Взаимодействие с педагогами.
материал

Каждому ребёнку необходимо создание оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум с педагогами «Правовое образование в ДОУ»

в рамках проведения  методической недели социального педагога (Слайд 1).

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:

1.Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка.

2.Закрепление знаний педагогов о правах детей.

3.Закрепление навыков поведения педагогов в различных ситуациях.

Упражнение «Огонек»    (Слайд 2). 

Для создания благоприятной атмосферы для общения (установление контакт глаз, улыбка, приветствие, обращение по имени, открытая поза, короткая дистанция, открытые жесты, подчеркивание значимости): настроится друг на друга.

Упражнение выполняется стоя в кругу.

Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра».

Для этого необходимо небольшой красивый подсвечник со свечей, помещающийся в руку. Зажигаем свечу, и передаем ее по кругу  со словами или пожеланиями добра стоящему рядом педагогу, который принимает свечу, благодарит за добрые слова, затем, передавая следующему все повторяется пока свеча добра не пройдет по всему кругу.

Далее педагоги рассаживаются, поделившись на две команды.

Ход семинара

1.Вводная часть.

Эмоционально – психологический настрой участников семинара.

(чтение стихотворения)

С.П. (Слайд 3)

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой, прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будь ты строгой,

И сердца нежного ростки

Рукой жестокою не трогай.

Доверчивы глаза детей,

И ангелы хранят их души,

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце свое открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

2. Сообщение темы, задач семинара. (Слайд 4)

Тема нашего семинара - «Правовое образование в ДОУ».  

 Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.п. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Понимая, что дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем генофонд нации?

Генеральной Ассамблеей была принята Конвенция о правах ребенка. А  происходило это так.

3. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребенка. (Слайд 5)

Итак, давайте обратимся к истории. Еще в древней Спарте ребенок, рожденный калекой, слабым, хилым был приговорен к смерти, их сбрасывали с высокой скалы.

В других государствах детей считали маленькими взрослыми, которые ничего не умели и ничего не могли. Детей при переписи населения даже не учитывали, так как у них было мало шансов выжить.

История свидетельствует, что до 4 в. нашей эры новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний.

Вплоть до 19 века жестокие методы выхаживания младенцев, болезни, антисанитария были причинами высокой смертности у детей.

В 17-19 веках дети становятся объектом эксплуатации. Их заставляли трудиться на фабриках наравне со взрослыми. Дети выполняли работу по 10-14 часов в день, но оплачивался их труд в несколько раз ниже.

Эпоха Просвещения изменила отношение не только к человеку, но и к ребенку. Именно тогда Ж. Ж. Руссо - знаменитый французский мыслитель, произнес «Ребенок должен быть ребенком», отстаивая право на детство, идею о том, что отношение к ребенку должно быть как к человеку, который только учится жить, думать, познавать мир.

Но лишь в начале 20 века идея о правах ребенка нашла свое отражение в умах лучших людей планеты.

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка.

Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа –  Конвенции о правах ребенка.

4.Знакомство с нормативно – правовой документацией по защите прав детства.

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?» - необходимо обратиться  непосредственно к тексту Конвенции.

В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать  ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Существует целый ряд нормативно – правовых и организационных материалов по правам ребенка. Приведу примеры документов Федерального уровня –

(Слайд 6) 

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

-обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

-защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

-защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

-защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

 (Слайд 7) 

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

-за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

(Слайд 8) 

Семейный кодекс РФ гарантирует:

-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

 (Слайд 9) 

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).

5. С.П. – Дорогие коллеги, хочу вам сообщить занимательный факт (научно доказанный), что для стимулирования  работы мозга необходима  двигательная активность.   Поэтому для продолжения дальнейшей активной работы у нас сейчас

физминутка «Отгадай-ка»: (Слайд 10)

С.П.:

  • Ногами все бьют мяч, пинают,
    Как гвоздь в ворота забивают,
    Кричат от радости все: «Гол!».
    Игру с мячом зовут...
    (футбол)
  • Турнир идёт. Турнир в разгаре.
    Играем мы с Андреем в паре.
    На корт выходим мы вдвоём.
    Ракетками мы мячик бьём.
    А против нас — Андрэ и Дэнис.
    Во что играем с ними? В …
    (теннис)

  • Поле выкошено гладко,
    Ровненькое, как тетрадка.
    Только кто ж это поймёт?
    Странно всё! Наоборот!
    У обоих у ворот нет совсем-совсем забора.
    Но зато спортсмены скоро
    Выйдут во поле гулять,
    Мяч один на всех гонять.
    Зрители со всех сторон!
    Что за поле? …
    (стадион)
  • Я играю в волейбол, баскетбол, 
    Футбол, гандбол.
    Я катаюсь на коньках,
    И на лыжах я мастак!
    Гребля, плаванье, каное —
    Это всё моё родное!
    Летом даже на каток,
    В беге я большой знаток.
    И скейтбоард, и бобслей, 
    Сани, бадминтон, хоккей, 
    Я силён, здоров и горд,
    Что здоровье дарит ...!
    (Спорт)

6. С.П.: Молодцы! Все отлично справились с заданием. Поскольку здесь собрались самые спортивные педагоги, переходим к следующей игре, которая называется «Шагай, палку не роняй!». (Слайд 10) 

Участники встают в круг друг за другом. У каждого есть гимнастическая палка, которая стоит в центре круга, придерживаемая ладонью одной руки.

По сигналу (пр. музыкальный проигрыш) участники делают шаг вперед и встают на место впереди стоящего, при этом они должны отпустить свою палку и накрыть ладонью следующую.

Тот, кто не успел удержать палку, выбывает.

Выигрывает та команда, у которой в игре осталось больше всего участников, соответственно выигравшая команда, получает право – первой начать следующую игру.

7. Игра «Вопрос – ответ».

Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В). За каждый правильный ответ  - команда получает смайлик. 

1.     Сколько статей в Конвенции о правах ребенка? (Слайд 11) 

А.45;

Б.37;

В.54.+

2.  Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка? (Слайд 12) 

А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.+

Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

3. Кто несет ответственность  за обеспечение условий жизни необходимых для развития ребенка? (Слайд 13) 

А. Органы самоуправления;

Б. Органы местного самоуправления;

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.+

4.  В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? (Слайд 14) 

А.  1948 г.
Б.   1959 г. +
В.   1966 г.

5.   ООН считает человека ребенком от рождения до: (Слайд 15) 

А. 16 лет
Б.  18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).
В.  19 лет

6.   Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? (Слайд 16) 

А. таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).
Б. национальная принадлежность
В. состояние здоровья.

7.    Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Слайд 17) 

А.  педагоги
Б.   родители +
(Согласно статье 18, родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь).
В. члены правительства.

8.   Кому принадлежат слова о том, что - счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка? (Слайд 18) 

А.   А.П. Чехову
Б.   Ф.М. Достоевскому +
В.  А.М. Горькому

С.П. – Молодцы, отлично справились.

Команда, у которой больше смайликов,   получает право выбрать ситуацию для разбора (предлагается текст).

8. С.П.  -  Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Итак ситуация первая

К воспитателю родители обратились с просьбой, чтобы он на прогулке ограничивал активность  ребенка в тех случаях, когда это связанно с возможностью испачкать новую куртку.

Вопрос: «Как Вы думаете, как можно мирно решить этот вопрос?».

С.П.: Вывод. Если воспитатель пойдет на поводу родителей, и будет ограничивать естественную потребность ребенка в движении, тем самым он нарушит право ребенка на здоровье, на движение.

А родителям можно предложить принести старую курточку, в которой ребенку будет удобно двигаться, играть и которую он не побоится испачкать.

Ситуация вторая:

Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должен заниматься детский сад, а у нас работа, нам некогда».

Вопрос: «А Вы как думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, родители или все же детский сад? »

С.П.:: Вывод. Конечно, воспитанием должны заниматься родители.

В Конвенции ООН, в «Законе об образовании» записано, что воспитание - это право и обязанности родителей.

Детский сад нужен для общения, познавательного развития. Детский сад помощник родителям в воспитании детей.

9. Заключение.

Не секрет, что  если будет взаимодействие «родитель – воспитатель», то результат будет намного эффективнее.  Не менее  важно взаимодействие между коллегами в группе.  Давайте потренируемся действовать быстро и слаженно в одном направлении. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.            

                                                        

Игра называется  “Друг к дружке”.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом.

А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

Звучит быстрая, веселая мелодия

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

Спасибо. Садитесь!

10. Задание творческое – «Знаки»

Подготовить запрещающие или разрешающие знаки (отражающие защиту прав детей), которые можно повесить
– в детском саду,
– дома,
- в общественных местах.

Педагоги выполняют задание, потом рассказывают про свои знаки (можно включить спокойную музыку).

С.П. - Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что – то нужное и новое.

А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

В жизни можно по – разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с педагогами

«Давайте жить дружно!»

Подготовила социальный педагог Гурова Е.В.

Слайд 1

Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, между педагогами и родителями, между детьми, причинах, особенностях, участниках, последствиях;  способствовать сплочению  коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов; обучать простым способам избавления от негативных эмоций.

П. -  Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех!  Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.

Слайд 2

Притча «Коробочка»

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

- Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Мораль притчи такова -  все мы разные: у каждого из нас  свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей  могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию,  кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

Итак, речь сегодня пойдет о конфликтах, способах их преодоления и предотвращения.

Упражнение «Договориться без слов» (красные полоски 8 человек)

Построиться:

по росту,

по длине волос,

по цвету глаз (от самых светлых до самых тёмных).

Упражнение «Гусеница»  (зеленые полоски  5 человек)

Цель: демонстрация модели конфликтной ситуации.

Время: 10 – 15 минут.

Ход упражнения:

Участники встают в круг, взявшись за руки.

Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали.

Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.

На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?
  2. Что хотелось сделать?
  3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

Слайд 3

Мини-лекция «Что такое конфликт?»

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В любом коллективе, даже в самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Конфликтные ситуаций, возникающих в коллективе детского сада, могут быть:

• между педагогами;

Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.

• между воспитателем и родителями

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно - образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,

не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Из – за чего возникают конфликты в детском коллективе? Существуют различные причины конфликтов:

  1. неприязнь детей друг к другу;
  2. пытаются занять лидирующею позицию в группе;
  3. не поделили игрушку;
  4. соперничество;
  5. разница в возрасте и др.

Давайте вместе с Вами рассмотрим некоторые типичные конфликтные ситуации, которые часто возникают в педагогической практике. И попробуем совместно поискать наиболее адекватные выходы из них. (Можно предложить им самим озвучить проблемные ситуации, которые возникали в их практике)

Но, для начала, давайте выполним одно не сложное, но очень интересное упражнение.

Слайд 4

Упражнение-тест «Яблоко и червячок»

(Звучит медленная расслабляющая музыка).

Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке… Все любуются вами, восхищаются…

(музыка прекращается)

Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит:

«Сейчас я тебя буду есть!»

Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите или запомните свой ответ.

А теперь, предлагаю, проанализировав свой ответ, постараться понять, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации чаще всего избираем мы сами. Известный ученый конфликтолог К. Томас вывел «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях».

(Педагог зачитывает ответы, а воспитатели соотносят их со своими)

(Слайд 5) Примеры ответов «Яблока»: 

 «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

КОНКУРЕНЦИЯ

«Хорошо, можешь откусить немного, но остальное ты должен оставь моим любимым хозяевам!»

КОМПРОМИСС

«Вот возьму и оторвусь от ветки! А на земле ты меня не достанешь!»

ИЗБЕГАНИЕ

«А по-другому никак? Ну, что поделаешь! Главное – что мы с тобой останемся друзьями, и не будем ругаться»

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

«Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки. Лучше ты их попробуй, они тоже вкусные!»

СОТРУДНИЧЕСТВО

Вывод: В широкой педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации является СОТРУДНИЧЕСТВО, девиз которого: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Конфликтные ситуации с комментариями

Рассмотрим теперь примеры конфликтов между воспитателем и родителями.

Ситуация 1.

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».

П.- Как вы поведете себя в данной ситуации?

Ответы педагогов.

П. - Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае педагогу можно рекомендовать уклониться от конфликта - это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком путем оформления стенда об организации занятий и игр дома для родителей.

П. - Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Ситуация 2.

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

П.- Как вы поведете себя в данной ситуации? Ответы педагогов.

П. - Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

Давайте рассмотрим конкретные примеры конфликтных ситуаций между педагогами:

Ситуация 1.

В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень.

Как можно конструктивно решить этот конфликт? (Предлагаемые варианты записываются на доске).

П. - На консультации с воспитателем были сделаны акценты на ее профессионализме и высокой оценке ее работы администрации ДОУ, и как профессионалу был задан вопрос – как бы она оценила данную ситуацию, если бы на месте музыкального руководителя была она сама. Педагог согласилась с тем, что была бы не довольна, если бы вмешивались в ее работу. Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции. Личные отношения между участницами конфликта были налажены.

Ситуация 2.

В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?

П. -  Беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ. Хотелось бы отметить, что педагоги данной группы заняли 1 место!

Давайте рассмотрим конкретные примеры конфликтных ситуаций между детьми:

Упражнение «Веревочки»  (полоски   8 человек с буквами В и Д).

Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Время: 10 – 15 минут.

Инструкция:

Разделитесь на В и Д (происходит деление на пары). Сейчас вы встанете в пары В с Д, возьмитесь за концы карандаша и тяните карандаш каждый в свою сторону.

Но прежде, чем вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте.

Тренер раздает листочки с дополнительными инструкциями.

Для «Д»: «Ваш партнер хочет склонить вас на свою сторону. Вы с этим не согласны».

Для «В»: «Вы должны постараться вытащить партнера из «болота». Старайтесь изо всех сил, а то он утонет».

По сигналу тренера пары начинают выполнять упражнение.

Обсуждение:

  1. Каждый назовите свою инструкцию (тайную)?
  2. Что вы чувствовали когда выполняли упражнение?
  3. Добились ли вы результата?
  4. Какой был бы результат, если бы инструкция была известна.

Это упражнение иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Очень часто в конфликтных ситуациях между воспитателем и воспитанником строятся отношения, противодействия друг другу.

Позиция участников группы «Д» иллюстрирует детскую позицию в конфликте, каждый «тащит одеяло на себя», но есть и другие способы добиться цели, договориться, уступить. Детская позиция: «Если я хочу, то мне нужно этого добиться любой ценой. «Вынь, да положь».

Позиция участников группы «В» иллюстрирует позицию воспитателя, который пытается вытащить детей из конфликта. Он пытается найти способ удовлетворить их желания, достичь цели, но дети об этом не знают.

Упражнение «Топтыжка» (желтые полоски 5 человек).

Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

«Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я  наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине.  Марина говорит: « Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д.

Объяснения могут быть  любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Рефлексия.

Это упражнение поможет научиться не обижаться и не держать зла на людей нечаянно причинивших вам боль или создавших вам неудобства, дискомфорт.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Так бывает и в детском коллективе

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль.  Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям.

Очень важно развивать у детей навыки контроля чувств.

(Слайд 6)

«Желаю вам… или правило 3 плюсов»

Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы.

Существует «Правило 3-х плюсов», чтобы расположить к себе собеседника:

+ Улыбка.

+ Имя собеседника.

+ Комплимент (лучший комплимент для родителей – похвала их детей)

И закончить нашу встречу хочется одной мудрой притчей.

(слайд – «Умение ладить с людьми приходит с усталостью от конфликтов»)

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осёл мой, уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но никто не обращал внимание на его вопли, и молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, и увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот...

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Как это сделал ослик.



Предварительный просмотр:

Правила разрешения конфликтов для детей.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта.

Действия педагога во время детского конфликта.

  • Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…).

Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.

  • Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации,  - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску).
  • В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. При этом необходимо:

1.Необходимо повернуться лицом к ребенку, выбрать удобную позицию и дистанцию  (например, «глаза в глаза», всем своим положением, выражением лица показывая ребенку, что взрослый готов его слушать.

2. Беседуя с огорченным, расстроенным ребенком, не стоит задавать ему дополнительных вопросов. Реплики взрослого должны звучать в утвердительной форме, выражая понимание и сочувствие.

3. Необходимо держать паузу, не злоупотреблять высказыванием своих соображений. Это время принадлежит ребенку – он может подумать, что-то добавить.

4. Отвечая ребенку, следует повторить, как взрослый понял, что произошло, и обозначить словом чувства ребенка.

5. Ребенок имеет право прервать обсуждение, когда ему этого захочется. Это не значит, что проблема останется нерешенной – возможно, получив необходимое понимание и одобрение, ребенок продолжит поиск решения самостоятельно, а через некоторое время сообщит взрослому, что проблема решена.

Приведём пример:

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.
МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!
ДОЧЬ: Ну, мам, потом!
МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться...
ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой пример:

Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет «Денис,— обратился он к сыну,— ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».
В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

  • Воспитатель может использовать ПОЗИТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ, которое включает в себя:

- описание произведенного действия

- описание возможного или неизбежного результата этого действия

- предложение альтернативного варианта поведения

Схема позитивного сообщения может выглядеть так:

Когда ты…

Может случиться, что…

Лучше…

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми:

  • Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей.  В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
  • Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
  • Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь определить правых и виноватых и выбирая меру наказания. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват? ", а на "что делать? ". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
  • Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый! " или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Подготовила социальный педагог Гурова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Взаимодействие социального педагога со школьными детскими объединениями и организациями

Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставрополь...

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.

Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...