Обобщение опыта работы по разделу "Рукоделие"с 5-9 класс
статья по технологии по теме

Прошкина Елена Мунировна

Описание моего опыта работы по рукоделию с 5-9 класс. Что я использую на уроках, какие виды вышивки изучаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

                  Обобщение опыта работы по разделу «Рукоделие»

 учителя технологии МКОУ СОШ№ 40 г.Сатки, Прошкиной Е.М.

1.Введение.

В курсе технологии урокам декоративно-прикладного творчества отводится мало времени (до 12 час.), тем более важно для каждого учителя тщательно спланировать эти уроки с целью выявления и развития творческих способностей учащихся, знакомства с многовековой историей и традициями искусства вышивания, изучения технологических приемов самого распространенного вида декоративно -прикладного творчества, приумножая и сохраняя народные традиции. Цель уроков вышивания заключается не только в обучении трудовым навыкам, но и способствование профессиональному самоопределению, творческому развитию личности, расширению кругозора, воспитания трудолюбия и аккуратности, художественного вкуса.

При знакомстве с историей вышивки, правилами составления композиций узоров, подбора сочетаний цветов нитей и тканей, освоения различных операций вышивки у учащихся развиваются эстетические представления о прекрасном, умение конструирования и моделирования швейных изделий. С помощью вышивки можно не только отработать навыки по выполнению различных операций на образцах, но и украсить, дополнить внешний вид швейных изделий, которые обучающиеся шьют для защиты творческих проектов на уроках технологии обработки ткани в 5-9 классах.

Вышивка -увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного, а кому-то помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, художника-модельера, дизайнера.

2.Методы и приемы обучения вышивке.

Любая работа начинается с планирования, и каждый учитель продумывает систему планирования уроков с учетом учебного плана, целей и задач, которые он ставит перед собой и учащимися. За годы работы у меня сложилась своя система планирования уроков по вышиванию – от простого к сложному, когда в каждом учебном году я выбираю для знакомства и изучения одну большую и определенную тему, прорабатывая ее подробно, что позволяет обучающимся осваивать разнообразные техники и приемы вышивания, добиться стойкого интереса в работе.

В выборе методов проведения уроков использую накопленный методический материал: готовые работы, инструкционные карты, схемы, образцы, технологические карты, журналы и специальную литературу. Все это я бы назвала объяснительно-иллюстративным методом обучения при изучении нового материала, на вводных уроках по теме. Применение этих методов в сочетании с рассказом учителя помогают лучше усвоить и запомнить новый материал, побуждают к творчеству.

Репродуктивные методы- это освоение на практике технологических приемов, сформулированных на основе полученных знаний. Для лучшего овладения технологией очень важно проводить вводный, текущий, индивидуальный инструктаж, где учитель показывает технологические приемы работы, исправляет типичные ошибки, формирует правильные навыки работы. Во время инструктажа очень важно обращать внимание на возможные ошибки, демонстрировать необходимые моменты, от которых зависит конечный результат, учу самостоятельной работе по ИК и ТК.

Формированию стойкого интереса к вышивке способствуют посещение выставочного центра («Апрельский вернисаж»), музея, где учащиеся знакомятся с историей и традициями декоративно-прикладного творчества, народными обрядами. Знакомятся с работами местных рукодельниц, учатся различать вышивку народную и городскую, прослеживаем изменения в технике исполнения произошедшие  на протяжении веков, находим национальные и местные особенности в работах вышивальщиц (НРК). Одним из репродуктивных методов обучения, особенно в старших классах, является выполнение творческого проекта.

Творческий проект-это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко выполнены технологические операции, полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта. Проект предполагает выполнение практической работы и составление пояснительной записки к этой работе. Практическая работа должна иметь завершающий вид, практическую и художественную ценность. В ней ценится композиционное решение, грамотный выбор темы и подбор тканей, цветовой гаммы ниток, технология швов, способы перевода рисунка на ткань, окончательное оформление работы. Выполнение экономического расчета.

3. Уроки вышивки в 5 классе.

В 5 классе уроки художественной вышивки начинаю проводить с 1 четверти. Цель: расширить знания и умения, полученные в начальной школе, определить творческий потенциал каждой ученицы, отношение к предмету (как правило, оно всегда очень позитивное), изучение свойств личности каждого ребенка и конечно привить интерес к прекрасному виду рукоделия. К первому уроку готовлю выставку лучших работ учащихся прошлых лет (или презентацию с фото), знакомлю с историей искусства вышивания России, рассказываю о перспективах обучения этому разделу рукоделия; знакомство с техникой вышивания, необходимыми материалами и приспособлениями, видами ниток. Провожу инструктаж по технике безопасности, санитарно-гигиенические требования, правила организации рабочего места. Второй урок провожу из раздела «Материаловедение», изучение тканей из льняных волокон: свойства, структура ткани, переплетение, нити основы и утка. Это необходимо, т.к. тема вышивки в 5 классе «Счетные швы. Шитье по выдергу».  Большинство украшающих швов выполняется на шве «вперед иголка», который учащиеся выполняли в начальной школе. Но теперь необходимо выполнять его по дорожке, оставленной от выдерга нитей основы или утка, причем необходимо считать нити, чтобы стежки и пропуски получались одинакового размера. Ввожу в речь понятие «ритм вышивки», то есть частота повторения, группирование стежков.

 Образцы швов выполняем на  льняной ткани, размером 10*15см. Изделие, которое вышиваем- салфетка. В домашнем задании учащиеся должны определить размер, выполнить эскиз. На следующем уроке определяем места расположения выдергов нитей, оставляем место под бахрому и приступаем к работе над салфеткой. Для вышивания салфетки достаточно 2-3 занятий, при работе наблюдаю, какая богатая фантазия у детей- они придумывают  самые разнообразные швы, умело со вкусом подбирают нити в тон, или контрастной гаммы, обращаю внимание на ошибки в работе. Для проверки знаний использую карточки для индивидуальной работы. Украшающие швы используют, если позволяет ткань, при шитье фартука, как элемент отделки готового изделия. Также применяют знакомые швы: стебельчатый, тамбурный, петельный, что является повторение пройденного в начальной школе.

4. Уроки вышивания в 6 классе

Для изучения и освоения  в 6 классе я выбрала тему «Вышивка по народным мотивам». Вышивка всегда была и остается  одним из самых любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка, не похожая ни на какую другую. Она отличается узорами, способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Каждая вышивка имеет свое название, произошедшее от названия местности, где возникла, или от техники исполнения. Так, нам известны «александровская цветная гладь», «владимирское шитье», «золотое шитье» и др. Каждая из этих вышивок имеет много различных приемов исполнения. К первому уроку даю задание, посетить библиотеку, подобрать материал с  интернет-ресурсов, подготовить сообщение по истории вышивки.

Для изучения я выбрала вышивку «владимирскими швами», имеющая свои корни в поселке Мастера Владимирской области. Основной цвет вышивки-красный. А в него, как разноцветные огоньки, вплетаются небольшие вкрапления из синих, изумрудно-зеленых и золотистых оттенков. В данной вышивке преобладают сказочные узоры, изображающие птиц, цветы, фигурки людей и животных. Рисунки стилизованны, что позволяет выделить эту технику из многих других. Вышивка выполняется на льняной ткани или другой более плотной ткани. На первый взгляд техника вышивания кажется довольно сложной, но исходя из опыта работы, я убедилась, что учащиеся 6 класса успешно ее осваивают и выполняют качественные работы. Очень важно, чтобы дети закончили изделие, и я всегда добиваюсь именно этого. Поэтому рекомендую выполнять небольшое изделие- прихватку, наволочку, небольшое панно.

При выполнении работы используем довольно много швов: стебельчатый, тамбурный и его разновидности, «козлик», гладьевые швы, в основном «верхошов», накладные сетки. Вышивать начинаем с мелких частей узора выполненных знакомыми швами, переходя к крупным фрагментам рисунка. Основной прием вышивки владимирских швов односторонняя гладь-верхошов. Особенность этого приема заключается в том, что стежки кладут на лицевой стороне узора не плотно друг к другу, а так, чтобы они едва касались, но не оставляя просветов. Узоры, вышитые владимирскими швами, часто  обрамляют несложными швами, которые учащиеся изучали в 5 классе. Готовые работы получаются яркими, красочными, приносящими радость праздника в наш дом, дарят глубокое удовлетворение от проделанной работы.

5. Вышивка в 7-8 классах.

В программе курса «Технология» в разделе «Рукоделие» предусмотрено вязание на спицах и крючком. Но т.к. можно изменять часть программы на свое усмотрение, в 7 классе выполняем вышивку крестом, что очень нравится детям. Свои небольшие панно они дарят родным, или украшают интерьер квартиры. Особое внимание уделяется общему замыслу, композиционному решению и цветовой гамме. В 8 классе вышиваем на одежде монограммы, цветочные мотивы, не крупные по размеру, чтобы не перегружать изделие. При выполнении вышивки на одежде очень важно воспитывать у учащихся чувство меры, художественный вкус. При выборе техники исполнения важно учесть структуру ткани, место расположения узора. Так, на легких  тканях узор должен быть нежным и выполнен тонкими нитками, для детской одежды подбирают рисунки детской тематики. Иногда работаем в лоскутной технике, выполняем подушку в стиле »витраж». Ткани подбирают по цветовой гамме своей комнаты, чтобы подушка идеально вписывалась в интерьер.

В 7-8 классах считаю необходимым научить девочек пользоваться специальной литературой, журналами по рукоделию, т.к. большую часть работы они выполняют самостоятельно дома и им необходимо умение читать и понимать схемы, условные обозначения и описания работы. Работа с литературой дает дополнительный толчок к творчеству, обогащает и развивает фантазию, художественный вкус.

6.Вышивка в 9 классе.

К девятому классу у девочек формируется стойкий интерес к вышиванию, и они хотят осваивать более сложные техники, такие, как вышивка «ришелье», прорезная гладь.

Ажурная вышивка очень красива, в этой технике можно создать настоящее произведение искусства. В настоящее время ажурная вышивка пользуется огромной популярностью, ею украшают блузки, платья, воротники и манжеты, салфетки, скатерти и т.д. Ажурная, с просветами, ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно. Техника выполнения не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности, усидчивости и аккуратности. Вышивку выполняем  на х/б тканях, нитки возможны различные: катушечные х/б для выполнения настила и брид, мулине- для  выполнения петельных стежков и обшивания брид. Обязательно обращаю внимание на то, что надо иметь маленькие ножницы с острыми, слегка загнутыми концами. Работу  выполнять обязательно на пяльцах.

Перед тем, как браться за большую работу предлагаю для тренировки вышить образец –небольшой фрагмент узора, чтобы отработать основные приемы вышивки и правильно подобрать все материалы. Тогда не будет разочарования и досадных ошибок в работе. Особое внимание обращаю на способы закрепления рабочей нити в начале и конце работы. Слежу внимательно за тем, чтобы в ходе работы соблюдалось правильное направление петельного шва, т.к. он является основным в ришелье. Учащиеся выполняют салфетку, или наволочку. Цветовую гамму ниток подбирают в тон ткани, или контрастный.

К сожалению, количество часов, отведенное программой  не позволяет в полном объеме освоить все разновидности этой прекрасной техники вышивания, но увлеченные девочки в процессе самостоятельной  и внеклассной работы ( особенно над творческим проектом) успешно осваивают сложную технику.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках рукоделия в школе, остаются с ними на всю жизнь и пригодятся всегда, в чем я убеждаюсь многократно, встречаясь с бывшими выпускниками. Есть выпускники, которые открыли свои собственные ателье, кто –то выполняет заказы на дому по вышивке различных панно. Их фантазия, творчество и умелые руки с ними навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...