Разработка урока
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Художественная обработка ткани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по технологии по теме: Художественная роспись по ткани.

Цель: развитие интереса и умений у обучающихся к популярному виду декоративно-прикладного искусства – батику.

Задачи:

  1. познакомить детей с видами техники батик;
  2. научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи узлов и резерва;
  3. научить применять технику батик в готовых изделиях;
  4. формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
  5. формировать качества творческой личности обучающегося: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру, выполнение изделий для быта и одежды.

Тип урока: урок-мастерская. Комбинированный.

1 часть. Теория. Наблюдение. Усвоение нового материала.

2 часть. Практика. Творческая импровизация и фантазия.

Содержание урока:

1. История возникновения батика.

2. Виды батика.

3. Инструменты. Красители. Ткани.

4. Композиция расположения узора на изделии.

5. Динамическая пауза.

6. Правила ТБ.

7. Способы завязывания узлов и окрашивание.

8. Составление технологической карты.

9. Практическая работа.

10. Актуализация и закрепление нового материала.

11. Организация выставки: подведение итогов. Само и взаимооценка. Вывод учителя. Оглашение оценок. Домашнее задание.

12. Уборка рабочего места.

Методическое оснащение урока: 

  1. швейная мастерская
  2. выставка работ по батику
  3. манекены с сари
  4. инструменты и приспособления
  5. ткань для образцов
  6. образцы техники батик
  7. доска учебная
  8. электронная презентация

Ход урока:

  1. (Слайд 1)  Оргмомент.

- Проходите присаживайтесь, очень рада вас видеть, спасибо что пришли в нашу мастерскую, все ли добрались и готовы  познанию нового? Рассмотрите здесь всё хорошенько и приступим к нашей беседе.

2. – Мне уже рассказали, что вы признанные мастерицы швейного дела и только что закончили шить…что?  (платья и туники)

- А как вы их украсили? Какую отделку они имеют?... (никакую, отсутствие отделки)

- (Слайд 2)  Так я думала. Поэтому приглашаю вас в эту древнюю индийскую мастерскую по батику, где мы подробнее рассмотрим художественную обработку материалов. Посмотрите как здесь красиво, какие вещи изготавливают. Начинаем наше изучение отсюда, так как именно Индия является родиной украшения тканей красящими веществами, благодаря которой и появились разные способы расцвечивания  тканей. Батик – означает  «рисование горячим воском». Но чтобы полноценно познакомиться с этим искусством необходимо изучить все виды батика. Посмотрите на представленную выставку – здесь изделия разнообразной техники.

3. – (Слайд 3)  Рассмотрим виды батика. Самый древний вид «бандхари» или на современном языке «узелковый батик». (Слайд 4)  Узор появляется благодаря стягиванию ткани и крепкому перевязыванию  суровой ниткой или сама ткань завязывающаяся узлом.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ.

Названии бандхари сейчас изменилось и звучит как «бандана», что означает «обвяжи – окрась».

- (Слайд 5)  Горячий батик выполняется с помощью парафина, растопленного на водяной бане. Наносится рисунок, окрасив ткань. Снять воск, получаем рисунок на цветном фоне.

-(Слайд 6)  Более лёгкий и распространённый метод – холодный батик – это европейское изобретение. Суть его в создании рисунка с помощью контурной обводки специальным составом – резервом.

4. -(Слайд 7)  Инструменты, ткани, красители.

- красители существуют разнообразные: нам необходимы  акриловые, которые безвредны и разбавляются водой и закрепляются утюгом. Кисти круглые №5 – 12. Рамы, кнопки, палитра, банки для воды.

- Ткань использовать лучше натуральную. Как вы думаете почему?  (ответ: потому что она лучше пропускает воду, значит и краску)

- Это может быть хлопок, шёлк или смесовая ткань.

Поэкспериментируем и вспомним изученную вами тему по материаловедению. Я ткань сминаю, поджигаю,  а вы по характеру горения говорите, что это за ткань и подходит ли она нам. Проверим ваши ответы. (Слайд 8) таблица на слайде. Молодцы!  

5. – Композиция расположения узора на изделии.

Сегодня, снова очень модно носить одежду с разноцветными разводами. На примере узелкового батика рассмотрим, где на изделии можно расположить узор. (Слайд 9).

- Видим, что главный секрет узелкового батика – это… УЗЕЛ. Можно дополнить это изделие вышивкой, бисером, стразами, блёсками. Анализируя эти иллюстрации ответьте, где расположен узор чаще всего?

6. – (Слайд 10).  А что бы представить свой будущий шедевр давайте помедитируем как йоги. Сели, закрыли глаза, руки положили на колени, спины выпрямили и, раскачиваясь из стороны в сторону, говорим М-М-М.

Теперь медленно встаём, тянемся к солнцу вдох, выдох и направляемся на свои рабочие места.

7. Теперь вы индийские мастерицы, которые, чтобы не получить увечья соблюдают правила техники безопасности (Слайд 11).  (Ученица зачитывает).

8. – Посмотрим, что находится у вас на столах и познакомимся с предстоящей работой. Оденем перчатки. Сегодня мы выполняем тренировочные образцы узор «Солнышко» на салфетках. Для получения узора рисуем круг и по контуру прошиваем смёточными стежками – стянуть и плотно обмотать ниткой. Можно в намеченное место положить пуговицу, бусину. Можно самостоятельно продумать узор. Запомнили? Для наилучшего восприятия составим инструкционную карту. (Слайд 12).  

- Рассмотрим, какие критерии предъявляли древние мастера к своим работам. (Слайд 13).  

9. Теперь по этой карте и по своей фантазии приступаем к работе. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

(Слайд 14).  

10. Скоро вы покинете  эту мастерскую и пойдёте постигать другие науки, а что вы запомните от сегодняшнего занятия? (варианты ответов) (Слайд 15).  Выставка работ обучающихся.

11. Теперь посмотрим  на выставку, которую вы организовали. Рассаживаемся вокруг неё и представим что вы древние ясновидящие, возьмём работу и скажем, учитывая наши критерии, что вы о ней думаете. (Дети дают оценку).

ВЫВОД учителя: Сегодня вы познакомились с видами батика, научились выполнять узелковый батик, повторили темы, изученные  раннее, самостоятельно составили инструкционную технологическую карту. И конечно же заслуженно должны заработать оценки. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Если вы заинтересуетесь этим видом творчества, можете использовать следующую литературу. (Слайд 16).  

-В награду вам благодарность от восточных мудрецов.

12. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...