Сценарий игры "Умники и умницы"
методическая разработка (5 класс) на тему

Сущенкова Анастасия Ивановна

Игра "Умники и умницы" для детей 5-7 классов. Поропаганда знаний по пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Починковский Центр дополнительного образования»

Районный конкурс методических разработок по пожарной безопасности среди педагогических работников образовательных организаций района

 «Учим пожарной безопасности»

Номинация:

Занятие в системе дополнительного образования

Название работы:

Игра «Умники и умницы»

для учащихся 5 - 7 классов

Автор:

Сущенкова Анастасия Ивановна

Должность:

Педагог-организатор

Место и год создания работы:

МБОУ ДО «Починковский ЦДО», 2015

Пояснительная записка

Название работы:

Игра «Умники и умницы» для учащихся 5 - 7 классов

Игра и детство неразделимы. Психологи считают, что игры стоят на высшей ступени интересов детей. Велика роль игры в воспитании, обучении, нравственном становлении личности. Народная мудрость гласит: «Каков человек в игре, таков он и жизни». Играя, ребенок познает мир.

Сценарий игры разработан для среднего школьного возраста  V – VII классов.

В ходе игры дети сталкиваются с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются на уроках ОБЖ сверстниками, в играх, беседах, при чтении книг.

Цель:  пропаганда знаний по пожарной безопасности.

Задачи:

  1. Повторить правила безопасного поведения при пожаре в жилище, на транспорте, в природе.
  2. Закрепить знания о способах тушения пожаров.
  3. Тренировать умение находить решения в ЧС.
  4. Повторить приёмы оказания ПМП при травмах.

Правила игры:

Игра состоит из трёх туров и финала. В каждом туре    участвуют 3 человека из разных классов. Победители выходят в финал. Во время игры участники находятся на дорожках.

На короткой дорожке ошибаться нельзя.

На средней дорожке можно ошибиться один раз.

На длинной дорожке  можно ошибиться два раза. Цифры на дорожках соответствуют номерам этапов.

(1-е вопросы задаются учащимся 5-х классов, 2-е вопросы – учащимся 6-х классов, 3-и вопросы – учащимся 7-х классов)

       

2

3

4

3

2

1

2

1

1

1тур.

1этап.

  1. Назовите основные факторы пожара, воздействующие на людей.
  2. Каким должно быть место разведения костра?
  3. Как назвать пожар, возникающий в торфяном слое и чем он опасен?

2 этап.

  1. Назовите 5 причин пожаров в жилище.
  2. Перечислите этапы разведения костра.
  3. Назовите признаки подземного пожара.

3 этап.

  1. Как надо выходить из задымлённого помещения?
  2. Огонь костра вышел из-под контроля. Ваши действия.
  3. Назовите причины возникновения лесных пожаров.

4 этап.

  1. Перечислите средства тушения пожара в помещении.
  2. Как потушить на человеке горящую одежду, как ты будешь тушить одежду на себе?
  3. Какие заблаговременные мероприятия проводятся для предупреждения лесных и торфяных пожаров?

2тур.

1 этап.

  1. Что делать, если в квартире начался пожар?
  2. Что нельзя делать при возгорании в квартире?
  3. Назовите несколько способов тушения огня в лесу.

2 этап.

  1. Почему номер телефона пожарной охраны «01»?
  2. Для чего производится побелка дымоходов?
  3. Как нужно выходить из зоны лесного пожара?

3 этап.

  1. Что необходимо сделать, уходя из квартиры, чтобы не допустить пожара?
  2. Какие правила нужно соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?
  3. Какие правила надо соблюдать при устройстве новогодней ёлки?

4 этап.

  1. Какие меры надо предпринять, чтобы не допустить пожаров по причине шалости детей?
  2. Почему случаются пожары от электроприборов?
  3. Как вы понимаете пословицу: «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»?

3тур.

1 этап.

  1. Какие типы костров вы знаете?
  2. Назовите признаки возможного загорания электроприборов.
  3. Перечислите правила пользования газовыми плитами.

2 этап.

  1. Нужно ли бояться лифта при пожаре?
  2. Перечислите способы добычи огня в условиях автономного существования.
  3. Это слово имеет несколько значений. Его часто употребляют люди разных профессий, например, географы, портные. В том числе и пожарные. Что это за слово?

3 этап.

  1. Как себя вести при пожаре в поезде?
  2. Как себя вести при пожаре в самолёте?
  3. Как себя вести при пожаре на судне?

4 этап.

     (Задаются оставшиеся вопросы.)    

Финал.

1 этап.

  1. Помещение кухни наполнилось запахом газа. Ваши действия.
  2. Загорелся телевизор. Ваши действия.
  3. Как оказать ПМП при ожогах?

2 этап.

  1. Вы идёте вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идёт дым, а какие-то мальчишки выбегают изнутри. Ваши действия.
  2. Придя вечером домой, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идёт дым. Ваши действия.
  3. Вы пьёте чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали, что пахнет дымом. Открыв дверь, вы увидели, что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно. Ваши действия.

3 этап.

  1. Назовите признаки отравления бытовым или угарным газом.
  2. Как оказать ПМП при ушибах?
  3. Как оказать ПМП пострадавшему от угарного или бытового газа?

4 этап.

  1. Чем опасен угарный газ?
  2. С помощью чего можно обнаружить утечку бытового газа на кухне?
  3. Какого цвета и каким должно быть пламя газовой горелки?

Подводятся итоги игры. Победителям 1, 2, 3 место вручаются грамоты.

Игра «Умницы и умники» (ответы).

1 ТУР.

1 этап.

  1. Открытый огонь, высокая температура, плохая видимость, токсичные продукты горения, понижение концентрации кислорода.
  2. Место, очищенное от травы, листьев, неглубокого снега.
  3. Подземный или торфяной пожар. Он опасен неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка такого пожара не всегда заметна, из-за чего возникает риск провалиться в прогоревший торф.

2 этап.

  1. Неосторожное обращение с огнём, нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами, нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, утечка газа, неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
  2. Выбор места для костра, устройство костровища, заготовка дров, приготовление растопки, разведение костра, поддержка костра.
  3. Горячая земля и дым из почвы.

3 этап.

  1. Защитить глаза  и органы дыхания, накрыться плотной влажной тканью и двигаться, пригнувшись или ползком, не входить туда, где много дыма.
  2. Забросать землёй, залить водой, захлестать вениками из сырых веток лиственных пород деревьев и кустарников.
  3. Безответственное отношение людей, от удара молнии, брошенная спичка, окурок, обтирочный материал, пропитанный бензином, заправка машин при работающем двигателе, бутылки и осколки стекла.

4 этап.

  1. Вода, песок, стиральный порошок, снег, земля, брезентовые покрывала, огнетушители.
  2. Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, одеждой, прижав её к телу пострадавшего. Лечь на землю и кататься.
  3. Разбивка леса на изолированные друг от друга блоки, высаживание по опушкам леса лиственных деревьев, прокладывание противопожарных дорог, санитарные вырубки.

2 ТУР.

1 этап.

  1. Вызвать пожарную охрану, по тел. «01» или позвать на помощь; покинуть помещение, предупредить соседей, встретить пожарных.
  2. Тушить самостоятельно большой очаг возгорания,  распахивать окна,  паниковать, выпрыгивать из окон, пользоваться лифтом, тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
  3. Водой, искусственно вызванными осадками, захлёстыванием ветками, грунтом, прокладыванием канав, созданием заградительных полос, пуском встречного низового  огня от опорной полосы.

2 этап.

  1. Простой – каждый может запомнить, короткий – во время пожара дорога каждая минута, удобный – можно набрать в темноте.
  2. Это позволяет быстрее обнаружить трещины, через которые пламя может выйти наружу и привести к пожару.
  3. Перпендикулярно направлению движения огня (кромки пожара) навстречу ветру, идти по просекам, дорогам, берегам ручьёв и рек.

3 этап.

  1. Надо выключить свет, газ, электроприборы, убрать от детей спички.
  2. Нельзя растапливать печи маленьким детям, нельзя растапливать печи бензином, не оставлять без присмотра, вовремя закрывать, доверять кладку и ремонт печи только специалистам, следить за её исправностью, прибить к полу железный лист размером 50х70 см, при подготовке к отопительному сезону проверить целостность печи и дымохода, отремонтировать их, очистить от сажи, побелить, нельзя ближе 0,7 м от печей сушить дрова, развешивать бельё, располагать мебель, занавески и др. горючие предметы.
  3. Иллюминационное освещение должно быть исправным, нельзя применять для освещения и украшения свечи, бенгальские огни, хлопушки, фейерверки, бумажные игрушки. Нельзя надевать костюмы из ваты, марли, бумаги, не пропитанные огнезащитным составом, нельзя ставить ёлку вблизи нагревательных приборов.

4 этап.

  1. Нельзя играть со спичками, без взрослых пользоваться электроприборами, разводить костры.
  2. Если они оставлены включенными без присмотра, они нагреваются или в них происходит короткое замыкание, неисправность, перегрузка.
  3. Огонь нас согревает, кормит, помогает на производстве. Но при неумелом или неосторожном обращении с ним может случиться пожар.

3 ТУР.

1 этап.

  1. «Нодья» – из 6 брёвен, «Шалаш», «Звезда», «Ленивый».
  2. Появление дыма или запаха горелой резины, пластика, дерева, сильный нагрев прибора, искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.
  3. Газовая плита должна быть чистой и в рабочем состоянии, нельзя оставлять без присмотра кастрюли при приготовлении пищи, сушить бельё над газом.

2 этап.

  1. Да.
  2. Высеканием, трением, с помощью линзы.
  3. Рукав.

3 этап.

  1. Сообщить машинисту, проводнику, оповестить пассажиров, закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя; уходить от пожара в передние вагоны, закрывая за собой двери; выпрыгивать лишь в крайнем случае, надеть побольше одежды или с матрасом.
  2. Выполнять все команды экипажа, защитить себя от жары и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол. После приземления быстро покинуть самолёт через аварийный выход, пробираться на четвереньках, не брать ручную кладь, быть решительными и дисциплинированными.
  3. Выйти на палубу к спасательным шлюпкам, не паниковать, надеть спасательный жилет; только при угрозе жизни прыгать за борт, предварительно бросив в воду всё, что плавает.

ФИНАЛ.

1 этап.

  1. Перекрыть кран, подводящий газ к плите, выключить все конфорки, проветрить помещение, не пользоваться электроприборами, не включать свет, не пользоваться спичками, сообщить об утечке газа в аварийную службу.
  2. Выключить прибор, засыпать огонь песком, землёй из цветочного горшка, стиральным порошком, накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, чтобы прекратить доступ воздуха.
  3. Приложить влажную ткань к ожогам, не смазывать место ожога кремом, жиром, не срывать одежду с обожжённого тела, дать обильное питьё, обезболивающее.

2 этап.

  1. Вызвать пожарную охрану.
  2. Пойти к соседям и позвонить по тел. «01», позвонить родителям.
  3. Быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату; взять шарф или кусок ткани, смочить водой, завязать, чтобы она закрывала нос и рот, пригнувшись, выйти из квартиры, зайти к соседям и вызвать пожарных.

3 этап.

  1. Сильно болит и кружится голова, шум в ушах, темнеет в глазах, тошнота, затемняется сознание, мышечная слабость, сонливость; потеря сознания, судороги; смерть.
  2. Холод, тугая повязка, покой повреждённой конечности. Доставить пострадавшего в больницу.
  3. Вывести или вынести на улицу. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом, при          необходимости сделать искусственное дыхание, Растереть тело, положить грелку к ногам.

4 этап.

  1. Ядовитый, не имеет цвета и запаха, не раздражает глаза – его трудно обнаружить.
  2. Мыльной пены.
  3. Ровным, голубого цвета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса « А ну – ка, девочки, а ну, умницы!»

Сценарий конкурса предназначен для 6-8 классов. Использую в неделе технологии....

Сценарий игры "Умники и умницы"

Представлен сценарий математической игры "Умники и умницы"...

Сценарий познавательной игры "Умники и умницы"

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое было проведено в 7 классе в рамках предметной недели. Материал о птицах  предполагает расширение полученных знаний на уроке, развити...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе.

Сценарий игры “Умники и умницы”по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” в 8-м классе....

сценарий игры "Умники и умницы"

игра по станциям для детей 7-10 лет, посвященная празднику 8 марта...

Сценарий внеклассного мероприятия по ИЗО в 7 классе: Игра «Умники и умницы»

Цель:Закрепить и расширить знания учащихся об изобразительном искусстве, а также оживить процесс приобщения к миру прекрасного.Задачи:1.     Закрепить знания учащихся по основным р...