Формирование основ нравственной культуры личности
классный час

Лоскутова Наталья Анатольевна

Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети и подростки включены в социально ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей личные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Формирование основ нравственной культуры личности»

Формирование основ нравственной культуры личности связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. В первые годы жизни ребёнку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям которых он следует. Накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения. Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, т.к. теперь к нему предъявляются повышенные требования: необходимо не только усвоение высоких нравственных ценностей, идеалов и принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знания этических норм, и ему, как разумно мыслящему человеку, теперь постоянно приходится рассуждать, что нравственно и безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали.

С течением времени опыт ребенка расширяется, развиваются и совершенствуются нравственные свойства его личности, и проявляясь в многообразных отношениях, закрепляется в привычном поведении. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается прежде всего через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственна ценности личности заключается в ее готовности утверждать ее этические идеалы в избранной области деятельности, в том коллективе, в котором предстоит трудиться, в потребности к творческому преобразованию действительности.

Нравственное содержание личности предполагает такие ее свойства характера, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.

Так что же значит нравственное поведение?

Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием своего дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем. Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, т.к. отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется на подражание взрослым. Но по мере того, как его жизненный опыт обогощается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний. Поведение школьника стабилизируется, одновременно повышается и закрепляется уровень его нравственной воспитанности, что происходит под влиянием многих факторов: конкретные жизненные ситуации, требующие целесообразного поведения, воспитатели, сверстники, коллектив. Так складывается нравственный фундамент личности, развивается способность на его основе сознательно регулировать свои поступки и отношения.

Кроме того, складывается система отношений к отечеству, родному краю, школе, а также к своей деятельности (учебе, труду, общественной работе). Вырастают и критерии нравственного поведения.

Индивидуальное развитие личности с общественно ценностными ориентациями – это цель и результат целеустремленного педагогического труда.

Вряд ли можно говорить о высоком уровне, если человек только знает и понимает, как надо действовать. Об эффективности воспитания мы можем говорить в том случае, если человек добровольно и сознательно ориентируется в своей деятельности на этические представления и социально ценные нормы общества и поступает, исходя из них по собственному побуждению. Оценка уровня нравственного воспитания учитывает прежде всего реальные возможности развития личности, а в данном случае речь идет о растущей личности. При этом можно наблюдать, что различные нравственные свойства личности развиваются либо неравномерно, с перебоями, либо непрерывно, быстрыми скачками. Могут наблюдаться моменты застоя и даже обратный процесс.

Постоянный рост знаний и прежде всего возрастающее усвоение этических норм, точно так же, как и способность применять на практике полученные знания, возможны в коллективе с высоконравственным климатом.

Воспитание нравственности осуществляется успешнее, если дети и подростки включены в социально ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей личные интересы. Воспитывая нравственную культуру личности, я исхожу из того, что нахожу каждому дело по душе, чтобы ребенок не был пассивным наблюдателем, с удовольствием мог бы выполнять те поручения, которые раскрывают его склонности, развили бы его способности, повысили бы его авторитеты в коллективе. Именно такая деятельность наиболее полно способствует выражению личности, и тогда социальная активность становится личной потребностью растущего человека.

Стараюсь постоянно раскрывать воспитанникам, как много они значат друг для друга, как они должны бережно и ответственно относится друг к другу.

Показываю им в чем заключается их взаимная ответственность, как она поможет добиться всем успеха, как это необходимо для их дальнейшей жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

Формирование духовно-нравственной культуры личности

Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете, раскрывающий пути формирования духовно-нравственной культуры личности через воспитательную деятельность....

Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний  у учащихся  второй ступени обучения на уроках физической культ...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Литературное краеведение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как способ формирования духовно-нравственной культуры личности

Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам духовно-нравственного развития обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году «Духовно-нравственное развитие: проблемы ...

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Влияние средств массовой информации на нравственные качества школьников....