Урок Мужества "Письма опаленные войной"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кучерова Юлия Викторовна

Урок Мужества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Письма, опаленные огнем»

(урок мужества) звучит письма с фронта Э. Асадов

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на традиционном уроке мужества «Письма, опаленные огнем»

Ведущий 2: Поприветствуем почетных гостей нашего мероприятия

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Звучит «Школьный вальс”(муз. И.Дунаевский, сл. М.Матусовский),кружатся пары.

Появляется фотограф, музыка стихла, пары остановились.

Фотограф: Внимание! Внимание! Снимок на память!

Все подбегают к нему, становятся, чтобы сфотографироваться.

Приготовились! Улыбочка! (щелчок) Снято!

Выпускник: Исторический момент, запомним, 21 июня, 1941 года,  наш 10 «а».

Выпускница: Нас 35. 17 девочек и 18 мальчиков.

Выпускница:

Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста и 2 журналиста.

Уходят.

Ведущий 2:  

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 

Ведущий 1: В то утро простился с тобою

                   Твой муж или брат, или сын,

                  И ты со своею судьбою

                   Осталась один на один.

                   С несжатыми в поле хлебами

                   Ты встретила эту войну.

 

Звучит музыка «так началась война»

 

Ведущий 2:Треугольником сложен пожелтевший листок,

                   В нем горькое лето, и сигналы тревог,

                   В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

                   Рвется ветер осенний и команда: вперед!

                   Даже смерть отступила, хоть на несколько дней.

                   Где солдатские письма шли дорогой своей.

                   И с поклоном последним письма, полные сил,

                   От погибших в сраженьях почтальон приносил.

(А.Горбатов.)

Ведущий 1:        Когда я вижу, как убитый

                            Сосед мой падает в бою,

                            Я помню не его обиды,

                            Я помню про его семью.

                            Мне представляется невольно

                            Его обманчивый уют.

                            … Он мертв уже. Ему не больно,

                            А их еще… письмом убьют!

(И.Уткин.Из письма)

Ведущий 2: Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной войны, мы все чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом…

 

Ведущий 1: Письма с фронта… Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Простые маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «просмотрено военной цензурой».

 

Ведущий 2: Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы жили мы и сделали все то, чего не успели сделать они.

 

Ведущий 1: Простые эти письма писались в перерыве между боями в госпиталях, на передовой. Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься во времени назад, в окопы и землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки.

Выходят ученицы-почтальонки.

  1. ученица: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».
  2. ученица: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.
  1. ученица: Как раскладывать по кварталам

Голоса всех живых и мёртвых,

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустёртых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте- жизни и смерти,

Если б знать вам, на почте тут же.

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам. В первом сраженьи...

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берёт всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.

2 ученица: Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

  1. ученица: Кроме писем и газет  мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом .

Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

  1. ученица: В четырёх письмах - радость , а в пятом- похоронка. Это было великое горе.

Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

«Почтальонки» достают письма-треугольники, вручают их «адресатам».

Выходят ученики в солдатской форме.

1 ученик: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».

2 ученик: « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

 3ученик:

Дорогая! Письмо твое с фотографией нашей дочурки получил. И оно явилось для меня действительно большим праздником.... Как выросла наша Элъви! Как похорошела. Опять зима, опять мы в разлуке. Трудно свыкнуться с .мыслью, что это будет продолжаться так долго, как уже было...

... Какое прекрасное создание - человек, и как я хотел бы, чтобы каждый человек был счастлив. Ведь у каждого из нас жизнь-то одна.

Милая! Пиши чаще, как только сможешь. Я буду бесконечно благодарен.

Ведущий 1: У нас в школе проходила акция «Письмо в прошлое» в ходе которой ученики писали письма своим дедам и прадедам со словами благодарности за победу в Великой Отечественной войне, некоторые из них мы просим зачитать самих авторов.

Ведущий 2: Читаешь эти письма, и встают перед твоими глазами дороги, размытые дождями, тяжело шагающая по весенней грязи пехота, ты слышишь, как рычат машины, как, дружно ухая и ругаясь, солдаты подталкивают застрявшую пушку…

 

Ведущий 1:Письма фронтовиков как бы отодвигают перед нами завесу времени, позволяют увидеть их такими, какими они были, когда торопливо, привалясь к стенке окопа, а то и просто на колене писали свои скупые строки. В них старались ободрить близких, знакомых, поделиться чувствами и мыслями.

 

Ведущий 2: О чем думает солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочиняет письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и верить, что вернется с победой.

 

Давайте, почтим память погибших солдатов минутой молчания.

За столом сидят Галя, Зоя, Женя, Нина.

На фоне песни «Катюша» (муз.М. Блантер. сл. М.Исаковский) пишут письма, подшивают воротничок к гимнастёрке, читают, начищают сапоги. Вбегает Катя, на ней летнее платье, кружится  в танце.

Катя :Ну, как я вам, девочки? Жалко, туфель нет на каблуке, не сохранила я их!   (пристёгивает сапогами)

Галя: Ой, Катюха, какая прелесть! Как тебе идёт!

Катя: А у меня сегодня день рождения! И я хочу веселиться и чаевать!

Все окружают её поздравляют, дёргают за уши. Катя со смехом отбивается, достаёт из вещмешка фляжку, кружки, сахар, ставит на стол.

Зоя: Слушайте! А у нашей хозяйки играет патефон и старые пластинки есть. Я сбегаю. Будем танцевать?

Катя: Да ладно тебе, Зойка ,в кои веки минутка выдалась.…Давайте лучше чайком горячим побалуемся, отдохнем, помечтаем…

Разливает чай, пьют.

А знаете, девочки, я после войны пойду учиться на режиссера и кино сниму о войне, чтобы все помнили!

Зоя:А я попробую в авиационный, там, правда, одни мальчишки почти.

Катя: Значит, все женихи твои!

Смеются.

Галя: Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны выйду замуж по большой-большой любви! У меня будет много детей, мальчиков и девочек, сколько получится! Война вон сколько народу повыбила, вот я и решила…

Нина: Молодец. Галка, у тебя всё получится! А я хочу стать учителем, буду твоих детей учить русскому языку и литературе. А ты , Жека, кем будешь?

Женя: Геологом. Искать полезные ископаемые по всей стране, изучить  её вдоль и поперёк, всю прошагать своими ногами. А то я её до сих пор только с высоты и видела…

Слышны отзвуки идущего боя.

Катя: Всё девочки, фрицы начали обстрел, скоро и нам вылетать. Пора готовиться!

Уходят.

Ведущий 1: Военное поколение это люди особого сорта. Они для нас должны быть, и есть пример стойкости, силы характера, героизма, честности и настоящей любви к своей Родине. Среди них были и наши земляки. В нашем селе на сегодняшний день живет единственная участница Великой Отечественной войны Кириенко Александра Захаровна.

Ведущий 2 : До слез трудно представить сейчас , какое мы пережили горе, вспоминает Александра Захаровна. 1 июня 1943 года я шла с утренней разнарядки из конторы, а мама встретила меня со слезами у калитки, держа в руке повестку. В ней было написано: срочно явиться в военкомат  города Тулуна. Было нас  человек сорок, мы почти друг друга знали по комсомольской организации. Посадили нас в поезд, который шел до Иркутска, всю дорогу шутили, смеялись, пели. Мы даже не представляли, что едем на фронт. Мне и еще одной девушке сказали  выйти из строя и подойти к командиру отделения. Командир сказал:«Вас отправляют домой, так как вам нет 18-лет, а остальные едут дальше».  Я стала его уговаривать, просить, чтобы меня не отправляли  домой. Но мои уговоры он не слушал. Отошла в сторонку, чтобы командиры не видели моих слез.  Ко мне подошли девчата, спросили:  «Что случилось?»  Меня отправляют домой.  Тогда мы все вместе пошли к майору просить, чтобы меня отправили со всеми дальше. Майор заулыбался и сказал: «Подойди к лейтенанту Петухову, получи паёк, будешь хорошим командиром».  Отправили нас в Кривощеково на учебу на полгода. Нас переодели в парадную форму, мы приняли присягу. После прохождения учёбы, мне дали звание сержанта. По окончании курсов набрали взвод девушек, отправили в 153 полк,1 гарнизон, 1батальон города  Кемерово.  Шуру назначили  младшим командиром отделения  порохового завода. Улаживали боевые снаряды и отправляли на фронт. Мы работали в 4 смены, от усталости приходили и падали в кровать. Жили на заводе. Вой сирен до сих пор стоит в моей памяти, было очень страшно, но мы понимали, как нужна наша помощь, наши снаряды на фронте.   В 1944 году  меня перевели командиром отделения гарнизона в 153 полк  города Кемерово, сопровождали поезда с боевыми снарядами, служила в этом полку  Александра Захаровна до окончания войны. 9 мая 1945 года была дежурной по гарнизону, когда услышала  по радио, что война закончилась. Я не поверила, думала, мне показалось. Но, когда посмотрела по сторонам, от радости кто плакал, кто кричал. Это состояние невозможно передать

 Ведущий 2: Но войну выиграли не только те, кто сражался на фронте. В равной степени победу завоевали и женщины – труженицы тыла, давайте их поприветствуем. А можете ли вы рассказать нам  как  вы получали эти заветные треугольники? Часто ли вы их получали? О чем писали вам? Спасибо!

Ведущий 1: Слово предоставляется

1. Директору Муниципального общеобразовательного учреждения «Мугунская общеобразовательная школа» Федоровой Людмиле Николаевне.

2. Мэру Тулунского муниципального района Гильдебрант Михаилу Ивановичу.

3. Главе Мугунского сельского поселения Кучерову Владимиру Николаевичу.

4. Председателю районного совета ветеранов Негожеву Алексею Артемьевичу.

Председателю совета ветеранов Мугунского сельского поселения Толочину Дмитрию Николаевичу.

В конце музыки выходят 6 класс.

Чтец:

Да, у войны совсем не женское лицо!

Так веками очень многие считали,

Но в тылу врагов коварное кольцо,

Наши женщины сердцами разжимали.

Чтец:

Добровольно приняв правила войны,

Приспособив все не женские одежды,

Встали строем за спасение страны,

За несбывшееся счастье и надежды.

Чтец:

А примерив на себя мужскую роль,

Разделили так же долю человечью,

Через битву проносили злую боль,

За бойцов, за их раненья и увечья.

Чтец:

В самолётах, медсанбатах, блиндажах,

Они – хрупкие, красивые, родные,

Наводили на врагов тоску и страх,

Женской доблести военной часовые.

Чтец:

Хоть, порой, боялись мышки и огня,

Но в святом бою не дрогнули, стояли,

И горела у захватчиков броня,

Не прошли! Им «Зори тихие» не дали!

Чтец:

В прошлом веке та, внезапная, война,

Но всегда вы на посту, на всей планете,

Наши женщины, бесстрашно, как одна,

Чтобы дома тихо-мирно спали дети! (А. Войнаровская)

Ведущий 1:  Сегодня мы немного вспомнили о самом сокровенном это о солдатских письмах о их значении для каждого человека.В подавляющем большинстве не сохранились письма тех, кто вернулся живым. Житейская логика: зачем хранить письма, кому они нужны, когда вот он сам, опаленный огнем войны.

 

Ведущий 2: Солдатские письма теперь они сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями. В рамку бы их да на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами, а может, и прадедами – прошли ведь не то что годы, многие десятилетия.

 

Ведущий 1: Солдатские письма должны жить. Жить в семьях как память и гордость фамильная. Пусть это будет маленькой частичкой долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для них честь и достоинство державы.

 

В заключении звучит «Реквием» Р. Рождественского

Ведущий 2: А, сейчас мы приглашаем Вас на вальс. 

Звучит музыка «Тучи в голубом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"

Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных  учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...

Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)

Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...