Алгоритм творческого поиска в процессе создания сценария.
статья по теме

Пономарёва Юлия Васильевна

 

 

Цель: передать практическую сторону системы работы, предполагающую комплекс приемов и действий, в процессе создания сценария.

 

Задачи:

- обобщение опыта работы учителя -  мастера по проблеме мастер-класса;

-совместная отработка учителем-мастером и учителями-учениками методических подходов учителя-мастера и приемов решения заявленной в мастер-классе проблемы;

- оказание помощи участникам мастер-класса в самообразовании и самосовершенствовании;

- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

 

Проблема:

Любое творческое мероприятие проходит в определенной последовательности. Основная задача сделать так, чтобы последовательность не была хаотичной, а подчинялась определенным законам и приводила к нужным результатам. Создание сценария зачастую требует больших затрат времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._dokument_microsoft_office_word.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс Юлия Васильевна Пономарева.

Алгоритм творческого поиска в процессе создания сценария.

Цель: передать практическую сторону системы работы, предполагающую комплекс приемов и действий, в процессе создания сценария.

Задачи:

- обобщение опыта работы учителя -  мастера по проблеме мастер-класса;

-совместная отработка учителем-мастером и учителями-учениками методических подходов учителя-мастера и приемов решения заявленной в мастер-классе проблемы;

- оказание помощи участникам мастер-класса в самообразовании и самосовершенствовании;

- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

Проблема:

Любое творческое мероприятие проходит в определенной последовательности. Основная задача сделать так, чтобы последовательность не была хаотичной, а подчинялась определенным законам и приводила к нужным результатам. Создание сценария зачастую требует больших затрат времени.

Гипотеза:

Алгоритм творческого поиска позволит четко построить работу и сохранить время, необходимое для создания сценария.

Однажды у сороконожки спросили:  - Послушай, как ты ходишь? У тебя так много ножек, в какой последовательности ты их переставляешь?

Сороконожка задумалась и… не смогла сделать ни шагу.

Марина Желтова «Про Сороконожку».

Создание сценария напоминает ситуацию с сороконожкой. На появление готового творческого продукта – сценария оказывают влияние многочисленные факторы. Это и те мероприятия, сценарий которых создается (т.е. цель, тема, форма), место и время его проведения, гости и участники мероприятия.

И так, чтобы сороконожка без особых затруднений могла шагать, даже зная в какой последовательности она будет переставлять свои ножки, ей нужен четкий алгоритм действий.

Сценарий – это не просто новая история и новая реальность, в первую очередь это сюжетная схема, по которой проходит любое мероприятие. Его предназначение заключается в четком понимании замысла автора сценария исполнителем. Каждый сценарий имеет определенный формат и включает в себя диалоги, указания по мизансценированию и действия персонажей.  

Шаг 1. Определение  формы сценария.

Форма сценария – это иными словами то, сценарий чего вы планируете создать. Будет ли это праздник, приуроченный к различным датам и событиям в личной жизни, жизни школы, города, страны или организация предметной декады, урока, выступление агитбригады или театрализованная постановка. Форма сценария так же зависит от времени (года, суток, временных рамок),   места, где будет проходить то или иное творческое дело.

 

Место: закрытые и открытые сцены; Время: неопределенное, продолжительность 10 мин; Цель: организация выступления агитбригады в рамках городской программы «Здоровье и развитие молодежи»; Участники: ребята в возрасте от 9 до 14 лет, члены жюри, родители, учителя.

 

Важной составляющей формы сценария является возраст участников, гостей и зрителей. Необходимо не только учитывать интеллектуальный образ аудитории, но и уметь дифференцировать возможности восприятия и возрастные запросы аудитории.

Шаг 2. Выбор темы.

После обозначения формы сценария, необходимо выбрать тему. Определяя тему, сценарист, спрашивает себя: «Что я вижу?», «Что я исследую?». Казалось бы, самое трудное  – это выбрать тему. Для этого необходима идея. Идея определяет общую направленность, стиль и тему. А поиск идеи не такая уж сложная задача. Заметьте – вы каждый день живете, по какому - то сценарию. Возможно, ежедневные сценарии жизни не так уж интересны, но если отбросить скучные и рутинные промежутки – может получиться довольно неплохая история.

Форма.

Место: Актовый зал школы. Время: 25 мая, с 12.00 до 14.00. Цель: Организация праздничного концерта «Последний звонок». Участники: Обучающиеся 11-х классов, родители, администрация школы и учителя.

Идея:

Вокзал. Прибывают и отправляются в путь поезда. Голос дежурного по вокзалу делает объявления по громкоговорителю.

Тема:

Скорый поезд «Выпускник 2012». Сцена и зал на время превращаются в перрон и вокзал. Выпускники – это  пассажиры поезда, ведущие и учителя – это проводники, родители – это провожающие, директор школы – это начальник вокзала.

Вот вам небольшая подсказка, где и как искать интересные идеи и сюжеты. Попробуйте на протяжении дня отмечать для себя те моменты, которые, по вашему мнению, были довольно интересны и смешны. Необязательно реальные вещи, быть может, в течение дня вы подумаете о чем - то интересном. Запишите это в блокнот. Выберите самую лучшую запись.

Так же необходимо определиться со следующим:

а) что вы хотите донести до зрителя? (например: в жизни не все так гладко как хотелось бы);

б) какой эффект хотите произвести? (например: рассмешить, подвигнуть на подвиги, ввести в раздумья).

И так, вы выбрали тему и определились с идеей. Теперь необходимо ее развивать.

Шаг 3. Поиск сюжета.

Каждая история имеет начало и конец, т.е. у истории есть сюжет. Итак, давайте рассмотрим его структуру подробнее. Любое успешное представление, прежде всего, система эмоционального контакта представления  и зрителей. Для этого необходимо учитывать пять элементов:

- экспозиция и вспышка интереса;
- прогрессия усложнений;
- обязательная сцена;
- кризис;
- кульминация.

1. Экспозиция – это введение в историю. Любая история должна начинаться с одного простого действия.

В жизни героя должно произойти побуждающее происшествие. Оно переворачивает его жизнь и приводит к обязательной сцене. Перед героем возникает цель, которую он должен достичь. Экспозиция должна сразу поворачивать историю.

2. Прогрессия усложнений – ведет к тому, чтобы ситуация вокруг героя усложнялась. Чем труднее положение, в которое он попадает, тем интереснее зрителю то, как герой из нее выпутается. Очень важно, чтобы герой постоянно находился перед выбором – как поступить.

3. Обязательная сцена – это решающая схватка героя и антагониста, самое эмоциональное событие. В обязательной сцене контраст надежды и отчаяния достигает максимума. Трудность обязательной сцены состоит в том, что она должна быть непредсказуемой. В обязательной сцене обязательно должна быть точка «не возврата».  
4. Кризис – статичный момент, когда после серьезных испытаний, герой должен принять решение. Кризис может и должен развиваться в различных сценах и местах истории, но самый важный наступает перед кульминацией. Кризис должен быть визуализирован, т.е. происходить у нас на глазах.

5. Кульминация – это эмоциональные действия, реализация темы посредством события. В кульминации история должна быть рассказана до конца.

Теперь, разобрав структуру сюжета, мы можем сделать следующий шаг.

Итак, самыми основными моментами сюжета являются экспозиция (введение в историю), обязательная сцена и кульминация.

Сюжет можно придумывать по цепочке вопросов. Например: Кто? Девушка. Что делает? Бежит. Что случилось? Опаздывает.  Самое главное, ход сюжета должен быть действенным, имеющим свои корни в реальных жизненных процессах.

Создание экспозиции сюжета. Придумайте, почему должны будут происходить задуманные события, что их спровоцировало, вызвало, где это происходит. В завязке должны прозвучать имена действующих лиц, необходимо обозначить их характеры. Должно стать понятным, что они делают, причина, по которой они это делают и цель. Развитие событий должно быть динамичным.

Обязательная сцена должна выражать  центральную истину. А заключение может отражать последствия, результаты и другие логические заключения действия. Именно в конце необходимо показать то, о чем вы хотели рассказать вашему зрителю. Тут нужно максимально раскрыть все то, что было скрыто.

Через завязку происходит погружение зрителей в проблему драмы. Монолог балерины заставляет задуматься о том, что на сцене постоянно появляются новые яркие, интересные, волнующие герои. Но ведь те, кто были до них, тоже продолжают существование. Что же случилось с ними, теми, кого мы больше не видим на сцене?

Она – великая балерина, но после несчастного случая больше не имеет возможности танцевать. Одиночество и мысли о прошлом постоянно вырывают ее из действительности и погружают в тот момент, когда она исполняла свой последний танец. Образ прекрасной танцовщицы постоянно преследует ее. Постепенно она теряет рассудок и ведомая фантомом девушки шагает с балкона в неизвестность. Единственный друг, глубоко преданный ей и любящий ее молодой человек, не в силах жить без  своей подруги, также  совершает шаг в темную неизвестность.

После того, как сюжет придуман остается добавить все тонкости, нюансы и изюминки отображения истории.

Шаг 4. Диалоги и монологи.

Сценарист должен сдерживать себя, не позволяя садиться за диалоги раньше, чем будет придуман сюжет.  Только тогда, когда точно известно, что происходит в каждой сцене, можно дать персонажам право голоса. Диалог становится интересным только тогда, когда у участников есть цель и между ними есть конфликт. Когда герои согласны друг с другом, им не о чем говорить.

Вариант 1.

- Привет

- Привет, как дела?

- Да вроде как нормально, только вот задумал я тут одно дело…

- Какое?

- Хочу уехать в деревню.

- О,это хорошо! А можно я с тобой?

Вариант 2.

- О, здорова, ты то мне как раз и нужена…

- Привет, а что случилось?

- Дело есть…на двоих…

- Хм. Ты прям интригуешь…  Давай выкладывай, что там…

- Ну … короче … Надо мне в деревеньку одну съездить…

- Ты это серьезно?

- В том то и дело, что серьезно…

Лучший диалог – это когда каждую фразу ждет зритель, потому что каждая фраза несет в себе новую информацию. Диалоги нужно сокращать, взвешивать и делать естественными. Попробуйте произнести фразы ваших героев где-то в жизненных ситуациях человеку, который не знает что это просто проверка фраз и диалога. Посмотрите на его реакцию и запомните что будет говорить ваш собеседник.

Всегда есть соблазн написать больше, чем нужно. И тогда рождается монолог. Монологи так же не должны быть затяжными. Реплики должны быть короткими и уместными. Каждая реплика – это тоже действие, которое должно приближать героя к цели.

И так, ваш сценарий написан. Но это еще не все.

Шаг 5. Редактирование.

Ваш сценарий создан. Ничего не исправляйте в нем. Отложите ваш сценарий на несколько дней и, лишь потом перечитайте еще раз. Теперь пришло время исправлять нестыковки и неудачные моменты в сценарии. Уделите внимание персонажам и их диалогам, перечитайте монологи. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной и соответствовала его характеру. Внимательно перечитайте сценарий. Посмотрите, что можно улучшить, какое слово можно заменить другим.

Если вас все устраивает, определитесь с названием вашего произведения. Обязательно прочитайте его своим друзьям и попросите высказать свое мнение. Если вы согласны с замечаниями исправьте их.

И ваш сценарий готов.

Все эти компоненты дисциплинируют вашу работу, направляют ваш творческий поиск, не позволяют распалить ваши силы, концентрируют и выстраивают все художественные образы и технические средства воздействия на зрителей для достижения цели – создания сценария.  

Совместный творческий поиск (учителя и обучающихся), в процессе создания сценария, позволят вам не просто сохранить время, необходимое для его написания, но организовать увлекательное коллективное творческое дело.

Практическая часть.

Мы попробуем написать сценарий мини представления и даже разыграть его. Остановимся на 2-х этапах создания оригинального сценария: поиск сюжета и  написание диалога (монолога).

Для оптимизации и сохранения времени предлагаю вам объединиться в пары.

Выберете понравившуюся вам идею:

  1. Молоко убежало.
  2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
  3. Безопасная дорога в школу.

Форма сценария определена:

Место: ваш школьный кабинет;

Время: до 3-х мин урочного времени, фаза введения в тему урока;

Цель: введение в тему занятия/постановка проблемы занятия;

Участники: сам учитель управляющий пальчиковыми куклами, обучающиеся.

Вместе с вашим партнером обсудите сюжет и реплики ваших персонажей. Алгоритм работы зафиксирован на рабочих листах.

Время на работу 3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Программа по повышению квалификации педагогов дополнительного образования «Творческий поиск»

Повышение квалификации – это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных...

Развитие художественно-эстетического вкуса ребенка в процессе создания творческой коллекции моделей одежды

Из опыта работы со школьниками по воспитанию художественного вкуса в процессе создания коллекции моделей одежды....

Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки.

В настоящее время вектор деятельности педагога смещается из области  обычной передачи знаний в область сотрудничества, в область направления деятельности учащихся на достижение целей урока. Измен...