Изучая детей в игре
методическая разработка

Методические замечания по поводу проведения деловых, ролевых и театральных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИЗУЧАЯ ДЕТЕЙ В ИГРЕ»

Котик Михаил Маркович

   

  

             Януш Корчак ценил коллектив как результат самодеятельного  творчества личностей.  Личности создают коллектив, а коллектив, в свою  очередь, воспитывает личности, которые преображают облик коллектива. Происходит процесс обратного сопряжения: личность воздействует                  на коллектив, а коллектив воспитывает личность. А воспитание                           без красоты, без любви к ребенку является холодным, мертвым и при всей  своей научности лишено перспектив. Это особенно проявляется              в современном социуме, где в семьях отсутствует душевная связь  между поколениями и дети, по сути, предоставлены сами себе.  Предубеждение у  детей  не  возникает  только  интуитивно.  У  них  происходит  вполне  сознательный  выбор -  кого и что любить, кого и что  отвергать.  

     

       Главное для ребенка - адаптироваться к среде обитания. Но среда  эта так сложна и так изменчива, что раз и навсегда подходящей адаптации  быть не может - нужны варианты. Каждый человек – это вариант возможностей. Какие-то варианты похожи друг на друга, даже идентичны - они образуют типы - стереотипы поведения (адаптации). Групповые стереотипы - это групповые варианты возможностей. Но есть люди,  которые «не типичны», «ни на что не похожи».  Они то и являются  особыми - не стереотипными - вариантами возможностей.      

             У нормального стереотипного человека, как правило, один вариант возможностей и поэтому один вариант судьбы. В детских же играх опробываются  разные  варианты и выбирается один. Иногда, «про запас»  есть второй вариант возможностей и судьбы. И в драматической ситуации человек может «перевыбрать судьбу». А можно ли расширить диапазон  возможностей своего варианта, можно ли множить варианты своих  возможностей? Можно! И лучший путь и способ для этого – игра.  

            Игра дает возможность заранее бросать свой вариант возможностей     в различные (еще не востребованные жизнью) ситуации. Это необходимо  для того, чтобы исследовать и расширить свои возможности, то есть  оптимизировать их на случай возникновения аналогичных (и даже  ассоциативных – это у творческих личностей) ситуаций в реальной жизни.            В играх дети познают себя и репетируют ожидаемые (возможные) драмы                 и готовятся бессознательно к неожиданным. А если возможности                          не развивать и не держать в готовности, они засыхают. Драмы в жизни  застают человека врасплох и кончаются катастрофически. В играх же  можно «нарепетировать» несколько вариантов судьбы (не  один, не два - больше!), а не перебирать их в реальности методом «проб и ошибок», что, как правило, слишком дорого нам обходится и для чего жизнь слишком  коротка, необратима и опасна.

         Дети исследуют свои возможности в играх, где не задан результат. Например, сегодня одни «казаки», а другие «разбойники», и кто победит -неизвестно. Детский театр (традиционный) всегда отдает победу «хорошему» мальчику над «плохим», «положительному» герою над «отрицательным», давая примеры социально-идеологического  подражания, воспитывая «типические» характеры. Но нередко дети-зрители видят, что «плохой» гораздо обаятельнее, способнее, ловчее «хорошего»  – и начинают подражать «отрицательным» примерам.  Дети  гораздо чаще проверяют на себе «плохие» варианты, потому что в них  гораздо шире диапазон проявления, больше возможностей реализации,             а «положительные» театральные герои порой бывают просто скучны. Иногда дети воруют, совсем не имея преступных наклонностей и                           не вырастая в дальнейшем в жуликов. Просто кому-то нужно раз в жизни            в наивном детстве совершить наивную кражу, чтобы больше никогда                не взять чужого: «противно и стыдно перед самим собой». Почти все дети   в какой-то период жизни пробуют грубить - это они проверяют диапазон  своего обаяния. Одному ребенку скажут «хватит» через две минуты,                   а через три накажут. Другому хамство прекратят через два часа (через три  года уже не получится). Так вот и выясняется, что можно грубить гораздо  дольше, если делать это обаятельно. Когда дети играют во взрослых, они  выбирают и моделируют свое будущее, -  вернее приспосабливаются                   к нему. И даже раньше - ещё в два – три года – одни отдают свои игрушки, другие не дают и отбирают чужие. В детских играх уже видно, кто будет  кем: «кто будет руководить, а  кто подчиняться, кто будет хитрым, а кто  добрым, и так далее». Можно в детских играх разглядеть и тип личности – почти все дети активно усваивают стереотипы и в них «обустраиваются».  Но некоторые ребята «чудят» и «оригинальничают». А ещё «фантазируют»  -  вот из таких мечтателей и вырастают творцы с активным «опережающим интересом».

                Когда ставятся спектакли в школьном театре самое  интересное –              не  сам  спектакль (который  в   самодеятельности  идёт  чаще  всего  один  раз),а репетиции – «сочиняловки» по поводу того или иного  сюжета.  Здесь, пожалуй, даже само слово – «repetition» от  фр.- «повторять» не подходит. Потому что на каждой «сочиняловке» дети просто погружаются                             в атмосферу бесцензурного творчества, где можно делать только то, что  хочется и не делать того, чего не хочется. И тогда, вдруг, из ничего  рождается  нечто…. Ребёнок в таких этюдах, как в известной сказке, идёт  туда, не знает куда и находит то, не знает что…  Например, дети очень   любят игры-импровизации на темы – «до – сказка» и «после - сказка»,              то есть играют в то, что было или могло бы случиться до появления героев  (в том числе детьми часто дофантазируется биография этих героев) и что  будет или что может случиться с ними после окончания сюжетной линии   сказки. Любопытно, но не  всегда счастливый конец написанного сюжета  является гарантией благополучного финала, придуманного                                   и впоследствии сыгранного детьми.  Весело, например, дети  импровизируют на тему – «Алиса в стране чудес». Ребенок ненадолго  уходит за кулисы и когда бьют «волшебные» часы, он возвращается                 и  начинает рассказывать: « Я там такое видел….» Театральные игры   позволяют детям - «мямликам» побыть «шустриками» и наоборот…. Ведомые в классе и в семье могут побыть ненадолго лидерами…  

          Великий режиссёр Евгений Вахтангов советовал : «Не притворяйся               кем-нибудь, не представляй кого-нибудь. В тебе есть все -  от ангела до  чёрта. Дай распуститься своему чёрту, и ты будешь поверженным ангелом.  Дай расцвести своему ангелу - и у тебя прорастут крылья».  Сможет  ребёнок в игре открыть в себе героя - он сыграет его на сцене в пределах  диапазона обаяния и на том уровне, который он имеет на сегодня.  А если  чего нет в нём, так на стороне не отыщешь. А  все украшения и дополнения   будут только «фраком с чужого плеча», «красивыми  финтифлюшками  вокруг  пустынной  души».  

   1. Театральное представление.

   2. Первое публичное выступление.

   3. Объявление о том, что все билеты проданы.

   4. Нужное для игры на сцене оформление лица.

   5. Рисованная декорация на заднем плане сцены.

   6. Выступление приезжего артиста или театральной группы.

   7. Разговор между двумя лицами.

   8. Первые места в зрительном зале.

   9. Возгласы, требующие повторения.

  10. Богиня – покровительница театра.

Вопросы второй команде:

   1. Повторение, повторение.

   2. Предварительное объявление о спектакле.

   3. Исполнитель ролей в театральном представлении.

   4. Пояснение автора к тексту пьесы.

   5. Речь одного лица или мысли вслух.

   6. Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены.

   7. Краткий перерыв между действиями спектакля.

   8. Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз.

   9. Актер пьесы.

  10. Заменитель основного исполнителя роли.

 

   1. Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

   2. Висит колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

   1. Иностранцы в  музее.

   2. Ночь на вокзале.

   3. Дети (ясли) – группа на прогулке.

   4. Обезьяны – обезьяний питомник.

   5. Рынок – торговля на рынке.

   6. Воры – ограбление ночью.

   1. Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах.

   2. Передняя часть сцены перед занавесом.

   3. Театральный художник, пищащий декорации.

   4. Пьеса с психологической глубиной конфликтов, переживаниями.

   5. Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу.

   6. Этим морским названием называется помещение под сценой театральные подмостки.

   7. Расположение актеров на сцене в разные моменты спектакля.

   8. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены.

   9. Актриса, исполняющая роль мальчиков.

   1. Тот, кто подсказывает актерам текст роли.

   2. Комплекс театральных упражнений для тренировки чего-либо.

   3. Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)

   4. Исполнитель пантомимы.

   5. Поставщик спектакля.

   6. Первое представление нового спектакля.

   7. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края.

   8. Драматическое произведение для спектакля.

   9. Спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания его заслуг.

  10. Упражнение, предназначенное для усовершенствования мастерства.

Он. Это ты? Что случилось?

Она. Ничего.

Он. На тебе лица нет. И руки ледяные. Скорее ляг, согрейся. Вот тебе одеяло. Сейчас я тебе поставлю чай…

Она. Я оторвала тебя от работы.

Он. Пустяки. Откуда ты?

Она. Из дома.

Он. Шла ночью через весь город в такой мороз?

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признаётся:
“Так и так: что делать остаётся?”
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”.
Стало на сердце попа веселее.
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” -
“Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая немилость?” -
“Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.-
“Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука”.
Балда мыслит: “Этого провести не штука!”
Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок:
“Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок”.
Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата”.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
“Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка”.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
“Погоди, - говорит, - схожу за оброком”.
Пошёл к деду, говорит: “Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!”
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесёнок: “Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк -
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?” - “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами,чертями,свалку”.
Испугался бесёнок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.
Вылез опять бесёнок: “Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь...” -
“Нет, - говорит Балда, -
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты
Да неси её полверсты;
Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
Не снесёшь кобылы, ан будет он мой”.
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: “Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног”.
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего - черти собрали оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Изучаем английский через игру.

Школа в жизни ребенка занимает важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, поэтому учебная деятельность в школьные годы оста­ется ведущим видом деятельности у большинства ...

Развитие лексической стороны речи детей в игре

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и п...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...

Образовательная программа дополнительного образования детей. «Развивайся играя».

Программа для детей с 7 до 11 лет. Рассчитана на 2 года обучения. Успешно используется во внеурочной деяительности в формате ФГОС....

Коррекционные-игры-для-гиперактивных-детей-коммуникативные-игры

Картотека коммуникативных игр для гиперактивных детей...