Метод проектов в технологии
творческая работа учащихся по технологии (7 класс) по теме

Мамаков Анатолий Никитич

Как применяется метод проектов и метод дебатов на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_debatov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

4. Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют :

  1. умение формировать и отстаивать свою позицию;
  2. ораторское мастерство и умение вести диалог;
  3. командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  1.   развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  2.   развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  3.   формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  4.   формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  5.   формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

  1. провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
  2. быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
  3. иметь четкую формулировку;
  4. стимулировать исследовательскую работу;
  5. иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией по теме:

  1. активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
  2. поиск информации с использованием различных источников;
  3. систематизация полученного материала;
  4. составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

  1. формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;
  2. построение стратегии отрицающей стороны;
  3. умение правильно формулировать вопросы;
  4. овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
  5. овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.

II. Игра

Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают.

За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.

Таблица

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

6 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление 01

6 минут

Вопросы УЗ к 01

3 минуты

Выступление У2

5 минут

Вопросы 01 к У 2

3 минуты

Выступление 02

5 минут

Вопросы У1 к 02

3 минуты

Выступление УЗ

5 минут

Выступление 03

5 минут

Роли спикеров

Спикер У1:

  1. представление команды;
  2. формулировка темы, актуальность;
  3. определение ключевых понятий, входящих в тему;
  4. выдвижение критерия (ценность или цель команды);
  5. представление кейса утверждающей стороны;
  6. заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).

Спикер 01:

  1. представление команды;
  2. формулировка тезиса отрицания;
  3. принятие определений ключевых понятий;
  4. атака или принятие критерия оппонентов;
  5. опровержение позиции утверждения;
  6. представление кейса отрицающей стороны.

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Готовимся к уроку

Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее:

  1. учебный предмет, класс;
  2. тема «Дебатов» (несколько вариантов);
  3. цель «Дебатов»;
  4. принципы формирования команд;
  5. виды работы с информацией по теме «Дебатов»;
  6. подготовка команд к «Дебатам»;
  7. критерии оценки «Дебатов»;
  8. форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.

 

Кодекс чести дебатера включает следующие правила:

•  Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям.

•  Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике.

•  Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

•  Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.

 

 

Этика дебатера:

•  при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов;

•  дебатеры должны спорить в дружественной манере;

•  язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим;

•  дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения;

•  дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.

Этика тренера:

•  тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам;

•  тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;

•  тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы;

•  тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров;

•  отношения между тренерами и дебатерами должны

основываться на взаимном доверии и

 

Рефлексия

Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».

 

Литература

•  Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, 1997.

•  Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

•  Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

•  Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. — М.: Народное образование, 1999.

•  Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

•  Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.

•  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.

•  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

•  Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

•  Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме «Musikkunst» с использованием метода проектов и технологии критического мышления

Цель данного урока - это рассказать учащимся о важном значении музыки в жизни человека, научить высказывать собственное мнение по предложенной выше теме и приблизить их к музыкальному творчеству велик...

Педагогический совет "Метод проектов - учебная технология XXI века"

В материале содержится основной доклад и презентация к нему...

Метод проектов в технологии.

Презентация, которая пригодится при прохождении темы "Метод проектов" в 5 классе. Особенно на первых уроках темы....

"Метод проектов как технология"

Как известно, метод проектов - наиболее востребованная в соврменном педагогическом процессе технология, которая  не только способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала школьн...

Метод проектов - эффективная технология реализации ФГОС.

В работе рассмотрены этапы, организация и результаты проектной деятельности по ФГОС.                                ...

Методическое пособие "Применение ИКТ и метода проектов в технологии"

Образовательная область «Технология» - основная практико-ориентированная область знаний в школе, знакомящая школьников с различными сферами общественного производства. Одной из педагогических задач се...