Методические разработки уроков
методическая разработка по технологии на тему

Румянцева Татьяна Борисовна

Уроки разработаны в различных технологиях: КСО, урок - исследование, проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Чухломская средняя

общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева

учитель Румянцева Т.Б.

Приложение№4

Конспект урока

Тема

Конструирование  и моделирование швейных изделий

Класс

Учебник

Программа

5

Технология. Обслуживающий труд: учеб.для 5 класса общеобразоват.учреждений /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 238 с.

Программа общеобразовательного учреждения «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» О.А.Кожина М: «Просвещение» 2005 год

Урок

№11

Разработал Румянцева Т.Б.

Материаловедение. Классификация волокон. Волокна растительного происхождения, их свойства. Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства.

Планирование

авторское

Цели урока

  1. Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
  2. формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
  3. научить определять направления нитей основы и утка, лицевую и изнаночную сторону;
  4. воспитывать уважение к труду старших поколений.

Применяемые технологии

Учебное исследование

Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006, с.492.

Применяемые формы работы

Урок – исследование, работа в группах, фронтальная беседа.  

План урока

Время

1

Организационная часть.

1 минута

2

Вступительное слово учителя

3 минуты

3

Актуализация знаний

10 минут

4

Работа в группах. Исследование

60 минут

5

Рефлексия

5 минут

6

Домашнее задание

2 минуты

Ход урока

Пункт плана №1 Организационная часть урока.

Работа учителя

Наглядность

Работа учащихся

Приветствие. Учитель проверяет готовность к уроку. Предлагает разделиться на три  группы.

Учащиеся готовятся к уроку.

Разделяются на три группы.

Пункт плана №2 Вступительное слово учителя

Даёт краткую справку о новой форме проведения урока.

Знакомятся с содержанием алгоритма работы на уроке.

Пункт плана №3 Актуализация знаний

Учитель проводит фронтальную беседу.

Как вы думаете, из чего изготавливают одежду?

Учащиеся отвечают на вопрос. Предполагаемые  ответы: одежду изготавливают из кожи, ткани.

Как вы думаете, из чего получают ткани?

Учащиеся в группах обсуждают и приходят к выводу, что ткани получают из нитей, которые получают из растений и животных.

Как вы думаете,  как называется наука о строении  и свойствах тканей?

Обсуждают в группах и приходят к выводу, что эта наука материаловедение.

Учитель предлагает определить тему урока и записать тему урока в тетрадь.

Определяют тему «Материаловедение» записывают тему урока в тетрадь.

Учитель предлагает определить  цели на урок.

Учащиеся совместно с учителем определяют цели урока.

Учитель организует работу по выдвижению гипотезы.

Учащиеся проводят обсуждение в группах и выдвигают гипотезу, что ткани состоят из двух направлений нитей, которые вырабатывают из растений, имеют две стороны.

Учитель предлагает сформулировать гипотезу исследования.

Учащиеся формулируют гипотезу исследования:

Гипотеза исследования:

ткани состоят из двух направлений нитей, которые вырабатывают из растений

Пункт плана №4 Работа в группах

Для проведения исследования вы работаете в группах: ткачихи, прядильщицы (пряхи), швеи.

Схема для заполнения «Волокна растительного происхождения» , коллекция натуральных волокон растительного происхождения, таблица для заполнения «Отличительные признаки волокон»

Учащиеся работают в трёх исследовательских группах: ткачихи, прядильщицы (пряхи), швеи, выполняя своё исследование.

Прядильщицы (пряхи): исследовать натуральные волокна растительного происхождения. Учащиеся рассматривают коллекцию натуральных волокон, изучают материал учебника п.1., составляют схему «Волокна растительного происхождения» , заполняют таблицу «Отличительные признаки волокон»

Консультирует при необходимости

Схемы для заполнения «Признаки определения лицевой и изнаночной сторон», «Признаки определения направления нити основы и нити утка»

Ткачихи: Исследовать строение и структуры льняных и хлопчатобумажных тканей.  Изучают материал учебника п.2,

 рассматривают образцы льняных и хлопчатобумажных тканей, сравнивают их, определяют направление нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную стороны, делают выводы. Составляют схемы «Признаки определения лицевой и изнаночной сторон», «Признаки направления нити основы и нити утка».

Консультирует при необходимости

Таблица для заполнения «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»,  таблица «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей»

Швеи: исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Рассматривают образцы тканей, изучают п.1-2., изучают таблицу «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей», заполняют таблицу «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».

Учитель предоставляет слово учащимся. Выслушивает учащихся, дополняет их ответы.

Учащиеся представляют материалы исследования своей группы, комментируют итоги поисковой работы, фиксируют результаты работы на доске.

Делают вывод, что гипотеза верна.

Пункт плана № 5 Рефлексия

Учитывая новизну данной формы обучения предмету, для установления обратной связи проводится рефлексия.

Учащиеся проверяют уровень выполнения целей, самооценка.

  Отвечают на вопрос, делая выбор ответа. Как вы оцениваете полученные на уроке знания?

1. Знания твёрдые, не требующие доработки

2.Требуется прочитать отдельные пункты параграфа для установления более прочных взаимосвязей изученного материала

3. Материал требует серьёзной доработки 

Пункт плана №6 Домашнее задание

П. 1-2, выполнить из бумаги макет полотняного переплетения – страница учебника 12, практическая работа №2

Записывают домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, с.492.
  2. Технология. Обслуживающий труд: учеб.для 5 класса общеобразоват.учреждений /О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 238 с.
  3. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-у изд., перераб. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 192 с.: ил.

Для работы группы «Прядильщицы»

Волокна растительного происхождения

Отличительные признаки волокон растительного происхождения

Вид волокна

Отличительные признаки

По внешнему виду

На ощупь

Для работы группы «Ткачихи»

Признаки определения лицевой и изнаночной сторон

Признаки определения  направления нити основы и нити утка

Для работы в группе «Швеи»

Признаки определения направления нити основы и нити утка

Признаки определения

Ткань

хлопчатобумажная

льняная

Блеск

Матовая

Блестящая

Гладкость поверхности

Шероховатая

Гладкая

Мягкость

Мягкая

Жёсткая

Растяжимость:

По основе

Небольшая

Небольшая

По утку

Большая

Небольшая

Гладкость нитей

Пушистые

Гладкие

Вид обрыва нитей

В виде ватки

В виде кисточки

Толщина нитей

Тонкие

Толстые

Определение хлопчатобумажных и льняных тканей

Признак вида ткани

Образцы

1

2

Блеск

Гладкость поверхности

Мягкость

Растяжимость

Гладкость нитей

Вид обрыва нитей

Вид ткани


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ Чухломская средняя

общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева

учитель Румянцева Т.Б

Приложение №2

Конспект урока

Тема

Творческий проект

Класс

Учебник

Программа

8

Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Б.А.Гончаров, Е.В.Елисеева, А.А.Электов, О.П.Очинин, П.С.Самородский, Симоненко В.Д., Н.В.Синицина,  М.: «Вентана-Граф» 2005 год.

Программа общеобразовательного учреждения «Проекты в образовательной области «Технология» Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, О.А.Кожина, Б.И.Орлов.  «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» В.Д.Симоненко М: «Просвещение» 2005 год.

Урок №24

Выбор темы проекта. Подбор материалов, инструментов, необходимого оборудования.

Румянцева Т.Б.

Планирование

авторское

Цели урока

  1. Научить разрабатывать план работы над проектом
  2. Воспитать уважительное отношение к окружающим, умение выслушивать мнение одноклассников, поддерживать деловое сотрудничество
  3. Развить творческие способности учащихся

Применяемые технологии

Технология погружения

Энциклопедия образовательных технологий Г.К. Селевко .Москва НИИ школьных технологий 2006 ,том 1

Применяемые формы работы

Групповая форма

План урока

Время

1.

Организационная часть.

10 минут.

2.

Постановка проблемы.

5 минут

3.

Изучение нового материала:

Что такое творческий проект

Выбор темы проекта – мозговой штурм

20 минут

4.

Исследовательская работа в группах

15 минут

5.

Презентация знаний

20 минут

4.

Рефлексия

5 минуты

5.

Домашнее задание

5 минута

Ход урока

Пункт плана №1 Организационная часть урока. Постановка проблемы.

Работа учителя

Наглядность

Работа учащихся

 Уважаемые учащиеся!

 Сегодня мы находимся в творческом зале  « Модель-2010»! Посмотрите. Какие эскизы привлекают ваше внимание.

В классе оформлена выставка эскизов  одежды

Учащиеся рассматривают все эскизы. Высказывают мнение о преимуществах эскизов. Дают  краткую характеристику.

1.Учитель задаёт вопрос: Что такое творческий проект?

 Какие этапы творческого проекта вы знаете?

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ:

Творческий проект – это самостоятельная, итоговая работа учащихся. Создание чего – либо .Учащиеся называют материалы . Делают предположение о  возможных материалах для изготовления изделия.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ: подготовительный, технологический, заключительный.

2. Раскрывает суть технологии погружения:

1) мозговой штурм

2) основные этапы мозгового штурма

3) правила проведения мозгового штурма

Генераторы, критики

Деление на группы генераторов и критиков. Определение каждым учащимся своей роли на занятии. Получение жетонов « генераторы»,

« критики». Занимают свои места согласно жетонам.

Знакомятся с раздаточным материалом.

Пункт плана №2 Постановка проблемы.

  Обозначает ключевую проблему занятия.

 Для изготовления коллекции одежды мы будем использовать………

:

Коллекция

тканей

 

Вникают в суть  данной проблемы.

Высказывают мнение, что все коллекции изготовлены  из ткани. Есть ли другие материалы ?

Пункт плана №3 Мозговой штурм

Записывает на доске все идеи, которые предлагают учащиеся.

Запись на доске:

1.Пошив моделей одежды из фантиков

2.Пошив одежды из цветной бумаги

3. Пошив одежды из целлофановых пакетов

4. Пошив одежды из обоев

5. Пошив одежды из газет и журналов

Учитель предлагает провести анализ

Материалов.

Активизирует мышление генераторов:

1.Назовите свойства бумаги?

2.Назовите свойства целлофановых пакетов?

3.Назовите свойства обоев, газет, журналов?

4.Как вы думаете, как поведут себя эти материалы при обработке на швейной машине?

Учитель записывает на доске идею, которая осталась после дискуссии генераторов и критиков

Пошив одежды из обоев

Коллекция тканей

Коллекция

 материалов( бумага, фантики и т.д )

Коллективный поиск идей, с помощью которых можно разрешить поставленную проблему.

Генераторы предлагают идеи, аргументируют их:

1.Пошив моделей одежды из фантиков

2.Пошив одежды из цветной бумаги

3. Пошив одежды из целлофановых пакетов

4. Пошив одежды из обоев

5. Пошив одежды из газет и журналов.

Критики отвергают некоторые идеи, т.к. считают их недостаточно интересными и сложными в обработке или являются повторением.

Аргументируют свой выбор.

Генераторы и критики рассматривают изготовление швейных изделий со стороны обработки предлагаемых материалов и их свойств.

Подводят итог дискуссии и выделяют идею для дальнейшего исследования, которые соответствуют ключевой проблеме:

Пошив одежды из обоев

Делают общий вывод по ключевой проблеме:

Обои материал , который имеет различную структуру, цвет, рисунок, красиво смотрится, напоминает ткань.

Пункт №4 Исследовательская работа в группах

Учитель предлагает спланировать работу. Для того, чтобы создать коллекцию одежды нам необходимо продумать…..

Как удобнее работать?

Учитель консультирует учащихся в ходе их самостоятельной работы в случае затруднения.

Предлагают: необходимо продумать эскизы, провести конструирование изделий, изготовить и т.д.

 В группах , выбор  зависит от индивидуальных интересов каждого из нас.

Распределяются по группам исследователей: 1.Художники: составляют план своей работы, зарисовывают эскизы моделей.

2.Конструкторы: составляют план своей работы, снимают мерки.

3.Модельеры: составляют план своей работы, по эскизам рассматривают конструктивные детали моделей.

4.Швеи: составляют план своей работы, подбирают материалы, инструменты, оборудование, рассматривают способы обработки изделий из нестандартного материала.

5.Оформители: составляют план своей работы, содержание презентации.

Распределяют поручения в группе, назначают ответственных за материалы для коллекции.

Презентация знаний

Учитель организует и контролирует по времени отчёты учащихся по своей теме.

Демонстрация планов работы

Раскрывают содержание своей темы, представляют наглядно подготовленный материал.

Подводят итог занятия:

Будут работать над созданием коллекции «Бал бумажных дам», для этого необходимо зарисовать эскизы, подобрать материалы, инструменты, оборудование, построить выкройки-основы, произвести моделирование, изготовить модели, оформить результаты своей работы, представить свою коллекцию на школьной научной конференции.

Пункт плана №4 Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение о результативности работы на занятии.

Жетоны настроения

Высказывают своё мнение

Выбирают размещают на доске.

Пункт плана №5 Домашнее задание

Подобрать материалы  для работы, изучить произведение Блока А.  о вечере бумажных дам.

Знакомятся с содержанием домашнего задания.

Используемая литература:

  1. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, с.492.
  2. Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Б.А.Гончаров, Е.В.Елисеева, А.А.Электов, О.П.Очинин, П.С.Самородский, Симоненко В.Д., Н.В.Синицина,  М.: «Вентана-Граф» 2005 год.

Памятка работы на занятии

Правила проведения мозгового штурма

Этапы мозгового штурма

  1. Нельзя критиковать  предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
  2. Приветствуются любые идеи в том числе фантастические. Нет плохих идей.
  3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
  4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
  5. Главная цель – получить как можно больше идей.
  1. Определение проблемы.
  2. Выбор генераторов идей и экспертов.
  3. Проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей.
  4. Обсуждение идей и ранжирование их по степени важности.
  5. Определение приоритетов и коллективный выбор наиболее ценной идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...