Семинар-практикум для педагогов ДОУ по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении.
методическая разработка

Лысикова Юлия Александровна

В данной методической разработке представлены структура и содержание семинара-практикума для педагогов ДОУ по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении

Введение

«Что сделано несвоевременно, то сделано понапрасну»

Фрэнсис Бэкон.

Семья – это не только главная ячейка общества, но и первый институт социализации детей. Для успешности данного процесса в семье необходимо создавать благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки. Однако на сегодняшний день мы не редко встречаем так называемые неблагополучные семьи, а также семьи, находящиеся в социально-опасном положении, в которых обесцениваются основные семейные функции, деформируется личностное развитие ребёнка. В таких семьях родители создают неблагоприятные условия для жизни, здоровья и полноценного развития своих детей, они не могут обеспечить им ощущение психологического комфорта и безопасности, и нередко сами становятся прямой угрозой для жизни ребёнка.

Следующим институтом социализации детей становится детское дошкольное образовательное учреждение. Детский сад – это место, где осуществляется присмотр и уход за детьми, создаются все необходимые условия для их пребывания в учреждении, воспитания и развития. Кроме того, дошкольное образовательное учреждение является субъектом межведомственного взаимодействия по реализации Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и осуществляет деятельность по раннему выявлению детей из неблагополучных семей, а также находящихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации, своевременно информирует все субъукты профилактики.

Уже в первые дни пребывания вновь поступившие дети находятся под пристальным вниманием воспитателей возрастных групп, узких специалистов ДОУ. Основную деятельность в дошкольном образовательном учреждении по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении выполняет социальный педагог.  Успешность данной работы зависит от взаимодействия с воспитателями всех возрастных групп. Именно они имеют возможность ежедневно контактировать не только со своими воспитанниками, но и с их родителями (законными представителями). В ходе такого общения и наблюдения педагоги нередко замечают различные моменты, вызывающие тревогу и опасения относительно той или иной семьи.  Перед педагогами встаёт непростая задача: правильно проанализировать ситуацию, не делать поспешных выводов, чтобы не навредить ни ребёнку, ни его семье. Для этого педагогам необходимо систематически повышать свою компетентность в вопросах по раннему выявлению детей из социально неблагополучных семей. Семинар-практикум (практическое занятие) может стать одной из эффективных форм работы с педагогами ДОУ по данному направлению.

        Цель данной методической разработки: повысит уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении.

        Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. представить нормативно-правовую основу по теме;

2. определить содержание работы педагогов ДОУ по данному направлению;

3. обобщить имеющийся опыт работы педагогов нашего учреждения по раннему выявлению;

4. подготовить тематические мультимедийные материалы для проведения мероприятия.

При подготовке и проведении семинара-практикума по теме используется следующий методический инструментарий:

1. Педагогические технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная, рефлексивная технологии, технология коллективного взаимообучения;

2. Методы и приёмы: демонстрация, объяснение, указание, беседа (вопрос-ответ), открытый показ;

3. Средства реализации: конспект мероприятия, дидактический материал, ТСО;

4. Формы взаимодействия: групповая, индивидуальная, малые творческие группы.

Новизна методической разработки определяется:

- возможностью педагогам получить в ходе одного занятия необходимые теоретические знания для работы по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении;

- использованием оптимальных форм и методов практической работы, позволяющих педагогам поделиться опытом работы по данному направлению, проработать самые важные моменты по теме, провести самоанализ уровня своей компетентности по теме в целом.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования узкими специалистами и представителями администрации образовательных организаций, а также специалистами организаций, которые проводят обучение по вопросам раннего выявления.

В основной части методической разработки представлены этапы  семинара-практикума с педагогами ДОУ по раннему выявлению детей (семей), находящихся в социально-опасном положении.    

I. Подготовительный этап.

На данном этапе проводится работа по следующим направлениям:

1. Разработка сценария мероприятия, подготовка презентационного, дидактического и раздаточного материалов, обеспечение необходимыми техническими средствами, которые могут использоваться в ходе проведения семинара;

2. Работа с педагогами:

2.1. Воспитатели возрастных групп, имеющие опыт работы по раннему выявлению детей (семей) категории СОП, готовят сообщения в виде обобщения своего опыта работы по данному направлению;

2.2. Все педагоги ДОУ, а также администрация учреждения, готовят творческое изображение благополучной семьи, которое они представят на семинаре. Задание выполняется в мини-группах.

II. Рабочий этап.

На данном этапе представлен ход проведения семинара-практикума.

1. В начале мероприятия с педагогами необходимо провести любое упражнение (энергизатор), который будет способствовать установлению положительного эмоционального взаимодействия между всеми участниками и позитивного настроя на предстоящую работу.

2. Целеполагание. Ведущий озвучивает тему и цель мероприятия, а также обосновывается актуальность его проведения, посредством предоставления информации о социальной картине города и нашего учреждения.                        

3. Разминка. Участникам семинарам предлагается объединиться в мини-группы, каждой из которых раздаётся карточка с пословицей (или поговоркой). Задача каждой группы - высказать свое мнение о применимости данных высказываний к теме семинара (одна из поговорок не подходит к теме занятия, педагогам следует дать возможность самостоятельно определить эту поговорку).

Примеры карточек:

«Всё хорошо вовремя»,

«Всякому делу своё время»,

«Куй железо пока горячо»,

«Поспешишь – людей насмешишь»,

«Искру туши до пожара, беду отводи от удара»,

«После драки кулаками не машут»,

«Когда дрова горят, тогда и кашу варят»,

«Чем раньше, тем лучше»,

«Что сделано несвоевременно, то сделано понапрасну»,

«Лучше поздно, чем никогда» (данная поговорка является лишней).

4. Тестирование. Педагоги в индивидуальной форме выполняют задания теста-опросника (Приложение 1). После завершения задания, ведущий предлагает отложить заполненные тесты до конца мероприятия, обсуждение правильных вариантов ответа не проводится.

5. Мини-лекция. На данном этапе мероприятия представляется теоретический материал (Приложение 2), который включает: нормативно-правовую основу по теме и основные понятия («социально-опасное положение», «семья, находящаяся в социально-опасном положении», «трудная жизненная ситуация»). Педагогам подробно разъясняется, в чём может выражаться «ненадлежащие исполнение родительских обязанностей» в отношении своих несовершеннолетних детей, определяется цель раннего выявления, первые источники информирования о наличии семей, находящихся в социально-опасном положении, рассматривается схема межведомственного взаимодействия по реализации ФЗ № 120, определяются основные методы работы педагогов ДОУ по раннему выявлению детей (семей) данной категории.

6. Практическая часть. На данном этапе мероприятия следует подробно остановиться на таком методе в работе педагогов по раннему выявлению, как наблюдение. Все участники семинара делятся на мини-группы (4-5 человек) для выполнения следующих практических заданий:

Задание № 1. Определить основные показатели (аспекты) наблюдения, то есть те моменты, которые, как правильно,  привлекают особое внимание педагога в ходе ежедневного наблюдения за своими воспитанниками и позволяют правильно сделать выводы относительно той или иной семьи.

Один из участников мини-группы представляет свой вариант выполнения задания. Проводится совместное обсуждение, после чего педагогам представляется готовый вариант дневника наблюдений, который может быть использован в работе. (Приложения 3)

Задание № 2. На основе параметров наблюдения, представленных в дневнике наблюдения придумайте следующие задачи (каждая мини-группа получает одну задачу) с описанием воспитанника:

1. воспитывающегося в конфликтной семье;

2. воспитывающегося в семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию;

3. родители которого самоустраняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию и развитию своего ребёнка;

4. родители которого не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию своего ребёнка;

5. подвергающегося жестокому обращению в семье;

6. родители которого злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни;

7. родители которого отрицательно влияют на поведение ребёнка.

При составлении задач допускается добавление своих показателей наблюдения, не учтённых в дневнике наблюдения.

Группы представляют свои варианты задач, проводится обсуждение с дополнениями. Завершением практической части становится перечисление ситуаций, при которых наблюдение не применяется, информация сразу сообщается руководителю ДОУ, социальному педагогу, в органы по защите прав детей. К ним относятся:

- присутствие родителя (законного представителя) в учреждении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- наличие следов применения физических наказаний на теле ребёнка;

- прямая угроза жизни и здоровью ребёнка.

В случае необходимости, проговаривается алгоритм действий педагогов в таких ситуациях.

7. Обмен опытом. Воспитатели возрастных групп представляют свой опыт работы по раннему выявлению детей (семей) категории СОП, ТЖС, а также с признаками семейного неблагополучия.

8. Повторное тестирование. Участникам мероприятия предлагается обратиться к заполненным в начале занятия тестам и совместно с ведущим определить правильные ответы вариантов, на основе полученного теоретического материала. Ошибки, допущенные педагогами при первичном выполнении теста, не озвучиваются, не комментируются и не критикуются, что позволяет каждому провести самоанализ уровня своей компетентности по теме.

9. Творческое задание. Все участники в мини-группах представляют свои работы (рисунки, эмблемы, плакаты и т.д.), отражающие благополучную семью.

III. Заключительный этап.

  1. Энергизатор, в качестве которого можно использовать видео фрагмент  эксперимента Саймонса (www.psychologies.ru), что даёт возможность всем участникам мероприятия увидеть, как часто мы обращаем внимание на то, что является не столь важным, не замечая более значимые, порой скрытые, моменты.  
  2. Рефлексия. Обратная связь осуществляется в письменной анонимной форме, что помогает оценить эффективность проведённого мероприятия, определить дальнейшие направления работы с педагогами по теме (Приложение 4).

Заключение

        Взаимодействие с воспитателями возрастных групп является одним из значимых направлений деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает эффективность работы по раннему выявлению детей из социально-неблагополучных семей. В основном работа с педагогами по данному направлению проводится в индивидуальной форме, однако коллективные формы работы с педагогическим коллективом являются не менее результативными. Задача социального педагога - постоянно делиться имеющимися теоретическими знаниями, которые будут способствовать повышению правовой компетентности педагогов в работе с семьями своих воспитанников. Педагог будет готов к диалогу с родителями (законными представителями) по решению вопросов семейного неблагополучия в том случае, если он владеет определённым багажом знаний, опытом работы по данному направлению и работает в контакте со специалистами.  На сегодняшний день используются нетрадиционные формы проведения мероприятий с педагогами, что позволяет разнообразить его, обеспечить эмоциональный комфорт участникам, повысить их интерес и мотивацию.

В ходе проведения семинара-практикума по раннему выявлению педагоги из пассивных слушателей становятся активными участниками, имеющими возможность рассуждать, высказать своё мнение, провести самоанализ, обобщать и делать выводы по предложенной теме.  Главными результатами  подобного мероприятия можно назвать:

- повышение уровня  компетентности педагогов в вопросах по раннему выявлению;

- укрепление системы взаимодействия с педагогами на основе сотрудничества по решению вопросов семейного неблагополучия.

        Семья и ДОУ – два важных института социализации детей дошкольного возраста. На сегодняшний день педагоги принимают непосредственное участие в работе по устранению негативных факторов в жизни своих воспитанников, которые препятствуют полноценному становлению личности ребёнка.

Список использованных источников:

1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. – М.: Аркти, 2004.

2. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Раннее выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Профилактика семейного неблагополучия. – Петропавловск – Камчатский.: Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, 2017.

3. Музыка М.Н. «Когда воспитатель может вмешаться в семейные дела: консультируемся с юристом». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,  № 8, 2016.

4. Положение о Межведомственном социальном консилиуме № 130. – Вилючинск.: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Вилючинского городского округа ЗАТО город Вилючинск Камчатского края, 2019.

5. Реализация инновационных технологий в работе с семьями и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в Вилючинском городском округе. – Вилючинск.: Администрация Вилючинского городского округа отдел по работе с отдельными категориями граждан, 2019.

6. Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2019 года). (docs.cntd.ru>document)

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. (zakon-ob-obrazovanii.ru)

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124 – ФЗ от 24.07.1998 года. (www.consultant.ru)

9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 – ФЗ от 24.06.1999 года. (www.consultant.ru)

10. Эксперимент Саймонса. (www.psychologies.ru)

Приложение 1

Тест-опросник:

1.   Найдите соответствие:

А) «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ № ………..;

Б) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - ФЗ № ………..;

В) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» - ФЗ № ……….;

а) 120       б) 124     в) 273

2. Ребёнок – это физическое лицо до достижения им возраста ….

а) 14 лет;     б) 21 года;     в) 18 лет.

3. Законными представителями ребёнка являются:

а) родители, записанные в свидетельстве о рождении ребёнка;

б) опекуны, попечители;

в) любой родственник ребёнка, принимающий непосредственное участие в его жизни.

4. …… - совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, а также нахождение ребёнка в обстановке, которая представляет опасность для его жизни, не отвечает требованиям к его воспитанию и содержанию.

а) ТЖС (трудная жизненная ситуация);

б) СОП (социально-опасное положение);

в) тяжёлая социальная адаптация.

5. …… - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть (безработица, смерть кормильца, отсутствие жилья, безработица, недееспособность и т.д.).

а) СОП;

б) ТЖС;

в) затянувшаяся депрессия.

6. Раннее выявление в ДОУ направлено на определение детей (семей):

а) находящихся в социально-опасном положении (СОП);

б) находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС);

в) находящихся в СОП, ТЖС, а также с признаками семейного неблагополучия.

7. Основная цель раннего выявления – это ….

а) отобрание ребёнка у родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности;

б) своевременное оказание комплексной помощи и психолого-педагогической поддержки семье;

в) постановка семьи на внутрисадовский учёт.

8. Основным методом раннего выявления в ДОУ является:

а) социологическое анкетирование;

б) наблюдение;

в) диагностика.

9. Обязаны ли педагоги своевременно сообщать администрации ДОУ, социальному педагогу о наличии признаков социально-опасного положения своих воспитанников, семейного неблагополучия:

а) да;     б) нет;     в) иногда.

10. Первыми, кто может сообщить о неблагоприятных условиях жизни ребёнка, являются:

а) работники ДОУ;

б) медицинская сестра или педиатр, осуществляющие патронаж после выписки ребёнка из роддома;

в) полиция;

г) третьи лица (соседи, родственники и т.д.).

Варианты ответов:

1. А) – в), Б) – а), В) – б);   2. В);  3. а), б);  4. б);  5) б); 6. в);  7. б);  8. б);  9. а);  10. б), г).

Приложение 2

Теоретический материал:

1. Нормативно-правовая основа по теме:

 - ФЗ №  273 «Об образовании в Российской Федерации»,

 - ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

 - ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,

- Семейный кодекс РФ (ст. 63),

- Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35).

2. Основные понятия:

Социально-опасное положение (СОП) - совокупность факторов и условий, вызывающих неблагоприятное социальное положение семьи или гражданина, а также нахождение ребёнка в обстановке, которая представляет опасность для его жизни, не отвечает требованиям к его воспитанию и содержанию.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть (безработица, смерть кормильца, отсутствие жилья, безработица, недееспособность и т.д.).

3. Родители (законные представители), ненадлежащим образом исполняющие свои родительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей:

- самоустраняются от воспитания своих детей, не обеспечивают их продуктами питания, одеждой, предметами личной гигиены, лекарствами, не создают необходимые бытовые условия для комфортного и безопасного проживания детей;

- употребляют наркотические или психотропные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (попрошайничество, воровство, учат нецензурной брани, агрессивному поведению и т.д.);

- умышленно наносят ребёнку повреждения, представляющие угрозу его жизни и здоровью (побои, причинение вреда здоровью различной тяжести);

- вовлекают ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия;

- оскорбляют и унижают личность ребёнка, его честь, достоинства и репутацию;

- создают конфликтные ситуации в семье.

4. Основной целью раннего выявления детей (семей), находящихся в СОП является своевременное оказание комплексной помощи и психолого-педагогической поддержки семье. Первыми, кто может сообщить о неблагоприятных условиях жизни ребёнка и семьи в целом, могут быть медицинская сестра или педиатр, осуществляющие патронаж после выписки ребёнка из родильного отделения, а также третьи лица (соседи, родственники и т.д.).

5.  Методы, применяемые педагогами ДОУ, в работе по раннему выявлению детей (семей), находящихся в СОП: социологическое анкетирование, диагностика, беседа, наблюдение , патронаж.

Приложение 3

Дневник наблюдения

Возрастная группа:________________________        

Ф.И. ребёнка:______________________________

Период заполнения дневника: с _________ по__________

Наблюдатель

Дата заполнения

Внешний

вид

Поведение в разные режимные

моменты дня

Поведение

в различных ситуациях        

Взаимодействие со сверстника

ми

Взаимодействие с педагогами

Взаимоотношения родителей с ребёнком

Дополнительная информация

        

        

Приложение 4

Анкета обратной связи.

1. Является ли полезным для Вас проведённое мероприятие?

а) да           б) нет       в) не совсем      г) не знаю

2. Предоставлена ли информация по теме в полном объёме?

а) да           б) нет       в) не совсем      г) не знаю

3. Какие вопросы по Вам хотелось бы рассмотреть более подробно?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Сможете ли Вы применять полученные знания и раздаточный материал в работе?

а) да           б) нет       в) не совсем      г) не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа педагога-психолога образовательного учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации с использованием видеоматериалов.

Орагнизация профилактическойработы педагога-психолога школы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении с использованием видеоматериалов является действ...

Алгоритм выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

Алгоритм выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

   В  Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют боль...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...

Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...