут с уличными тренажерами, которые никогда не пустуют. Минигрант, выигранный  на Забайкальском Гражданском форуме принёс Проекту 40000 р. и теперь парк украшает фонтан. Волонтёрский энтузиазм участников Проекта привлёк внимание и краевых властей, так по программе Губернатора края «Забайкалье – территория будущего» парк получил 500000 р., на которые была восстановлена и торжественно открыта танцевальная площадка. Мониторинг участия  в Проекте выявил следующую статистику: количество участников – свыше 2000 чел., рублём поддержали Проект – более 250 чел., возраст участников от 3 до 87 лет, активисты награжденные Грамотой Проекта – 155 чел., проведено 6 Конкурсов Проекта,   а победители  ни раз презентовались ценными подарками и премиями Рыбаков Фонда. Считаю, что реализация Проекта «Холбонский парк»  это хороший пример не только связи, но и взаимодействия поколений, а мы знаем, что воспитать достойное новое поколение можно только своим положительным примером!  Быть положительным, а не отрицательным героем, услышать в свой адрес доброе слово и публичное «спасибо от всех земляков» в социальных сетях, это для детей группы риска очень важный стимул личностного развития. Наш  опыт социального проектирования показал возможный механизм социализации и воспитания детей и подростков, в том числе из групп риска, посредством их активного участия в Проектах и их сопричастности к созидательной деятельности.                                                        

                          Список источников и литературы.

Климова С.А. «Организации системной  краеведческой деятельности  в школе», сборник «Х краевые Сократовские педагогические чтения», 2012года  

Султанов М. «Музей справил новоселье»

http://zabpo.zabedu.ru/index.php/ru/sobytiya-konferentsii-konkursy/214-byl-krasivyj-park

https://zab.ru/news/105585_zhiteli_holbona_vysadili_pochti_tysyachu_derevev_dlya_vosstanovleniya_parka 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование. Из опыта работы

Выступление на III-й муниципальной научно-практической конференции по обмену педагогическим опытом «Использование инновационных технологий в решении актуальных задач современного образования»...

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...