Профориентационная игра "Хочу быть взрослым"
методическая разработка (7 класс)

Кочеткова Елена Павловна

Данная методическая разработка может быть использована в качестве активной формы  профессиональной ориентации школьников 7-11 классов.Она  направлена на знакомство учащихся  с профессиональными образовательными организациями города, Республики. Важным моментом игры является участие в её проведении представителей профессиональных учебных заведений и предприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_igra.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 7 имени Героя Советского Союза Петра Акимовича Рубанова»

Профориентационная игра «Хочу быть взрослым»

Автор: Кочеткова Елена Павловна,

социальный педагог

2018 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована в качестве активной формы  профессиональной ориентации школьников 7-11 классов.Она  направлена на знакомство учащихся  с профессиональными образовательными организациями города, Республики. Важным моментом игры является участие в её проведении представителей профессиональных учебных заведений и предприятий.         Формы участия такие как консультирование школьников по условиям поступления и обучения в учебном заведении, реклама предприятия, спонсорство, учреждение специальных призов, выступления во время пауз расширят кругозор, научат школьников самостоятельно ориентироваться в информации,   способствуют развитию у них психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Сама форма проведения «Игра» располагает к непринуждённому общению и желанию быть активным участником .

Результатом проведения данного мероприятия будет знакомство учащихся с профессиональными учебными заведениями Республики, расширение кругозора.

Цель: развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Задачи: активизация процесса профессионального самоопределения; расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях Республики.

        Материалы и оборудование: игровое поле, рулета, секундомер, гонг, конверты с вопросами, реквизит для представления вопросов, музыка, табло результатов.

I.ОПИСАНИЕ ИГРЫ «Хочу быть взрослым»

1.Подготовка к игре.

На этом этапе активно работают учащиеся и организаторы.  В школе формируются команды из числа заинтересованных и эрудированных ребят. Организаторы игры проводят с участниками несколько консультаций, где рассказывают об особенностях игры, о том, как конструировать вопросы.

Главная задача школьников на подготовительном этапе – разработка вопросов с профориентационным содержанием. Готовя вопросы они знакомятся с многообразием мира профессий, историей их возникновения, содержанием, условиями труда, с требованиями, предъявляемыми человеку. Ребята обращаются к специальной литературе, встречаются и общаются со специалистами.

Таким образом они получают и усваивают знания о мире профессий и о конкретных профессиях, расширяют свой кругозор.

Процесс подготовки вопросов служит своеобразной разминкой, настраивает участников на игру.

 Считаю , что самостоятельная  подготовка вопросов ребятами – это принципиальный  важный  момент всей игры. Поэтому крайне нежелательно выставлять на игру вопросы, подготовленные не участниками команд, а её организаторами.

Организаторы на подготовительном ведут переговоры с командами, оказывают им консультативную помощь, контролируют готовность, приглашают представителей профессиональных учебных заведений, находят спонсоров ( организации заинтересованные  в рекламе своих профессий), готовят и оформляют помещение, планируют размещение  рекламных стендов (столов) для представителей профессиональных  учебных заведений, готовят таблички с указанием  их названия.

Заранее необходимо продумать призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно. Смех компенсирует  разочарование от проигрыша.

2.Правила игры

Любая игра проводится по правилам, которые могут изменяться в зависимости от конкретных условий. Они определяют общий ход игры, атмосферу в зале и настроение участников.

Примерные правила игры «Хочу быть взрослым».

  1. В игре могут принимать участие одновременно две, три или четыре команды. Это могут быть команды классов, школ или районов республики. Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Состав команды 4-6 человек.
  2. Игра начинается с представления команд (Приложение 1). Очерёдность представления определяется жеребьёвкой.
  3. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперников (Приложение 2). Вопросы до начала игры передаются организаторам.
  4. Если команда не даёт правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. Это правило даёт возможность активизировать всю аудиторию и включить её в игру. По решению жюри команде, болельщики которой дали правильный ответ, могут начисляться дополнительные баллы.
  5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  6. Во время пауз может звучать информация о профессиональных учебных заведениях, музыкальные заставки, ребята могут выступать с номерами художественной самодеятельности.

Создать атмосферу игры и сохранить её на протяжении всего времени проведения игры – важнейшая задача ведущего. Для этого он должен заранее тщательно познакомиться со всеми вынесенными на игру вопросами, с командами участников, с учебными заведениями, спонсорами  и их рекламой.

3. Порядок проведения игры.

Игра начинается со вступительного слова ведущего, который приглашает на сцену команды – участницы, представляет гостей игры – спонсоров, представителей профессиональных учебных заведений и предприятий, объясняет порядок и условия проведения игры.

Утверждается состав жюри из числа учителей, представителей учебных заведений и школьников. Члены жюри самостоятельно выбирают председателя, который следит за соблюдением правил игры и точностью подсчёта результатов, принимают систему оценок. Ведущий приглашает капитанов команд для жеребьёвки которая определяет очерёдность представления команд.

Далее в течении 5-7 минут капитаны представляют свои команды, знакомят присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах и увлечениях. О профессиональных планах. После подведения итогов выполнения этого задания и занесения результатов на табло ведущий объявляет переход к следующему этапу игры.

Представители команд по очереди (согласно жеребьёвке или по желанию) подходят к игровому полю, на котором предварительно разложены в конвертах все вопросы, и выбирают по одному вопросу команды-соперницы (для поддержания игровой ситуации желательно использовать рулетку, например как в игре «Поле чудес»).

После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1-3 минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ неправильный (точность ответа определяет жюри), то представляется возможность дать ответ другой команде.

В случае, когда игроки не знают ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы. Игра неизменно вызывает большой интерес ребят, так как даёт возможность проявить свои знания, способность к живой расчётливому риску, умение  быстро принимать решение и брать ответственность на себя.

Успех игры во многом определяют заложенные в ней динамизм, высокий интеллектуальный накал и принцип соревнования.

Музыкальное оформление создаёт особую атмосферу в зале, на фоне которой хорошо усваивается и прочно запоминается предлагаемая информация.

4.Подведение итогов

В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Работа жюри может строится по любому принципу, например, по трёхбалльной системе оценок.

Представление команд:

3 балла – отлично;

2 бала – хорошо;

1 балл – плохо.

Оценка ответов на вопросы команд – соперниц:

3 балла – за правильный и полный ответ;

2 балла – если ответ не совсем точный;

1 балл – за правильный ответ, данный болельщиками команды.

Если дан неправильный ответ или у команды и её болельщиков нет ответа, балл не присуждается.

Правильный ответ зачитывается председателем жюри или представителем команды, на чей вопрос ребята не смогли ответить.

Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за интересные и оригинальные собственные вопросы, за активность болельщиков и т.д.

Команда победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов. Победители награждаются призами (в награждении могут принимать участие спонсоры).

Кроме того, при подведении итогов жюри может отметить лучшего игрока, самого активного болельщика.

Представители профессиональных учебных заведений и предприятий   могут дополнительно учредить свои призы.

II. УЧАСТИЕ В ИГРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Профориентационнуюнаправленность игры усиливает участие в ней профессиональных учебных заведений города, республики.

Перед началом и в перерывах игры представители учебных заведений дают справочно- информационные консультации об условиях приёма  и обучения, о вступительных экзаменах и конкурсах, рассказывают о профессиях и специальностях, по которым ведут подготовку.

Консультанты могут использовать различные справочно-информационные и наглядные материалы: буклеты, фотографии, альбомы, рекламные плакаты-приглашения, образцы готовой продукции, сделанные руками учащихся (микросхемы, модели одежды, кондитерские изделия и д.р.)

В паузах учащиеся профессиональных учебных заведений могут выступать с номерами художественной самодеятельности. Каждое такое выступление будет сопровождаться некоторой информацией об учебном заведении. Например: «От коробейников до коммерсантов, от дворцового кондитера до оператора по выпечке кондитерских изделий – такой длинный путь проделали древние профессии, которым сегодня обучают в Черногорском техникуме торговли и сервиса».

Паузы можно заполнять музыкальными заставками, демонстрацией моделей одежды, выполненных руками будущих закройщиков и швей.

Профессиональные учебные заведения и предприятия могут выставить на игру свои вопросы, касающиеся их сферы деятельности; учредить призы за правильные и оригинальные ответы, а также приз типа «Мисс игры «Хочу быть взрослым», «За лучший вопрос», «За оригинальный ответ», «Самому активному болельщику».

III. Конструирование вопросов

Для участия в игре каждая команда должна приготовить по 6 вопросов о профессиях. Это могут быть вопросы об истории или перспективах развития профессии; о содержании или орудиях труда; о требованиях, которые предъявляются профессией человеку4 об известных людях, достигших в своей профессии высоких и необычных результатов.

Главные требования к вопросам:

1.Вопрос должен касаться содержания профессии или специальности.

2.Необычность и красочность формы представления вопроса.

3.Чёткий, строгий, однозначный ответ(при необходимости со ссылкой на литературный источник).

 Существует несколько типов вопросов. С ними нужно познакомить участников команд при подготовке к игре. (Приложение 2).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Х – в училище осваивает профессию оператора ЭВМ, светлая математическая голова, образец удачного сочетания в одном человеке свойств формального и неформального лидера».

«У» - в детстве хотела быть солдатом, окончила музыкальную школу, любит музицировать, хочет связать с музыкой свою будущую профессию».

Приложение 2

Примеры вопросов по профориентационной  тематике

1.Вопросы с использованием «чёрного ящика»

Вопрос

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты ложечники; врач в домашних условияхпроверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях:

Вопрос

 Кто из царей знал 14 ремёсел? Назовите царя и не менее 6 ремёсел, которыми он владел.

Ответ: Пётр 1 – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.

Источник: Энциклопедия для детей. Т 5, ч.1.М.: Аванта+, 1995. С .496.

Блиц –игра

(3 вопроса за минуту, на обдумывание каждого вопроса – 20 секунд)

Вопрос

Кто был профессионалом:

-в литературе и медицине (ответ: А.П.Чехов);

- в музыке и химии (ответ: А.П.Бородин);

- в литературе и дипломатии (ответ: А.С.Грибоедов).

Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопрос

Звучит музыка из оперы «Князь Игорь». Какой ещё  профессией владел автор данного музыкального произведения?

Ответ: А.П.Бородин-химик.

Источник: Малый энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопрос

Мальчик розу увидал,

Розу в чистом поле,

Аромат её впитал,

Любовался вволю.

Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гёте. В какой  ещё области человеческой деятельности известно его имя?

Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гёте автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведённом четверостишии, таким образом, даётся подсказка «знатокам».

Источник: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 299.

3.Вопросы с участием сказочных персонажей

Вопрос

Кем бы могли работать в наши дни:

- Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ : пародистом).

-Красная Шапочка (ответ: социальным работником).

-Герой мульфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин(ответ коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

4.Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

Вопрос

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон, ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов. (огурец за щёку).

5. Вопросы, связанные с историей профессий

Вопрос

В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста?

Ответ: слесарь –водопроводчик.

Вопрос

Выдь на Волгу, чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся,

То бурлаки идут бечевой.

Кем работают сегодня представители этой профессии?

Ответ: мотористами – рулевыми.

  1. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы.

Вопрос

«Работа у нас такая – доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия  сравнивается с профессией врача. В г.Черногорске есть техникум, в котором можно получить эту профессию. Назовите профессию.

Ответ: профессия – повар. Её можно получить в Черногорском техникуме торговли и сервиса.

Пословица: «Добрый повар стоит доктора».

Вопрос

Назовите профессию, имеющую место в современном производстве , определить которую  поможет персонаж романа А.Дюма- отца «Королева Морго» Екатерина Медичи.

Ответ: профессия травильщицы, широко распространённая в современном химическом производстве.

7.Вопросы-шутки

Вопрос

Какую профессию вы посоветуете двум очень разговорчивым женщинам, любящим говоритьпо поводу и без повода?

 Ответ: Профессию трепальщицы, которая широко распространена  в современном ткацком производстве.

Вопрос

Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ: профессия  человека, их обслуживающего, называется оператор ( оператор ЭВМ и оператор  машинного доения).

Вопрос

Мы на закате с поля возвращались,

Ядрёным потом  стылый воздух пах.

У каждого обветренно качалась

По-за плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

Ответ: поэт.

8.Вопросы типа «Угадай профессию»

Вопрос

«Моя профессия на ваш взгляд может показаться лёгкой. Но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию.»

Ответ: дирижёр.

Вопрос

Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские.

Ответ: Профессия машинист- машинистка.

Вопрос

Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией?

Ответ: повар, кулинар – кондитер.

Список литературы:

  1. Газета «Школьный психолог», № 36, 2003г.
  2. Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 299.
  3. Малый энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона.
  4. Энциклопедия для детей. Т 5, ч.1.М.: Аванта+, 1995. С .496.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час для 10 класса "Что значит быть взрослым?"

Классный час посвящен проблемам подростков, их желанию казаться взрослыми и неготовности ко взрослой жизни в  реальности....

презентация к психологической дискуссии с учащимися "Что значит быть взрослым"

Занятие, посвященное обсуждению психологического аспекта взрослости, знакомство с типами личности, самодиагностика учащимися своего типа, мотивация на саморазвитие с помощью знакомства с понятиями Авт...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...