Конспект урока по технологии 5 класс.
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме

Раздел: Кулинария. Тема: Блюда из яиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Yakovleva_N.V_konspekt.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Тема урока. «Блюда из яиц»

Тип урока.  Урок изучения нового материала.

Цель урока.

   Дать представление о пищевой ценности яиц, их значении в питании  человека.

Задачи урока.

  1. Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце и яичных продуктах. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц и приготовлению блюд из яиц.
  2. Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
  3. Создать условия для выполнения  самостоятельной  деятельности.
  4. Воспитывать взаимодействие в коллективе.

Необходимое оборудование и материалы.

  • Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
  • Куриные яйца для лабораторной и практической работы.
  • Набор продуктов для практической работы.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Слайдовая презентация.
  • Инструкционные карты для лабораторной работы.
  • Технологические карты. Яйца «Сюрприз» (приложение №2)

Для учащихся:

  • Рабочая тетрадь, кулинарная энциклопедия, письменные принадлежности.
  • Таблица «ЗУХ» (приложение №1)

 

Подробный конспект урока (90 минут).

1. Организационный момент

 Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (до занятия).

 Проверка готовности к уроку.

   Учитель:  (звучит медленная музыка.)

В некотором царстве, Кулинарном государстве, был объявлен конкурс на замещение вакантной должности придворного повара. Всем желающим занять это место предлагалось отгадать загадку и приготовить блюдо.

«Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли. Сварю, стану  есть – несолено».

    (Фунт –  единица измерения массы  1 фунт -  450 грамм)

Трудная загадка! Многие пытались её разгадать, но ни у кого не получалось.

Однако нашёлся повар, настоящий профессионал, который справился с заданием!

Что же приготовил повар? (ребята высказывают своё мнение) Повар сварил яйцо, разумеется, в скорлупе.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:  Ребята, мы продолжаем путешествие по стране Кулинария. (Слайд  № 1)

   Добро пожаловать в «Мир солнышка в скорлупке».  

                                                                                                              

Сегодня мы побываем в гостях у придворного повара  Калорьевича  и узнаем всё о яйце и яичных продуктах,

научимся готовить блюда из яиц.

    Знакомьтесь!   (Слайд № 2)

                       Повар у плиты творит

                       Как на крыльях  он парит.

        Каждое его творенье -

        Просто сказка, объеденье,

        Мысли, творчества полёт,

        Тот, кто пробовал, поймёт.

Поварское дело не ремесло, а искусство.

   У древних римлян существовали поговорки: «Жизнь – из яйца», «С яйца – с самого начала», потому что свою трапезу  они всегда начинали с яйца, которое они не варили, а выпивали сырым.

3. Объяснение нового материала.

Учитель:  В каждом маленьком яйце скрыто столько загадок! 

Раскроем их и станем настоящими экспертами в области яиц.   (Слайд № 3)

  Свои знания  по теме будем сохранять в таблице «ЗУХ».

Таблица «ЗУХ»

Знаю

Узнал

Хочу узнать

  • Яйцо – пища, приготовленная природой в идеальных пропорциях.

 А вот и первая загадка.  Какие полезные вещества содержатся в 45 граммах яйца?         

  Работа  с  текстом  кулинарных энциклопедий.

 Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу.  В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  (приём  «Инсерт»). (Слайд   № 4) 

Задание:  вчитываемся  в текст и  делаем   пометки: " V " - уже знал, " + " – новое,

 " ? " - есть вопросы (хочу узнать).

 

  Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод по  прочитанному.  Таблица «ЗУХ». 

Вывод.   (Слайд   № 5)

      Современная наука определила, что в состав яиц входят жизненно необходимые    человеку вещества: белки, жиры, минеральные соли,  витамины А, D, Е и  В.

Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке.

Правда, нельзя забывать и о том, что в яйце содержится много холестерина (именно поэтому яйца ограничены в употреблении при заболеваниях почек и печени).

  Исследование показало, что люди со здоровой диетой могут съедать по яйцу в день, и уровень холестерина в крови не поднимется.

  Согласно статистике, человек ежегодно употребляет в пищу около 200 куриных яиц.

  • Чтобы разгадать вторую загадку, отправимся с поваром  Калорьевичем  в магазин.

Просто поразительно, как много информации содержится на яйце!

 Какую информацию содержит штамп на яйце? 

 Беседа  (ребята высказывают своё мнение).

    Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими. 

По истечении 7 суток они становятся столовыми.

Работа по учебной таблице.   (Слайд   № 6)

    (Схема зарисовывается учащимися  в рабочую тетрадь)

         

        

        

        

- Крупные яйца массой 45 г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й   категории.  

- Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории.

    К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания.

Срок хранения  яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток.

      Советы повара Калорьевича. (Слайд  № 7)

  • Яйца сохраняются лучше, если лежат тупым концом вверх.
  • При отсутствии холодильника яйца можно сохранить свежими, если смазать скорлупу тонким слоем сала или растительного масла, завернуть каждое яйцо в бумагу, уложить в корзинку и повесить ее в темном проветриваемом месте.

Стадия осмысления.

Учитель: Начинаем заполнять таблица «ЗУХ».

  • Раскроем ещё одну загадку  и познакомимся со строением  яйца.

        (работа по учебной таблице)     (Слайд  № 8)

 

.

 

Яйцо покрыто скорлупой, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними образуется воздушная камера – пуга.  В процессе хранения яиц пуга увеличивается. Под оболочками находится белок. В середине его на двух канатиках  «подвешен» желток.

  Белок составляет около 60% содержимого яйца, а желток – около 40%.

  • Очень важно, чтобы яйца были свежими, а  как это узнать, вот так загадка?

 Как определить свежесть яйца? (ребята высказывают своё мнение)

   Вывод.

 Для определения  их доброкачественности можно использовать несколько способов.

1. Просвечивание (с помощью овоскопа)

2. Погружение в воду.  

4. Лабораторная работа.

Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. (Слайд   № 9)

  (работа выполняется  в парах по инструкционной карте)

Ход работы.

1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте.

2. Опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей.

3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и   охарактеризуйте его качество.

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости

Яйца могут быть источником инфекционного заболевания, в процессе приготовления пищи из них необходимо соблюдать правила.

    Советы повара Калорьевича.  (Слайд № 10)

  • Использовать только свежие, хорошо вымытые яйца  (это снизит возможность попадания вредных микробов со скорлупы в пищу)
  • Соблюдать режим тепловой обработки яиц.

  • Опять загадка, какие вкусные блюда можно приготовить из яиц?

Предлагаю принять участие в игре «Яичный аукцион» (кто последний назовёт блюдо из яиц).

   Вывод. (Слайд № 11)

Из яиц готовят яичницы, омлеты. Яйца можно фаршировать.  Кроме того, яйца широко используются при приготовлении котлет, запеканок, блинчиков, а также кондитерских изделий.

   В кухне народов мира можно найти около 3 тысяч рецептов блюд из яиц.

 В русской национальной кухне, например,  яйца готовили, как отдельное блюдо.  

Как пищевое сырье, для смеси с другими продуктами яйца не воспринимались. Даже в тесто их стали употреблять лишь в XIX веке по примеру французов.

  • Как же правильно  варить яйца? (ребята высказывают своё мнение)

Рассмотрим способы варки яиц  (работа с таблицей).    (Слайд  № 12)

Способ приготовления

Время приготовления, мин

Готовность

Всмятку

2

Белок свернулся наполовину, желток не свернулся

«В мешочек»

4 - 5

Белок свернулся, желток не свернулся

Вкрутую

7 - 10

Желток и белок свернулся

  1. Подготовка к практической работе.

Учитель: Мы переходим к практической работе, но сначала запомним несколько правил!    

Советы повара Калорьевича   (Слайд  № 13)

  • Никогда не варите яйца сразу из холодильника, потому что очень холодные яйца, которые кладут в горячую воду, скорее всего, лопнут.
  • Никогда не варите яйца слишком долго (желтки потемнеют, белок будет похож на резину).
  • Всегда используйте маленькую кастрюлю - когда слишком много места, яйца могут стукнуться друг об друга и потрескаться.
  • Помните, что у яиц есть подушечка на тупом конце, где собирается воздух. Во время варки там может собраться давление и скорлупа потрескается. Чтобы этого избежать, проколите яйцо с тупого конца иголкой, чтобы выходил пар.
  • Если скорлупа яйца слегка треснута, яйца надо варить в солёной воде, чтобы белок не вытек.
  • Сваренные яйца опускают в холодную воду, чтобы они легче очистились.

Стадия осмысления.

Учитель: Заполним таблицу «ЗУХ».

Вводный инструктаж.

Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по правилам техники безопасности:

- при пользовании электронагревательными приборами;

- при работе с горячей жидкостью.

Разбирается схема приготовления и требования к качеству блюда.

6. Практическая работа. Выполняется в соответствии с графиком работы с использованием технологической схемы и рецептуры.

Технологическая карта. Яйца «Сюрприз». (Слайд  № 14)

Наименование продукта

Кол-во

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Яйца

1 шт.

Сварить вкрутую. Очистить.  Разрезать пополам. Вынуть желток

Кастрюля, нож, разделочная доска

Паштет

2 ч. ложки

Смешать с желтком

Тарелка, вилка

Соль

По вкусу

Добавить в паштет с яйцом. Смешать.

Ложка

Майонез

1 ст. ложка

Наполнить половинки яйца полученным фаршем и сверху залить майонезом. Украсить зеленью.

Ложка, сервировочное блюдо

Варка яиц идёт полных ходом, но не все загадки  ещё разгаданы.

  • Как культурно съесть яйцо на завтраке?!    

Учитель:  Для этого надо знать некоторые тонкости яичного этикета  (сообщение готовится ученицей)

  Ученица:   Помните, почему началась война между лилипутами (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»). Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили, что надо бить яйцо с тупого конца, другие – с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне.

 Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки. Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.

 Определение качества.

  1. Оценка сервировки стола.
  2. Определение качества приготовленного блюда согласно требованиям (самоконтроль и взаимоконтроль). 
  3. Анализ допущенных отклонений при приготовлении и оформлении блюда.

Уборка стола, рабочего места и мытье посуды (согласно графику).

7. Подведение итогов занятия.

Учитель: Заполним  таблицу «ЗУХ». Проанализируем нашу работу,  подведём итог.

Обобщение знаний учащихся.

  Домашнее задание: повторить изученный материал (стр.145-147,  вопросы для  самопроверки).

Интересная информация от повара Калорьевича   (Слайд № 15)

 Всемирный день яйца — неофициальный праздник всех любителей кулинарных блюд, одним из основных ингредиентов которых является яйцо (омлеты, запеканки, глазуньи, сырники и т. д.). Отмечается во вторую пятницу октября.

   Учитель: Обыкновенное яйцо – пищевой продукт, но его воспевают в песнях, сочиняют сказки  (Курочка Ряба). Форма  яйца вдохновляет художников,  дизайнеров, архитекторов.

                  «Яйцо  в искусстве»  (сообщение готовится ученицей)    (Слайд № 16, 17) 

  Ученица:

- В городе Коломыя  находится архитектурное сооружение в форме  яйца, сюда    

   приезжают посетители из разных стран.

- В Москве на улице Маликова стоит удивительный Дом – яйцо (архитектор С. Ткаченко).        

- Театр – музей Сальвадора Дали уникальное здание в Испании.

- Памятник «Колумбово яйцо» стоит в городе Сан – Антонио – Абад.

8. Рефлексия деятельности на уроке.  

Синквейн: существительное;  два прилагательных;  три глагола в неопределённой форме; пословица, фраза или крылатое выражение; синоним.

Составление учащимися синквейна. (Слайд № 18)

  1. Яйцо;
  2. таинственное, хрупкое, полезное;
  3. купить, варить, угощать;
  4. «солнышко в скорлупке», «в доме еда, а дверь заперта», «яйца курицу не учат».
  5. жизнь, здоровье.

(Слайд № 19)

   Учитель:  Уважаемые эксперты  в области яиц, я благодарю вас за активную работу. Новых вам открытий и побед в стране Кулинария.   Урок окончен.

В помощь учителю.

Использованные источники и литература.

  1. Интернет ресурсы:

http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm - Информационный банк современного учителя.

http://www.1001recept.com/recipes/eggs/index.html#Кулинарно

http://obozrevatel.com/news/2009/10/5/325169.htm

http://www.mega.km.ru/Health/encyclop.asp?topic=STAT_FOODDOC_111&rubr=STAT_FOODDOC_111

http://ru.wikipedia.org/wiki/Яйцо_(еда)

http://tana.ucoz.ru/load/319

http://www.dobrieskazki.ru/povar.php

http://www.rian.ru/society/20091009/188120863.html 

http://moikompas.ru/compas/bluda_s_yazamy

  1. Технология (учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений). Под редакцией В.Д. Симоненко. Вариант для девочек. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2006 г.
  2. Журналы «Школа и производство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Конспект урока по технологии по теме: «Технология обработки древесины на токарном станке». 6 класс.

Цели урока:Закрепить знания по устройству токарного станка для обработки древесины     СТД-120 М.Познакомить с видами и назначением стамесок для обработки древесины.Закрепить знани...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Молодцы! Много Интересной, познавательной и практической информации!