Внеклассное занятие по СБО
план-конспект занятия (9 класс)

Елисеева Елена Анатольевна

Цель:  Расширить  знания подростков о значении труда в жизни человека, о разнообразии профессий.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

- побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

- развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует      приобретению важных жизненных умений и навыков;

 Коррекционно - развивающие:

- корректировать и развивать речи через повышение информационной и коммуникационной компетентности учащихся;

- развивать смекалку, находчивость, мышление;                                   

 Коррекционно - воспитательные:   

- воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие, эстетический вкус, интерес к рабочим профессиям, труду.

 - формировать реальные представления об успешности, возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_truda_my_nikuda.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по СБО  

"Без труда нам никуда"

Цель:  Расширить  знания подростков о значении труда в жизни человека, о разнообразии профессий.

Задачи: 

Коррекционно - образовательные:

- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

- побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

- развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствует      приобретению важных жизненных умений и навыков;

 Коррекционно - развивающие:

- корректировать и развивать речи через повышение информационной и коммуникационной компетентности учащихся;

- развивать смекалку, находчивость, мышление;                                    

 Коррекционно - воспитательные:  

- воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие, эстетический вкус, интерес к рабочим профессиям, труду.

 - формировать реальные представления об успешности, возможностях приложения своих профессиональных намерений.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, атрибутика для конкурсов, пословицы для оформления класса, выставка детских работ.

На столах названия мастерских,  «Столярная мастерская», «Швейная мастерская», материал для конкурсов (молотки, гвозди, бруски, нитки, ткань, пуговицы, иголки, ножницы), кроссворд по теме «Труд», полоски бумаги, заготовка веера, клей, Конституция РФ, конкурс «Кому что нужно?» (колпак, белый фартук, половник, сантиметровая лента, ткань, ножницы, долото, стамеска, рубанок, пила, ведро, тряпка, швабра), карточки с заданиями, маркеры, шаблон дома, цветные листочки, фломастеры.

  

Ход мероприятия:

Ведущая:  Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала заполним кроссворд.

(на доске – кроссворд)

1. Человек, который умеет делать что-либо или поговорка «Дело …. боится» (мастер)

2. Продолжи пословицу «Была бы охота, найдется всякая ….» (работа)

3. У мастера – золотые руки,

Он окажет клиенту любые … (услуги)

4. Человек занят … (делом) или пословица «Кончил …, гуляй смело!» (дело)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (труд)

Ведущая:  Наше мероприятие называется «Без труда нам никуда»

Сегодня наш класс я условно разделила на две команды.

Давайте поприветствуем их. Это - «Работяги» и «Трудяги»

Девиз: Удальцы вперед стремятся,
И с соперником сразятся.
Нипочем нам враг любой,
Победим — призы возьмем!

Да, что бы чего-нибудь добиться в жизни, необходимо потрудиться.

И сегодня мы будем говорить о значении труда в жизни человека и о том, что же побуждает его трудиться.

Работа с пословицами: Ребята, о чем все эти пословицы? Какой смысл они несут?

Беседа с элементами игры:

Что такое труд?

Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.

Труд - работа, занятие.

Труд - деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Труд -  привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания.

Труд -  результат деятельности, работы, произведение.

Приведите примеры родственных слов:

«трудолюбие»  – это черта характера, которая обозначает стремление, желание и склонность человека к труду. Или положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
«трудный»
 - требующий большого труда, усилия, напряжения,

«трудолюбивый» - любящий трудиться,

«труженик» - тот, кто трудится, трудолюбивый человек.

Игра «Прекрасный веер»  (Участвуют две команды. Им  предложены полоски бумаги с качествами, заготовка веера, клей).

Ведущая: Ребята, одной команде из предложенных качеств выберите те, которые помогут дать полное представление о понятии « труженик», второй -  собрать все плохие качества и  наклеить их «веером».

(Любознательность, недобросовестность, сообразительность, лодырничество, проницательность, торопливость, неуживчивость, старательность, лживость, терпеливость, безответственность, бережливость, аккуратность, неисполнительность, беспечность, умение трудиться сообща, трудолюбие,  беззаботность, нерадивость, работоспособность, халатность, неаккуратность, требовательность к себе, неработоспособность, решительность,  бракоделе,  радостное отношение к труду, небрежность, лукавство)

Ведущая:  Люди не могут прожить жизнь  без труда. Без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на земле.

И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится  сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые и дети. Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд.         (показ Конституции РФ, зачитать статью о труде)

Ведущая:  Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.

Сейчас команды выполнят следующее задание. 

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Первой команде нужно дать характеристику ДОМОХОЗЯЙКЕ, а второй – ПРОГРАММИСТУ.

(Постоянный - временный, простой - сложный, умственный - физический, оплачиваемый - безвозмездный, добровольный - принудительный, ручной - автоматизированный, творческий - традиционный, коллективный - индивидуальный)

Проверка: «Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

Существует ли труд без расчета на вознаграждение? Как можно назвать такой труд?

Это бескорыстный труд – труд, который выполняется человеком не ради себя, а ради общего блага. Таким трудом мы занимались, когда участвовали в проектах «Рука

помощи», «Спешите делать добрые дела», совместно с д/садом №6.

Ведущая: Что труд дает человеку? (Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство)

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.

Мозговой штурм: Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не вышли на работу электрики? (не будет света)

Не вышел на работу пекарь, а врач?

Не вышли на работу учителя?

Если бы вы не пришли на работу водители автобусов?

Правильно ребята! Жизнь - это труд.

Как назвать эти картинки одним словом? (профессии) Что такое профессия?

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки знаний и умений.

На свете много разных профессий. Все они необходимы для человека. И для каждоц профессии необходимы определенные орудия труда.

Конкурс «Кому что нужно?»

На столах имеются атрибуты различных профессий, ваша задача - выбрать атрибуты, соответствующие названию профессии в вашей карточке.

(выходят  5 учеников, получают карточку с названием профессии)

Повар (колпак, белый фартук, половник),

Швея (сантиметровая лента, ткань, ножницы ),

Столяр (долото, стамеска, рубанок, пила),

Овощевод (корзина, овощи, лопата),

Уборщица (ведро, тряпка, швабра).

Вывод: Чтобы стать хорошим поваром, строителем, маляром нужно много трудиться.

Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надо не ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям, пользующимся продуктами твоего труда.

Практическая часть: 

Ведущий. Вот уже пятый год вы осваиваете профессии столяра и швеи. Столяр - древнейшая профессия, она до сих пор имеют большое значение в строительстве. Что должен знать и уметь столяр? Столяр должен хорошо знать породы и свойства древесины, определять, какая древесина необходима для изготовления мебели, рам и других предметов и еще многое другое.

А  вот здесь находится мастерская "Модница", здесь работают лучшие мастера города. Давайте узнаем у них, что должна знать и уметь швея? Строить выкройки, кроить, аккуратно шить…

А теперь я предлагаю вам распределиться по мастерским, девочки - в свою, мальчики  - в свою.

Конкурс: «Наши руки не для скуки»

Задание мальчикам: Из трех брусков разных размеров нужно смастерить  кроватку для куклы.

Задание девочкам: Пришить пуговицу с четырьмя отверстиями разными способами.

Бригады выполняет задания

Подведение итогов: Каждый из вас сделал маленькое дело, а вместе сделали большую работу. Значит, индивидуальный труд каждого стал большой коллективной работой

Ведущая: Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Игра: «Закончи предложение»

Папа за работу на заводе получил …… Зарплату

Маша учится в медицинском институте и получает ….  Стипендию

Бабушка каждый месяц получает …… Пенсию

На младших детей мама получает ….. Пособие

Все названное выше составляет ….. семейный бюджет

А семейный бюджет – это все вливания в семью, которые дают возможность жить!

Ведущая: Мы сегодня много говорили о труде. Что является главной работой ученика? Как вы считаете, ваша учеба это труд? А для чего вы учитесь? (чтобы быть образованным человеком) Как учеба может пригодиться в жизни вам?

Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

И пусть девизом вашей жизни станут слова: «Землю солнце красит, а человека-труд».

Вывод: Главный труд в школе – учеба, на уроках мы получаем знания, которые нам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию.

Ведущая: Ответьте мне, пожалуйста, а можно научиться любить труд?

Трудолюбие можно воспитать, а точнее самовоспитать. От кого будет зависеть успех этого дела? Не следует забывать помочь, желательно без просьб и напоминаний  родителям, бабушке и дедушке, младшим брату и сестре. Возьмите себе это за правило. Какое должно быть отношение к любой работе? (К выполняемой работе надо относиться добросовестно, ответственно)

Слова и дела: Самый большой недостаток в воспитании трудолюбия – это расхождение слова и дела. Вы говорите родителям, что любите их,  а вот помочь им, поучаствовать в домашней работе – у вас находится масса причин и отказа. Если вы хотите воспитать в себе трудолюбие, возьмите себе лозунг «Ни дня без доброго дела!»

(Повторить лозунг).

(Раздать памятку. Учащиеся по очереди зачитывают добрые дела)

Памятка

Перечень добрых дел:

Помощь старикам и инвалидам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.)

Защита и помощь младшим

Забота о родителях, помощь по дому

Работа в библиотеке по «лечению»! книг

Посадки и охрана деревьев, кустарников, цветов

Сохранение порядка

Изготовление наглядных пособий для уроков

Помощь одноклассникам в учении

Забота о заболевшем товарище

Помощь учителям на уроках

Уборка помещений

 

«Избегайте этих выражений»Невозможно, не могу, трудно, сомневаюсь, не получается, устал, не сегодня –     завтра, потом, успею еще, что мне, больше всех нужно? Что я, больше всех должен?

Рефлексия:  Итак, ребята, сегодня вы узнали много о труде взрослых и детей. А сейчас давайте сделаем вывод и поставим цель: Закончить эту учебную четверть без троек. Принимать активное участие в общественно  - полезном труде по благоустройству  территории школы и класса.

Ведущая: В нашей стране почётными являются и труд милиционера,  и  рабочего, и труд строителя, и дворника и уборщицы. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе. Скоро для кого-то  из вас прозвенит последний звонок, вы сдадите выпускные экзамены и перед вами встанет вопрос: Кем быть? Чем заниматься?

Я предлагаю  вам построить дом мечты! Кирпичики этого дома необычные – они будут сделаны из ваших мыслей о будущей профессии.  Напишите 2–3 предложения, что вы думаете об этом.

Учащимся раздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2–3 минуты на работу. Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома.

Итог: Воспитатель: И в заключение нашего занятия, я хочу вас попросить поделиться своими впечатлениями.

Что для вас было важным на сегодняшнем занятии?

Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

Вывод:  И закончим наше  занятие  стихотворением

Чтец: Труд - в нашей жизни – основа основ,

Труд - это слово высокой волны.

Да здравствуйте труд дочерей и сынов

Славной Российской страны!

Мы в честном труде закаляем сердца,

В труде мы характер куём.

Мы дело доводим всегда до конца,

Мечтая о счастье большом.

Большое спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Надеюсь, наше занятие дополнило ваши знания о мире профессий.

Желаю удачи в мире самоопределения!

Приложение:

Характеристика труда ДОМОХОЗЯЙКИ –

Постоянный - временный, простой - сложный, умственный - физический, оплачиваемый - безвозмездный, добровольный - принудительный, ручной - автоматизированный, творческий - традиционный, коллективный - индивидуальный

Характеристика труда ПРОГРАММИСТА –

Постоянный - временный, простой - сложный, умственный - физический, оплачиваемый - безвозмездный, добровольный - принудительный, ручной - автоматизированный, творческий - традиционный, коллективный - индивидуальный

Памятка

Перечень добрых дел:

Помощь старикам и инвалидам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.)

Защита и помощь младшим.

Забота о родителях, помощь по дому

Работа в библиотеке по «лечению» книг.

Посадки и охрана деревьев, кустарников, цветов.

Сохранение порядка.

Изготовление наглядных пособий для уроков

Помощь одноклассникам в учебе.

Забота о заболевшем товарище.

Помощь учителям на уроках.

Уборка помещений, дежурство по классу, столовой.

  «Избегайте этих выражений»

Невозможно, не могу, трудно, сомневаюсь, не получается, устал, не сегодня –     завтра, потом, успею еще, что мне, больше всех нужно? Что я, больше всех должен?

Памятка

Перечень добрых дел:

Помощь старикам и инвалидам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.)

Защита и помощь младшим.

Забота о родителях, помощь по дому

Работа в библиотеке по «лечению» книг.

Посадки и охрана деревьев, кустарников, цветов.

Сохранение порядка.

Изготовление наглядных пособий для уроков

Помощь одноклассникам в учебе.

Забота о заболевшем товарище.

Помощь учителям на уроках.

Уборка помещений, дежурство по классу, столовой.

  «Избегайте этих выражений»

Невозможно, не могу, трудно, сомневаюсь, не получается, устал, не сегодня –     завтра, потом, успею еще, что мне, больше всех нужно? Что я, больше всех должен?

3. Притча «Чей труд легче?»

Ребята, а сейчас давайте послушаем притчу.

Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя - веником.

И что тут началось!..

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на него сыпали - в ведро относить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат.

Беседа по вопросам:

- О чем это притча? (ответы детей)

- О чем заставляет задуматься эта притча? (ответы детей)

- Какой главный смысл спрятан в притче? (каждый должен работать на своем месте)

- А вы уже определились, кем станете в будущем? (да)

- Какую профессию хотите получить? (ответы детей)

4. Конкурс  «Аукцион профессий»:

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов (показ иллюстраций):

Кисти, краски, мольберт, палитра.                                  (художник)

Парик, костюм, грим, сцена.                                            (актёр)

Молоток, гвозди, рубанок.                                               (столяр)

Овощи, кастрюля, плита.                                                  (повар)

Расчёска, ножницы.                                                           (парикмахер)

Письма, газеты, телеграммы, сумка.                                (почтальон)

Градусник, шприц, белый халат.                                      (врач)

Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань.     (швея)

Кирпич, мастерок, раствор.                                               (строитель)

Вопрос: - Ребята,  а  что  такое  «ПРОФЕССИЯ»?  Что  вы  знаете  об  этом  слове?  (Ответы  детей).

- В  словаре  русского  языка  С.И. Ожегова  дано  такое  толкование:  «ПРОФЕССИЯ – основной  род  занятий,  трудовой  деятельности».

Вопрос: - Может  ли  человек  получить  профессию   сразу,  без  подготовки? (нет).

Правильно,  сначала  надо  учиться,  приложив  много  стараний  и  труда.  

- Кем вы хотите стать?

- Кто вам посоветовал выбрать эту специальность?

- Какие профессии, по-вашему, самые нужные в обществе?

- А есть ли ненужные профессии?

- Какие профессии самые модные на сегодняшний день?

8. Игра «Третий лишний».

Из трёх слов найди лишнее и объясните почему вы так решили.

1. Программист, учитель, компьютер.

2. Учитель, медсестра, шприц.

3. Каменщик, режиссёр, кинофильм.

9. Задание на листочках: Сейчас каждый получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

«Закончите предложения»:

  1. Люди работают ради_____________________________________________
  2. Настоящий труд – это____________________________________________
  3. При выборе профессии нужно учитывать____________________________
  4. В любом профессиональном труде самое важное_____________________
  5. Счастье – это___________________________________________________

Записали, теперь зачитайте.

10. Рефлексия.

Нарисуйте картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема «Жизнь это труд».

Ребята рисуют, комментируют, затем вывешивает рисунки на доску.

11. Завершение занятия.

На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
    И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Ответьте мне, пожалуйста, а можно научиться любить труд?

Трудолюбие можно воспитать, а точнее самовоспитать. От кого будет зависеть успех этого дела?

Не следует забывать помочь, желательно без просьб и напоминаний  родителям, бабушке и дедушке, младшим брату и сестре. Возьмите себе это за правило.

И у меня вам в помощь задание, которое называется «Доброе дело дома и в школе».

Вспомните, что вы умеете хорошо делать (варить суп, гладить белье, выращивать цветы, красиво накрывать на стол и т.п.) Посмотрите, на партах я для вас приготовила бумагу, клей, ножницы и конверт 2 с заготовками.

Выполните небольшой коллаж.

(вывесить на доску коллажи и обсудить)

Да, ребята, как много вы умеете делать, но знаете ли вы, что самым большим недостатком в воспитании трудолюбия является расхождение слова и дела. Вы часто говорите родителям, что любите их, а помочь им, поучаствовать в домашнем труде - у вас находятся сотни причин для отказа. Если вы хотите воспитать в себе трудолюбие, возьмите себе лозунг “Ни дня без доброго дела!” (Повторить лозунг).

Рефлексия «Дерево ВСТРЕЧИ» (на доске на листе формата А3 вывешен ствол дерева с ветками, но без листьев):

Сегодня на классном часе (листик)

             я узнал________________________________

             понял_______________________________

             почувствовал_________________________

(обсудить с ребятами)

Приклейте свои листики к дереву, а то оно стоит без листиков скучное, зимнее…

Спасибо вам за позитив, работу и внимание… наш классный час окончен.

Чтец: Труд - в нашей жизни – основа основ,

Труд - это слово высокой волны.

Да здравствуйте труд дочерей и сынов

Славной Российской страны!

Мы в честном труде закаляем сердца,

В труде мы характер куём.

Мы дело доводим всегда до конца,

Мечтая о счастье большом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Внеклассное занятие Olympic games

Внеклассное занятие Olympic games, 8 класс...

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...